kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Все сложное не так уж сложно».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока

«Все сложное не так уж сложно».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Все сложное не так уж сложно».»

МКОУ «Кулецминская СОШ»









Конспект урока

«Все сложное не так уж сложно».


Предмет: русский язык

Класс: 9

Учитель: Муталиева А. Б.



















Ход урока

1. Оргмомент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Сложноподчиненные предложения», познакомимся с одним  из типов придаточных предложений, закрепим умения и навыки распознавания таких  предложений; поработаем над постановкой знаков препинания и составлением схемы, понаблюдаем за употреблением этих предложений в  речи, будем учиться уместному  употреблению  сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи.

Это цель нашего урока и умения, которые мы продолжим формировать.

А девизом нашего урока будут служить следующие слова:

Все простое - это не просто, сложное не так уж и сложно…

И. Николаев

 II. Проверка знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненные предложения».

        Перед изучением новой темы мы должны вспомнить то, что нам уже известно о СПП.  Сегодня мы будем отрабатывать навыки работы в группах, умение слушать и слышать друг друга, тщательно выполняя каждое дело.  Для этого вам предлагаются следующие задания.

Задание 1. Заполните «слепую» таблицу (1 уч. идет к доске)

Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом виде. Расскажите о классификации сложных  предложений. 
(Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению  систематизировать и обобщать материал, самим делать выводы.)

Задание 2. Нахождение соответствий. Групповая работа ( в парах). Кто быстрее и правильнее сделает?  (Каждая группа получает карточку с заданием – Приложение 1.)

Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.

 (Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы, помогающий школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания различных грамматических явлений, а учителю – быстро осуществить так называемую «обратную связь» и при необходимости скорректировать неправильно усвоенное).

Задание 3. Цифровой диктант. Различение на слух предложений. В тетрадях  сделайте  запись: виды сложных предложений.

 Простые       Бессоюзные          ССП         СПП

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

  Проверка: простые – 4; бессоюзные – 1, ССП – 3, СПП – 2,5.

  1. Переходить  дорогу опасно: лёд ещё очень тонкий.

  2. Мать поняла, что ребёнок заболел.

  3. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (А. Пушкин)

  4. Я всегда просыпался часа два до зари  и любил встречать без свечки рассвет.

  5. Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими сотрудниками.

     

  1.    Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель:

  • Вспомните второстепенные члены предложения?

  • На какой вопрос отвечает каждый из них?

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.

  1. Изучение, осмысление и усвоение нового материала.

  1. Работа с таблицей

  1. ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА.

КАКУЮ?

…СУЩ., (КОТОРАЯ…)

  1. БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.

КАКОМУ?

…СУЩ., (ГДЕ…)

  1. УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА.

…СУЩ., (КУДА…)

КАКОЙ?

  1. МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА.

КАКУЮ?

…СУЩ., (ЧТО…)

     1.Анализ предложений по вопросам:

  • Рассмотрите сложноподчиненные предложения и их схемы. Что общего вы можете отметить в строении этих предложений?

  • Попробуйте заменить союзные слова где, куда, что словами.

  • Списать два любых предложения со схемами.

  • Чем присоединяется придаточное определительное к главному: союзом или союзным словом?

  1. Работа с учебником.

Задание: используя материал учебника (§ 22, стр. 69-70), самостоятельно заполнить таблицу в соответствии с планом.

ПЛАН

ОТВЕТЫ

  1. Вид придаточного.

  2. На какой вопрос отвечает?

  3. К чему прикрепляется в главном?

  4. Средства связи.

  1. Есть ли указательные слова?

  2. Позиция по отношению к главному?

  1. Схема или пример предложения.

  1. Определительное.

  2. Какой?

  3. К существительному.

  4. Союзные слова (который, что, где, куда и др.)

  5. Да (тот, такой и др.)

  6. Фиксированная (всегда после определяемого слова)

                                   какой?

  1. …+/- ук. слово+сущ., (союзное словокоторый, куда, , где, что…).

   3.    Учитель обращает внимание на запись, сделанную на  доске. Нужно сравнить эти предложения.

    А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются    оттенками:

  • глагол усиливает значение действия;

  • причастный оборот подчеркивает признак предмета.

           Выводы: при помощи предложений с причастными оборотами и придаточными определительными можно выражать одну и ту же мысль.

? В чем разница между ними? (отличаются или оттенками значения, или сферой употребления)

? Как вы думаете, в каком стиле речи будут преимущественно использоваться предложения с причастным оборотом? (в художественном стиле речи)

? В каких стилях речи возможно употребление СПП с придаточными определительными?  (как в книжной, так и в разговорной речи)

Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

Уместно вспомнить, что говорил об этом А.С. Пушкин.

  1. Просмотр таблицы «Вид придаточного определительного»  и примера (по слайдам)

  2. Указательные слова в СПП с придаточным определительным.

  3. Выводы (по слайдам)

  1. Первичное закрепление.

Учитель:

  1. В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом?

1-3 предложения на слайде

 4)Но ведь есть же  на белом свете  те далёкие края,  к которым так стремятся перелётные птицы!

      2. Редактирование:

1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна».

2. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.

(Проверь себя:

1. Одна из картин Левитана, которая называется «Весна», висит на стене.

2. Наташа отдала телеги, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы, раненым.)

  1. Знакомство с местоимённо-определительными придаточными (слайды)

   V. Рефлексия

Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем

Форма деятельности:  Индивидуальная работа

Стимул:

Представьте, что вы на экзамене по русскому  языку. Вам достался вопрос о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. О чём бы вы рассказали?

Задание:  Составьте план рассказа.

Информация, необходимая для решения данной задачи: план с ответами.

Домашнее задание. 

1. Выучить § 22– стр. 69-70 или по плану

2. Задание по выбору:

1.  Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.

2. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным. (приложение 2)

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

 3. Выполнить упр.107 (по заданию учебника)

 

        Урок окончен. До свидания.

Приложение 1.

1. Простые предложения –

...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения –

...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

Приложение 2

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока «Все сложное не так уж сложно».

Автор: Муталиева Асият Базалаевна

Дата: 22.01.2021

Номер свидетельства: 571067

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомство с понятием "сложные слова"." "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakomstvo-s-poniatiiem-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232479"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442850368"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "конспект урока по химии тема "Основания. Определение, состав,  номенклатура и классификация" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-khimii-tiema-osnovaniia-opriedielieniie-sostav-nomienklatura-i-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "118460"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413138396"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока на тему "Синтаксический разбор сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokanatiemusintaksichieskiirazborslozhnoghopriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "267119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450291947"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства