Задачи обучения: продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных гидроксид-ионов; продолжить формирование знаний о степени окисления элементов.
Задачи воспитания: формирование гуманных отношений между учащимися на уроке и выработка таких качеств, как требовательность к себе, быстрота принятия решений, дисциплинированность, добросовестность, ответственность.
Задачи развития: совершенствование своей химической грамотности, акцентирование внимания учащихся на охране труда и технике безопасности.
Тип урока: Комбинированный
Планируемые результаты обучения.
Знать: определение оснований и их классификацию
Уметь: называть основания, определять состав вещества по их формулам,
определять степень окисления; распознавать опытным путем растворы щелочей
Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку. Нам сегодня понадобится:
Учебник, тетрадь, опорный конспект, таблица растворимости и ПСХЭ Д.И. Менделеева, ручка, простой карандаш.
Тема нашего урока (обратите внимание на слайд): Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация. (Запишите тему урока в тетрадь)
Цель урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним классом сложных веществ с основаниями, дадим определение, рассмотрим состав и классификацию, научимся называть их.
2. Актуализация знаний.
Для того, чтобы изучить новую тему, давайте вместе вспомним:
Какие вещества называются сложными?
Какой класс сложных вы уже изучили? (Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2)
Теперь мы с вами поработаем следующим образом:
3 человека работают по карточкам. (учебники положили на край парты)
1 ученик у доски выпишет формулы оксидов и назовет их, а остальные вместе со мной работают с текстом, который есть на слайде (фронтально)
CuO, Fe2O3, NaCl, SiO2, H2O, CuSO4
А) давайте вместе прочитаем формулы веществ (фронтально)
Б) 1 ряд выберите только оксиды (выходит у доске… и выписывает формулы оксидов. К доске выходит ученик с 3 ряда и начинает писать степени окисления элементов в оксидах)
2 ряд назовите оксиды (называет ученик со второго ряда)
3 ряд определите степень окисления элементов в оксидах. (Дополнительные вопросы по классификации оксидов)
Изучение нового материала:
Следующий этап урока - изучение нового материала. Вернемся к теме.
Запишите домашнее задание в дневник: §25, упражнение 1, 2 на стр. 84 выполнить в тетради (выписать и назвать, составить формулы). Приготовить устные сообщения по теме «Применение гидроксида натрия, калия, кальция»
Запишите фамилию и имя в опорном конспекте.
Обратите внимание, на слайде написаны формулы некоторых веществ.
Ca(OH)2 KOH Cu(OH)2 Al(OH)3 NaOH Ba(OH)2
Что общего в формулах всех этих веществ? (сочетание -OH)
Да, эта группа из атома кислорода и водорода называется гидроксид-ион или гидроксогруппа.
А в чем разница между этими веществами? (в них разные металлы)
А еще в чем разница?(разные цифры стоят после гидроксогруппы)
А что эти индексы показывают? (количество гидроксид-ионов)
Исходя из этого, мы можем написать общую формулу для этих веществ Ме(OH)n. Буквой n мы обозначили число –OH групп.
Еще раз посмотрите на формулы этих веществ и на общую формулу. Какое можно дать определение основаниям, исходя из того, что любое определение состоит из термина, ключевого слова и пояснения?
Какой мы термин рассматриваем? (Основания)
Ключевыми словами является слова «сложные вещества». Значит, основания – это какие сложные вещества, состоящие из чего? Поясняем. (ионы металлов и гидроксид-ионы).
Подведем итог: Что же такое основания?
Гидроксид – ион имеет суммарный заряд -1, и представляет собой сложный ион, т.к состоит из атомов 2 элементов О-2 и Н+1. Значит, количество гидроксид-ионов будет зависеть от степени окисления и валентности металла. Например: Составим формулу гидроксида магния. На первом месте всегда пишем ион металла , а, затем гидроксид- ион, степень окисления магния +2, а гидроксид- иона -1, отсюда следует , что формула гидроксида магния Мg (ОН)2: ( работаем на доске)
Составьте формулы гидроксида лития LiOH, и гироксида железа (II) Fe(OH)2.
Любое вещество имеет свое название, в том числе и основания. Как же правильно называть основания? Рассмотрим их номенклатуру.
В названии основания на первом месте стоит слово гидроксид, затем название металла в родительном падеже. Если металл проявляет переменную степень окисления., то ее значение указывается римской цифрой в скобках.
Например: NaOH – гидроксид натрия, Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), т.к. медь имеет еще одну степень окисления+1. Но некоторые основания имеют и другое название. Примером могут служить гидроксиды натрия, калия – едкий натр и едкое кали, а гидроксид кальция - гашеная известь. Это тривиальные названия.
Давайте назовем основания со слайда. (Закрепления материала)
Проверим, правильно ли мы назвали?
Еще раз послушаем название изучаемого сегодня класса неорганических соединений: гидроксиды = оксид +"гидра" (вода).
Следовательно, каждому гидроксиду соответствует свой оксид. Например,
Правило: степени окисления элемента в оксиде и соответствующем ему гидроксиде равны.
Например, Какой гидроксид будет соответствовать Na2O → NaOH.
А оксиду кальция.?
CaO→ Ca(OH)2 (Закрепление материала)
ФИЗМИНУТКА
Рассмотрим классификацию: найдите в учебнике на стр 83 I классификацию , по какому признаку идет она (по числу ОН- групп) и как подразделяются основания? (одно- и многокислотные)
Какие основания называются однокислотные? (в формулах которых указан 1 гидроксид – ион )
Какие основания называются многокислотные? (в формулах которых указаны несколько гидроксид – ионов )
Обратите внимание на слайд. Распределите основания на много и однокислотные (Закрепление)
Ca(OH)2 KOH Cu(OH)2 Al(OH)3 NaOH Ba(OH)2
Вторая классификация по растворимости в воде, по этому признаку все основания подразделяют на: растворимые (щелочи) и нерастворимые. К щелочам относят гидроксиды металлов IА и некоторых металлов IIА, остальные к нерастворимым.
(Работа с таблицей растворимости). Находим в графе ионы металла например ион К+ и гидроксид-ион, найдем место их пересечения. Какая буква там написана? (Р) Что обозначает эта буква? (растворимые). А гидроксид цинка ? (Н , значит нерастворимый).
Запишите примеры.
Исключения!!! NH4OH - растворимый, но не щелочь! AgOH –не существует, он разлагается!
Реакции, с помощью которых распознают определённые химические вещества, называются качественными реакциями.
Щелочи можно распознать индикаторами (от лат. – указатели)
Впервые получил их и проводил опыты с ними Роберт Бойль. Проведем с вами опыт и рассмотрим изменения цвета индикаторов в щелочной среде. Для опыта берем раствор гидроксида натрия и индикаторы: фенолфталеин, метилоранж, и лакмусовую универсальную бумагу. Но мы всегда должны помнить, что щелочи – опасные вещества и соблюдать ТБ.
Техника безопасности при работе со щелочами:
1. При проведении экспериментов твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.
2.. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входил в горлышко склянки.
3. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю или лаборанту.
Из всех оснований наиболее широко используются некоторые щелочи: КОН, NaOH, Са (ОН)2.
4.Закрепление
В тех опорных конспектах, которые лежат перед вами, нужно выполнить тестовые задания. Они были взяты из материалов ГИА по химии за 9 класс. В заданиях нужно выбрать только 1 ответ, за каждый правильный ответ 1 балл. Учащиеся , набравшие 5 баллов получат «5», 4 б –«4», 3б - «3», 2б – «2». Желаю успеха.
Давайте проверим наши задания, поменяйтесь конспектами и сверим ответы ваших товарищей с ключом на слайде.
Мы должны подвести итог.
5. Рефлексия. Что узнали нового?
Все ли было понятно?
Мне очень было приятно с вами работать и я аплодирую вам !
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по химии тема "Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация" »
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка , обществознания и права»
Урок по химии
Основания. Определение, состав,
номенклатура и классификация
8 класс
Аминова Руфия Гузаировна
учитель химии I кв. категории
г. Оренбург 2013
Цель урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с составом, с номенклатурой, классификацией и представителями класса оснований;
дать представление о качественных реакциях на примере щелочей;
Воспитывающие:
продолжить формирование научной картины мира;
формировать бережное отношение к своему здоровью;
уважительное отношение друг к другу;
Развивающие:
формирование интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнение, систематизация, обобщение и моделирования.
Задачи обучения:продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных гидроксид-ионов; продолжить формирование знаний о степени окисления элементов.
Задачи воспитания: формирование гуманных отношений между учащимися на уроке и выработка таких качеств, как требовательность к себе, быстрота принятия решений, дисциплинированность, добросовестность, ответственность.
Задачи развития: совершенствование своей химической грамотности, акцентирование внимания учащихся на охране труда и технике безопасности.
Тип урока: Комбинированный
Планируемые результаты обучения.
Знать: определение оснований и их классификацию
Уметь: называть основания, определять состав вещества по их формулам,
определять степень окисления; распознавать опытным путем растворы щелочей
Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку. Нам сегодня понадобится:
Учебник, тетрадь, опорный конспект, таблица растворимости и ПСХЭ Д.И. Менделеева, ручка, простой карандаш.
Тема нашего урока (обратите внимание на слайд): Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация. (Запишите тему урока в тетрадь)
Цель урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним классом сложных веществ с основаниями, дадим определение, рассмотрим состав и классификацию, научимся называть их.
2. Актуализация знаний.
Для того, чтобы изучить новую тему, давайте вместе вспомним:
Какие вещества называются сложными?
Какой класс сложных вы уже изучили? (Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2)
Теперь мы с вами поработаем следующим образом:
3 человека работают по карточкам. (учебники положили на край парты)
1 ученик у доски выпишет формулы оксидов и назовет их, а остальные вместе со мной работают с текстом, который есть на слайде (фронтально)
CuO, Fe2O3, NaCl, SiO2, H2O, CuSO4
А) давайте вместе прочитаем формулы веществ (фронтально)
Б) 1 ряд выберите только оксиды (выходит у доске… и выписывает формулы оксидов. К доске выходит ученик с 3 ряда и начинает писать степени окисления элементов в оксидах)
2 ряд назовите оксиды (называет ученик со второго ряда)
3 ряд определите степень окисления элементов в оксидах. (Дополнительные вопросы по классификации оксидов)
Изучение нового материала:
Следующий этап урока - изучение нового материала. Вернемся к теме.
Запишите домашнее задание в дневник: §25, упражнение 1, 2 на стр. 84 выполнить в тетради (выписать и назвать, составить формулы). Приготовить устные сообщения по теме «Применение гидроксида натрия, калия, кальция»
Запишите фамилию и имя в опорном конспекте.
Обратите внимание, на слайде написаны формулы некоторых веществ.
Ca(OH)2 KOH Cu(OH)2 Al(OH)3 NaOH Ba(OH)2
Что общего в формулах всех этих веществ? (сочетание -OH)
Да, эта группа из атома кислорода и водорода называется гидроксид-ион или гидроксогруппа.
А в чем разница между этими веществами? (в них разные металлы)
А еще в чем разница?(разные цифры стоят после гидроксогруппы)
А что эти индексы показывают? (количество гидроксид-ионов)
Исходя из этого, мы можем написать общую формулу для этих веществ Ме(OH)n. Буквой n мы обозначили число –OH групп.
Еще раз посмотрите на формулы этих веществ и на общую формулу. Какое можно дать определение основаниям, исходя из того, что любое определение состоит из термина, ключевого слова и пояснения?
Какой мы термин рассматриваем? (Основания)
Ключевыми словами является слова «сложные вещества». Значит, основания – это какие сложные вещества, состоящие из чего? Поясняем. (ионы металлов и гидроксид-ионы).
Подведем итог: Что же такое основания?
Гидроксид – ион имеет суммарный заряд -1, и представляет собой сложный ион, т.к состоит из атомов 2 элементов О-2 и Н+1. Значит, количество гидроксид-ионов будет зависеть от степени окисления и валентности металла. Например: Составим формулу гидроксида магния. На первом месте всегда пишем ион металла , а, затем гидроксид- ион, степень окисления магния +2, а гидроксид- иона -1, отсюда следует , что формула гидроксида магния Мg (ОН)2: ( работаем на доске)
Составьте формулы гидроксида лития LiOH, и гироксида железа (II) Fe(OH)2.
