Сусина Елена Александровна учитель начальных классов МОУ «СОШ №54»
Тема урока:
«Повторение и обобщение знаний о глаголе»
Тип урока: повторение и обобщение изученного
Класс 4
УМК « Начальная школа XXI века»
Глагол
б е седа, зап а дный, су мм а, к а ртоф е льный, п о бедить, г о р и зонт, п и рог, а птека, пр е красный, о бычный, св е ркать, м а линовый
1) да
2) да
3) нет
4) да
5) нет
6) да
7) нет
8)да
9) нет
Часть речи
Глагол обозначает
действие предмета
Глагол называет не только действие, но и состояние
- Что делать?
- Что делал?
- Что делала?
- Что делали?
- Что будет делать?
- Что сделать?
- Что сделал?
- Что сделала?
- Что сделали?
Формы глагола
Неопределенная
- что делать?
- что сделать?
Личная
Указывает на того, кем совершается действие
Постоянные признаки :
вид, спряжение
-завершено действие
(что сделать?)- совершенный вид;
-не завершено действие
(что делать?)- несовершенный вид
Спряжение – это изменение
глагола по лицам и числам и
система его личных окончаний
Личные окончания глаголов I и II спряжения
I спряжение
Лицо
1-е лицо
ед.ч.
-у (-ю)
II спряжение
мн. ч.
2-е лицо
ед.ч.
3-е лицо
-ем
-ешь
-у (-ю)
-ет
мн. ч.
-ете
-ут (-ют)
-им
-ишь
-ит
-ите
-ат (ят)
Алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием
1 . Ставим глагол в неопределенную форму (н.ф.). Вид сохраняется.
2. Смотрим, на какие буквы оканчивается глагол в н.ф.
3. II спряжение : 1) все глаголы на -ить ; 2) 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать); 3) 7 глаголов на -еть (обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, терпеть).
4. I спряжение : 1) 2 глагола-исключения (брить, стелить);
2) все остальные глаголы.
5. Помни : глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и соответствующие глаголы без приставок .
1 группа. В пословицах и поговорках замените начальную форму глагола формой 2 лица, ед. ч. Выделите безударные окончания. Обозначьте спряжения. Пропущенный час годом не (нагнать). Поменьше говори – побольше (услышать).
2 группа. Выпишите только глаголы II спряжения. Вставьте пропущенные буквы. Кле…шь, верт…т, дума…м, выступа…те, леч…те, замеча…те.
3 группа. Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием. Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого моро…ца. Снег скоро та…т – к мокр…му лету.
4 группа. Запишите начальную форму каждого глагола. Определите спряжение. Запишите глагол в форме 3 лица, ед.ч. Образец: зеленеть – зеленеет. Таять - …, обидеть - …, стелить - …, брить - …, видеть - …
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Как живешь? Вот так!
А плывешь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Машешь вслед? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
А на уроке как сидишь? Вот так!
@Shepenyova E.V.
Непостоянные признаки :
наклонение, время,
лицо, число.
строю
Изъявительное наклонение-
его действия реальны, они происходили, происходят или будут происходить в действительности.
строил бы
Условное наклонение-
его действия не совершающиеся, они только желаемые или предполагаемые.
строй
Повелительное наклонение-
оно тоже обозначает действие не совершающееся, а обозначает лишь побуждение к действию.
Определите наклонение глаголов
1.Не трудился бы, так и хлеба не добился бы.
Определите наклонение глаголов
2.Не спиши языком, торопись делом .
Определите наклонение глагола
3.Лодырю всегда нездоровит-ся.
Определите наклонение глаголов
4.Век живи,
век учись.
Определите наклонение глаголов
5.Если мыло приходило бы по утрам ко мне в кровать.
Определите наклонение глаголов
6. Береги землю любимую, как мать родную.
Проверка:
1.Условное
4.Повелительное
2.Повелительное
5.Условное
3.Изъявительное
6.Повелительное
Составьте предложение из слов: новогодний, встретить, праздник, ребята, весело . Запишите предложение, используя глагол в будущем времени. Обозначьте спряжение глагола. Подчеркните
грамматическую основу.
Вставка рисунка
Не то беда, что мы всегда
Чего – нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
Кто пыжится, чтоб умным слыть
И скрыть прорехи в знании
Тому весь век невеждой быть –
Могу сказать заранее.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь,
Тогда добьешься своего,
Узнаешь, поумнеешь.
@Shepenyova E.V.