Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголом.
Цель урока: создать условия для изучения и первичного закрепления орфограммы “Частица не с глаголами”.
Задачи урока.
Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.
Деятельностно - коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Универсальные учебные действия:
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем формулировать учебную проблему;
Коммуникативные: уметь слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; уметь перерабатывать информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Планируемые результаты.
Научиться безошибочно писать «не» с глаголами.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, экран, карточки с заданием.
Самоопределение к учебной деятельности.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.
2.Пальчиковая гимнастика.
Прежде, чем приступим к работе в тетради, выполним гимнастику для пальчиков.
Чистописание.
-Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг.
Запишите, используя свою закономерность.
и иииии…
Дружба творит чудеса.
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Это девиз нашего урока,
А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно. Обязательное правило при письме – следи за осанкой.
Если люди настоящие друзья, то у них всё замечательно.
4.Словарная работа
(На доске запись.) ПОКШБЕСЧДХ
— Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие глухие звуки, и узнаете слово, которое нужно запомнить сегодня на уроке.
— Назовите лексическое значение слова обед.
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
Значение слова Обед по Ожегову:
Обед - время еды, обычно в середине дня
Обед- перерыв в работе в середине дня
Обед -пища, приготовленная для еды
Обед прием пищи, обычно в середине дня
5.Актуализация опорных знаний: К нам на урок пришёл
Учитель из лесной школы – Мудрая Сова, и пришла она не с пустыми руками, а с выполненной работой своего ученика.
Она нашла допущенные ошибки и хочет, чтобы вы их исправили и назвали орфограмму. Давайте поможем ей.
Мой друк мишуня никогда не оставляет меня без внимания. Я чясто дерусь с ним, но на следующий же день он меня прощяет . Мишуня часто балеет и иногда( не) ходит вшколу. Он мне никогда( не )грубит. Он честный, никогда( не) обманывает. Вот какой у меня товарищ.
-Почему же этот ученик допустил столько ошибок? Отвечайте мне только глаголами.
Ответы детей учитель записывает на доске в первый столбик.
не учил -
не думал-
не слушал -
не трудился -
не работал-
– Ученик не сделал бы столько ошибок, если бы он…(На доске появляется второй столбик).
не учил - учил
не думал- думал
не слушал - слушал
не трудился - трудился
не работал- работал
– Сравните по смыслу глаголы первого и второго столбиков.
– Что указывает на отрицание действий?
– Это маленькое слово называется частица.
Значит, какой можно сделать вывод?
Исправление ошибок в карточке.
Глаголы первого столбика отрицают действие).
Маленькое слово не)
Вывод: Частица НЕ вносит в предложение оттенок – отрицание. Предложение становится отрицательными.
6.Физкультминутка.
Я пришел из школы (шагают),
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк,
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» - кричу (ааа),
«Вертеть» - верчу (вертят головой),
«Двигать» - двигаю (машут руками),
«Прыгать» - прыгаю (прыгают).
7.Постановка проблемной ситуации.
Поиск решения проблемы.
1.В упражнении не показано как правильно написать частицу НЕ со словами.
Как напишем?
Почему?
А докажите по какому принципу нужно проверить написание частицы.
1) убрать частицу; 2) вставим между частицей и словом другое слово - не очень думал.
-Перед какой частью речи записали частицу?
-Какой частью речи являются эти слова?
Как же пишется частица НЕ с глаголами?
Вывод: частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Какая тема урока? Кто догадался?
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами
Сегодня рассмотрим написание частицы НЕ с глаголами
Какие задачи мы с вами должны поставить , чтобы освоить тему урока?
1) Усвоить правило правописания НЕ с глаголами;
2) Научиться применять правило на письме.
Правописание частицы НЕ с глаголами
Усвоить правило правописания НЕ с глаголами;
Научиться применять правило на письме
8.Первичное закрепление
Задание
- выписать глаголы с частицей не
Проверка
Сравните свою запись с записью на слайде. Поднимите руку те ребята, у которых все правильно. Прекрасно!
Поднимите руку те ребята, у которых была всего одна ошибка. Хорошо!
Поднимите руку те, у кого больше 1-2 ошибок - не расстраивайтесь, ведь мы только начинаем изучение. Будьте внимательны!
Самостоятельная работа в тетради
Не найдешь, не рубили, не стучали, не хожу,
не говорю, не мигаю, не летаю.
Работа в группах
9.Гимнастика для глаз
10.Включение нового знания в систему знаний.
-Но есть глаголы, которые пишутся с НЕ слитно.
-Давайте объясним их смысл.
Негодовать – возмущаться, быть недовольным
Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не
приложить.
Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза
Неволить – принуждать, заставлять делать что-то
Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение
Недомогать – испытывать болезненное состояние
Нездоровится – болеть, хворать
-Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица не пишется слитно с глаголами?
– Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить.
Дети записывают глаголы- исключения в тетради.
– Проверим - насколько вы на уроке были внимательными. Поднимите руки над головой, если глаголы надо писать слитно и положите руки на стол, если писать их надо раздельно.
-Без НЕ эти глаголы не употребляются.
11. Творческая работа в группах.
-Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.
-Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!
-Кто мог бы быть его автором? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написала этот текст на плакате. Обратилась к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу).
- А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу).
- Предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого надо распределиться на три группы. Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.
Тексты посвящены разным темам:
1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу.
2 группа - о правилах поведения в столовой.
3 группа - о правилах пользования книгой.
Творческая работа.
Составить текст-призыв, используя глаголы с частицей не.
1 группа. «Правила поведения в лесу».
2 группа. «Правила поведения в столовой».
3 группа. «Правила пользования книгой».
Подумайте, посовещайтесь, как выполнить работу и приступайте к выполнению.
Ребята работают по группам,
Не лови, не разоряй,
не срывай,
не пытайся.
Не разговаривай, не мешай, не играй.
Не рисуй, не перегибай,
не вырывай.
Работа парами. Работа в группах
12.Рефлексия
Давайте вернёмся к девизу нашего урока.
Дружба творит чудеса.
В самом деле , мы с вами вместе, дружно сотворили чудо- открыли для себя новое знание .
Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны. Пока мы с вами работали, Мудрая Сова незаметно записочку нам оставила.
Ты под парту загляни,
Рукой нащупаешь – возьми,
Заданье сделай без труда,
Свой приз получишь ты тогда.
- Ребята, в конвертах лежат карточки с текстом. Ваша задача подчеркнуть в каждом предложении главные члены.
А теперь проверяем. Данила, читай первое предложение, называй главные члены.
-Дети (не)играли на дороге.
-Внимательно проверьте свои работы. Если допущены ошибки – исправьте. Вика, читай второе предложение, называй главные члены.
-Вася (не) гладил собаку.
-Читай третье предложение, называй главные члены.
- Ваня (не) упал на камни.
- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием
. Получите от него призы.
Дети (не)играли на дороге.
Вася (не) гладил собаку.
Ваня (не) упал на камни.
13.Контроль и самооценка
- Какую цель перед собой ставили? (Открыть правило написания НЕ с глаголами)
-Удалось ли достичь поставленной цели? (Да. Мы открыли правило написания частицы НЕ с глаголами. Учились писать слова )
-В чём были трудности?
Ребята, каждый урок мы пытаемся добраться до планеты “Открытий”, узнать что-то новое для себя. Кому-то везёт и он открывает для себя это новое, кому-то нет.
Кому повезло сегодня? Кто попал на планету “Открытий” и узнал новое?
-Соотнесите свою оценку с нужной картинкой.
Учащиеся анализируют свою работу, систематизируют полученные знания.
Я сомневался при написании слов. Я допускал ошибки, путался, выполняя предложенные задания.
14Домашнее задание.
- Твоя оценка позволит успешно поработать дома. Для выполнения домашнего задания возьми карточку, номер которой соответствует номеру картинки.
Картинки:
- Я понял правило написания частицы не с глаголами, но у меня есть сомнение.
- Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу работать по эталону.
- Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу объяснить другим.
1степень сложности:
Уходя, мама велела детям хорошо себя вести, ничего (не) трогать,
со спичками (не) играть,
на подоконники (не лазать),
на лестницу( не )выходить,
котёнка (не )мучить.
2степень сложности:
– Составьте пословицы, объясните их смысл.
Запишите пословицы, раскрывая скобки.
Кто (не) работает (не) сидеть на печи.
Есть калачи - торопись делом.
(Не) спеши языком, тот (не) ест.
3степень сложности:
Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (10 слов).
15.
А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное .