kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 6 классе по программе М.М. Разумовской. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по программе М. М. Разумовской. Тема: Развитие речи. подготовка к сочинению по картине художника Ф. П. Решетникова "Опять двойка". На этом занятии учащиеся узнают факты из жизни известного художника, повторят особенности повествования как типа речи, создадут устное описание картины, обменяются мнениями об актуальности сюжета и в наши дни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по программе М.М. Разумовской. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка" »

Конспект урока русского языка в 6 классе по программе М.М.Разумовской.

Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

Обучающие цели:

  • формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений;

  • учить определять основную мысль сочинения, систематизировать собранный материал;

  • закрепить и углубить представление о повествовании как о типе речи;

  • закрепить навыки работы над сочинением-повествованием;

  • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;

  • провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;

  • обогатить речь школьников словами искусствоведческого характера;

  • развивать речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;

  • создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

  • дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;

  • обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

Воспитательные цели:

  • воспитывать самостоятельность и творческую активность;

  • воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

Оборудование:

  • репродукция картины Ф.П. Решетникова “Опять двойка”; сообщения учащихся по теме урока.

Ход урока.

1. Оргмомент. Мотивация к деятельности.

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Мы сегодня с вами познакомимся с творчеством удивительного человека. Он сын потомственного иконописца, в юности работал спортивным инструктором, а когда закончил художественно-технический институт, его стали называть виртуозом графического шаржа.

2. Актуализация знаний.

Учитель: - Давайте послушаем необходимые пояснения к информации:

(Сообщение учащегося).

Иконописец – художник, рисующий иконы.

Шарж – добродушно-юмористическое изображение людей или различных предметов. Шарж не высмеивает недостатки героя, а заставляет улыбнуться.

Этот человек нарисовал картины: «Прибыл на каникулы», «За мир!», «Мальчишки», «Достали «языка», «Любины уроки», «В деревне Малый городок» и много еще интересных бытовых картин, пейзажей, зарисовок.

(Учащийся показывает репродукции названных картин художника). А зовут художника Федор Павлович Решетников.


Постановка учебной задачи.

- Какой вид работ мы выполняем на уроке, если речь идет о картине?

- Определим тему, цель и задачи урока.

На сегодняшнем уроке речь пойдет об одной замечательной картине, называется она “Опять двойка”.

- Наметим план урока.

1. Рассказ о художнике.

2. Описание картины.

3. Составление плана.

4. Устное описание.

5. Написание черновика сочинения.

Сообщение 1 учащегося о художнике.

Решетников Федор Павлович родился в селе Сурско-Литовское (нынешняя территория Днепропетровской области, Украина), в июле 1906 года.

Став профессиональным художником, благодаря своему таланту Ф.Решетников получает возможность принять участие в заполярной экспедиции (1932 год), его берут художником-репортером, там он много рисует, делает наброски для будущих картин. В 1933 году Федор Павлович на ледоколе «Челюскин» изучает просторы Арктики, а в 1934 его с другими моряками спасут с дрейфующей льдины после гибели корабля. Через много лет в 1973 году Решетников создаст полотно «Гибель «Челюскина», где вспомнит героический поход по северным морям, покажет стойкость и самоотверженность русских мореплавателей.

В 1949 году художник получил Государственную премию СССР за свое творчество. В 1952 году была создана картина «Опять двойка», ставшая одним из самых известных его полотен.

За всю прожитую жизнь (82 года) художник Решетников Ф.П. нарисовал множество картин, написал книгу о живописи абстракционизма, работал преподавателем в Академии художеств, удостоился звания народного художника, оставил о себе добрую память.

Сообщение 2 учащегося о картине «Опять двойка».

Картина Ф.П. Решетникова «Опять двойка» по своему сюжету очень близка к реальной жизни учеников, и поэтому ее репродукции были размещены в советских учебниках в качестве образца бытовой живописи. Художник изобразил мать и троих детей, один из которых недавно вернулся из школы. На стене виден отрывной календарь, который укреплен на репродукции еще одного полотна Решетникова - «Прибыл на каникулы». С другой стороны от двери – часы-ходики. Картина рассказывает о быте обычной семьи. Обстановка типична для многих семей 50-х годов ХХ века. Неслучайно художник помещает на новой картине репродукцию предыдущей, где изображен суворовец, приехавший домой на каникулы. Тем самым автор показывает своему герою к чему нужно стремиться двоечнику. Есть информация, что художник планировал назвать картину «Опять пятерка», и для полной достоверности посещал уроки в школах, где однажды стал свидетелем того, как отличник получил двойку, потому живописец поменял название.

Сегодня картина находится в Третьяковской галерее в Москве.

Учитель: - Всем известный киножурнал «Ералаш» по мотивам картины Ф.Решетникова снял эпизод в 124 выпуске, а также картина показана в одноименном мультфильме из цикла «Приключения Мурзилки». И в наше время проблема, затронутая художником, не потеряла актуальности.

Работа над описанием картины.

– Что, по-вашему, значит написать сочинение по картине?

Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма, освещение). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

- Опишите подробно каждый из образов, изображенных на картине.

Физминутка.

Беседа по содержанию картины «Опять двойка».

- Кто изображен на картине? Кому отведено центральное место, почему вы так решили?

- Почему мальчик получил двойку?

- Какое настроение у мальчика?

- Как отнеслись к двойке в семье?

- Что обещал мальчик родственникам?

- Сдержит ли он обещание?

- Как вы оцениваете поступок вашего сверстника?

- Случаются ли сейчас подобные ситуации в вашей жизни?

Самостоятельная работа.

– Обратим внимание на композиционное построение сочинения-повествования. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.

Вступление. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым.

Основная часть. Самая большая часть по объему. Здесь дается описание событий самой картины.

Заключение. Оно может состоять из 2–3 предложений, а может быть и развернутым.

  1. Какие чувства у вас вызвала эта картина, изображенная великим живописцем?

  2. Вспомните свои наблюдения из школьной жизни современных детей, свое настроение, свои чувства.

  3. Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

Словарь наречий: слева, справа, вдалеке, вблизи, здесь, вглубь.

Устное описание картины (моделирование текста, устранение речевых и грамматических ошибок).

Написание черновика.

Рефлексия деятельности. Учащиеся отвечают на вопросы:

- Какую цель ставили?

- Удалось достичь поставленной цели. Каким способом?

- Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения?

- Где можно применить новые знания?

Домашнее задание: написать сочинение – повествование от лица одного из персонажей картины художника Ф.П. Решетникова.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Енина Тамара Васильевна

Дата: 27.07.2015

Номер свидетельства: 223665


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства