kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Вопросительные и относительные местоимения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с относительными и вопросительными местоимениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Вопросительные и относительные местоимения"»

6 класс 17 марта 2021 года

Русский язык

Тема урока: Вопросительные и относительные местоимения.

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с относительными и вопросительными местоимениями, формировать умение находить в тексте относительные и вопросительные местоимения, учить правильно писать, склонять и употреблять в речи вопросительные и относительные местоимения, расширять лексический запас учащихся.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности, навыки работы с текстом, внимание.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: наглядный и раздаточный материал, портрет В.И. Даля, Толковый словарь В. Даля.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к работе.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Слово учителя. Минутка каллиграфии.

Ребята, мы начнем наш с вами урок с народной мудрости: пословицы. Посмотрите внимательно на доску, здесь записана пословица:

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

- Как вы можете мне ее объяснить?

Все вы знаете, что 2021 год в Луганской Народной Республике объявлен годом нашего земляка – Владимира Даля, поэтому мы ежедневно приобщаемся к изучению его творчества и записываем его пословицы. Эта пословица – не исключение, она тоже из Словаря В. Даля.

- Давайте назовем части речи в этой пословице.

- Почему слово - кто - вызвало у вас затруднение при определении части речи?

- Как вы думаете, что это за часть речи?

Правильно, это местоимение. И сегодня мы с вами продолжим работать над изучением местоимений. А пословицу В. Даля мы используем для минутки каллиграфии и возьмем девизом нашего урока.

Записываем число и тему сегодняшнего урока и пословицу.

2.Проверка домашнего задания.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Слово учителя.

Мы продолжаем изучать части речи и на предыдущих уроках мы начали с вами знакомиться с разрядами местоимений.

Сегодня нам предстоит знакомство сразу с двумя разрядами местоимений: вопросительными и относительными. А чтобы нам не скучно было знакомиться послушайте следующую сказку.

В одной прекрасной стране, которая называлась Грамматика, обитали местоимения. Звали их

Кто? Что? Какой? Сколько? Который? Чей?

Местоимения были очень любознательными, они любили задавать вопросы и у них даже были вопросительные знаки. Поэтому их прозвали вопросительными.

Да вот беда, все остальные жители города очень страдали от этой любознательности. Выйдет какой-нибудь житель прогуляться, а тут местоимения.

- Ты кто?- Что ты тут делаешь?

Придёшь домой, захочешь дома конфетами полакомиться, а местоимения тут как тут.

- А что это за конфеты? А какие это конфеты? А чьи они? А сколько ты их собираешься съесть?

Устали жители страны от таких любопытных местоимений и решили что-то делать. Темной ночью проникли они в дом местоимений, забрали все вопросительные знаки и заперли их в сейф. Смотрят теперь вопросительные местоимения, а знаков у них нет. Какие же они теперь вопросительные и что же им теперь делать? Осталось только придумать себе новое занятие.

В задумчивости местоимение кто стало искать себе занятие и вдруг увидело две части предложения, которые кто-то разделил. Что же делать? Займусь этим, подумало местоимение и соединило две части предложения и вот, что получилось:

МЫ ЗНАЕМ, КТО УЧИТСЯ ЛУЧШЕ ВСЕХ

- А ведь это отличная идея, - подумали местоимения. Мы теперь можем относить части предложения друг другу. Будем показывать их отношения, теперь мы называемся относительными. Жители Грамматики вскоре удостоверились, что местоимения занимаются полезной работой и вернули им вопросительные знаки.

Давайте сейчас совместно сформулируем тему урока и поставим перед собой цели.

- О какой части речи говорится в сказке?

- Что вы знаете об этой части речи?

- Какие местоимения мы будем изучать сегодня?

- Что мы должны узнать?

IV. Постановка целей и задач урока.

(вернуться к домашнему задания)

V. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

- Что же мы можем вынести из истории, которую прослушали?

Вопросительные местоимения помогают задавать вопросы, они служат для выражения вопроса.

Относительные местоимения – это те же самые слова, но без вопроса, потому что у них другая цель: они используются для связи простых предложений в составе сложных.

Давайте сравним два предложения:

  1. Чей это пирожок? Это предложение вопросительное и местоимение вопросительное.