Любое вещество имеет свое название, в том числе и основания. Как же правильно называть основания? Рассмотрим их номенклатуру.
В названии основания на первом месте стоит слово гидроксид, затем название металла в родительном падеже. Если металл проявляет переменную степень окисления., то ее значение указывается римской цифрой в скобках.
Например: NaOH – гидроксид натрия, Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), т.к. медь имеет еще одну степень окисления+1. Но некоторые основания имеют и другое название. Примером могут служить гидроксиды натрия, калия – едкий натр и едкое кали, а гидроксид кальция - гашеная известь. Это тривиальные названия.
Давайте назовем основания со слайда. (Закрепления материала)
Проверим, правильно ли мы назвали?
Еще раз послушаем название изучаемого сегодня класса неорганических соединений: гидроксиды = оксид +"гидра" (вода). Следовательно, каждому гидроксиду соответствует свой оксид. Например,
Правило: степени окисления элемента в оксиде и соответствующем ему гидроксиде равны.
Например, Какой гидроксид будет соответствоватьNa2O → NaOH.
А оксиду кальция.?
CaO→ Ca(OH)2 (Закрепление материала)
ФИЗМИНУТКА
Рассмотрим классификацию: найдите в учебнике на стр 83 I классификацию , по какому признаку идет она (по числу ОН- групп) и как подразделяются основания? (одно- и многокислотные)
Какие основания называются однокислотные? (в формулах которых указан 1 гидроксид – ион )
Какие основания называются многокислотные? (в формулах которых указаны несколько гидроксид – ионов )
Обратите внимание на слайд. Распределите основания на много и однокислотные (Закрепление)
Ca(OH)2 KOH Cu(OH)2 Al(OH)3 NaOH Ba(OH)2
Вторая классификация по растворимости в воде, по этому признаку все основания подразделяют на: растворимые (щелочи) и нерастворимые. К щелочам относят гидроксиды металлов IА и некоторых металлов IIА, остальные к нерастворимым.
(Работа с таблицей растворимости). Находим в графе ионы металла например ион К+ и гидроксид-ион, найдем место их пересечения. Какая буква там написана? (Р) Что обозначает эта буква? (растворимые). А гидроксид цинка ? (Н , значит нерастворимый).
Запишите примеры.
Исключения!!! NH4OH - растворимый, но не щелочь! AgOH –не существует, он разлагается!
Реакции, с помощью которых распознают определённые химические вещества, называются качественными реакциями.
Щелочи можно распознать индикаторами (от лат. – указатели)
Впервые получил их и проводил опыты с ними Роберт Бойль. Проведем с вами опыт и рассмотрим изменения цвета индикаторов в щелочной среде. Для опыта берем раствор гидроксида натрия и индикаторы: фенолфталеин, метилоранж, и лакмусовую универсальную бумагу. Но мы всегда должны помнить, что щелочи – опасные вещества и соблюдать ТБ.
Техника безопасности при работе со щелочами:
1. При проведении экспериментов твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.
2.. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входил в горлышко склянки.
3. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю или лаборанту.
Из всех оснований наиболее широко используются некоторые щелочи: КОН, NaOH, Са (ОН)2.
4.Закрепление
В тех опорных конспектах, которые лежат перед вами, нужно выполнить тестовые задания. Они были взяты из материалов ГИА по химии за 9 класс. В заданиях нужно выбрать только 1 ответ, за каждый правильный ответ 1 балл. Учащиеся , набравшие 5 баллов получат «5», 4 б –«4», 3б - «3», 2б – «2». Желаю успеха.
Давайте проверим наши задания, поменяйтесь конспектами и сверим ответы ваших товарищей с ключом на слайде.
Мы должны подвести итог.
5. Рефлексия. Что узнали нового?
Все ли было понятно?
Мне очень было приятно с вами работать и я аплодирую вам !