  2. Мы не узнаем, чей это пирожок. Предложение повествовательное, а местоимение будет относительное.

КТО ПОЙДЕТ К ДОСКЕ ОТВЕЧАТЬ?

Я ЗНАЮ, КТО ПОЙДЕТ К ДОСКЕ ОТВЕЧАТЬ.

Из всех таких местоимений внимание нужно обратить на местоимение КОТОРЫЙ. Оно используется как вопросительное только в одном случае: когда мы спрашиваем КОТОРЫЙ ЧАС?

2.Работа с учебником.

Мы можем с вами сформулировать правило самостоятельно

Вопросительные местоимения помогают задавать вопросы

Относительные местоимения соединяют простые предложения в составе сложных.

Давайте обратимся к учебнику и прочитаем правила. Правильно ли мы их сформулировали. Параграф 79.

Получается, что разница между двумя разрядами только в вопросительном знаке. Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи.

С вопросительными местоимениями мы встречаемся на каждом уроке русского языка, именно они служат для того, чтобы ставить вопросы к разным частям речи. Если бы не было вопросительных местоимений, то не было бы и вопросительных предложений.

И изменяются эти местоимения соответственно.

Местоимения  какой, который, чей  изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные. Местоимения кто и что изменяются только по падежам. Местоимение кто сочетается только с прилагательными и глаголами в форме мужского рода единственного числа.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если вы услышали вопросительное местоимение, хлопаете в ладоши.

Если относительное – топаете.

  1. Какое озеро самое большое на земле?

  2. Я знаю, какое озеро самое большое на земле.

  3. Ребята с интересом рассказывают о походах, в которых они участвовали летом.

  4. Кто написал картину «Три богатыря»?

  5. Все знают, кто написал картину «Три богатыря».

  6. Ложился густой туман, в котором потонула вся окрестность.

  7. Что называется частью света?



VI. Первичное закрепление материала.

1.Работа у доски (упражнение № 455)

2.Работа в парах (на карточках)

Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным.


Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.


  1. Творческое задание.

Переделайте предложения так, чтобы выделенные вопросительные местоимения употреблялись как относительные. Расставьте знаки препинания.

Кто поёт в лесу?

Чьё пение особенно нравится?

Сколько птичьих домиков вы смастерили?

Слова для справок: мне известно, скажите, мы знаем, расскажите.

  1. Работа текстом. Прием «Делимитация». (Разноуровневое задание)

1 группа:

Перед вами текст стихотворения С.В. Погореловского. Все слова в нем склеены, соединены между собой. Ваша задача: восстановить границы текста, найти в нем местоимения и записать их разряды.

ЗдравствуйлесЗдравствуйлесдремучийлесПолныйсказокичудес

ТыочёмшумишьлиствоюНочьютёмнойгрозовоюЧтонамшепчешьназаре

ВесьвросеивсеребреКтовглушитвоейтаитсяЧтозазверьКакаяптица

ВсёоткройнеутаиТыжевидишьмысвои.



2 группа:

Найти и подчеркнуть в тексте местоимения. Указать их разряд.



Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе и в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, - мы свои.

VI. Подведение итогов урока.

1.Грамматическая минутка.


Продолжите предложения.

1.В каком году родилась Татьяна Валерьевна? Я не знаю, в каком …

2.Какого года рождения Татьяна Валерьевна? Я не знаю, какого 

3.Каковы планы на завтра у Татьяны Валерьевны? Я не знаю, каковы …

4.Что делает сейчас наш учитель математики Татьяна Петровна? Я не знаю, что …

2. Что мы сегодня узнали на уроке

При ответе используйте местоимение, которое мы изучили сегодня.

Комментированное выставление оценок.

Домашнее задание: найти пословицы В. Даля, содержащие вопросительные и относительные местоимения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "Вопросительные и относительные местоимения"

Автор: Кузуб Яна Александровна

Дата: 20.03.2021

Номер свидетельства: 576076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "178952"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424921184"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка на тему: "Притяжательные местоимения". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pritiazhatiel-nyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192621"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427478006"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iziasnitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "236453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444066548"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока русского языка на тему"Разряды местоимений" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-razriady-miestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "186404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426342032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства