Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Вопросительные и относительные местоимения"»
6 класс 17 марта 2021 года
Русский язык
Тема урока: Вопросительные и относительные местоимения.
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с относительными и вопросительными местоимениями, формировать умение находить в тексте относительные и вопросительные местоимения, учить правильно писать, склонять и употреблять в речи вопросительные и относительные местоимения, расширять лексический запас учащихся.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности, навыки работы с текстом, внимание.
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: наглядный и раздаточный материал, портрет В.И. Даля, Толковый словарь В. Даля.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к работе.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Слово учителя. Минутка каллиграфии.
Ребята, мы начнем наш с вами урок с народной мудрости: пословицы. Посмотрите внимательно на доску, здесь записана пословица:
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
- Как вы можете мне ее объяснить?
Все вы знаете, что 2021 год в Луганской Народной Республике объявлен годом нашего земляка – Владимира Даля, поэтому мы ежедневно приобщаемся к изучению его творчества и записываем его пословицы. Эта пословица – не исключение, она тоже из Словаря В. Даля.
- Давайте назовем части речи в этой пословице.
- Почему слово - кто - вызвало у вас затруднение при определении части речи?
- Как вы думаете, что это за часть речи?
Правильно, это местоимение. И сегодня мы с вами продолжим работать над изучением местоимений. А пословицу В. Даля мы используем для минутки каллиграфии и возьмем девизом нашего урока.
Записываем число и тему сегодняшнего урока и пословицу.
2.Проверка домашнего задания.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
1.Слово учителя.
Мы продолжаем изучать части речи и на предыдущих уроках мы начали с вами знакомиться с разрядами местоимений.
Сегодня нам предстоит знакомство сразу с двумя разрядами местоимений: вопросительными и относительными. А чтобы нам не скучно было знакомиться послушайте следующую сказку.
В одной прекрасной стране, которая называлась Грамматика, обитали местоимения. Звали их
Кто? Что? Какой? Сколько? Который? Чей?
Местоимения были очень любознательными, они любили задавать вопросы и у них даже были вопросительные знаки. Поэтому их прозвали вопросительными.
Да вот беда, все остальные жители города очень страдали от этой любознательности. Выйдет какой-нибудь житель прогуляться, а тут местоимения.
- Ты кто?- Что ты тут делаешь?
Придёшь домой, захочешь дома конфетами полакомиться, а местоимения тут как тут.
- А что это за конфеты? А какие это конфеты? А чьи они? А сколько ты их собираешься съесть?
Устали жители страны от таких любопытных местоимений и решили что-то делать. Темной ночью проникли они в дом местоимений, забрали все вопросительные знаки и заперли их в сейф. Смотрят теперь вопросительные местоимения, а знаков у них нет. Какие же они теперь вопросительные и что же им теперь делать? Осталось только придумать себе новое занятие.
В задумчивости местоимение кто стало искать себе занятие и вдруг увидело две части предложения, которые кто-то разделил. Что же делать? Займусь этим, подумало местоимение и соединило две части предложения и вот, что получилось:
МЫ ЗНАЕМ, КТО УЧИТСЯ ЛУЧШЕ ВСЕХ
- А ведь это отличная идея, - подумали местоимения. Мы теперь можем относить части предложения друг другу. Будем показывать их отношения, теперь мы называемся относительными. Жители Грамматики вскоре удостоверились, что местоимения занимаются полезной работой и вернули им вопросительные знаки.
Давайте сейчас совместно сформулируем тему урока и поставим перед собой цели.
- О какой части речи говорится в сказке?
- Что вы знаете об этой части речи?
- Какие местоимения мы будем изучать сегодня?
- Что мы должны узнать?
IV. Постановка целей и задач урока.
(вернуться к домашнему задания)
V. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
- Что же мы можем вынести из истории, которую прослушали?
Вопросительные местоимения помогают задавать вопросы, они служат для выражения вопроса.
Относительные местоимения – это те же самые слова, но без вопроса, потому что у них другая цель: они используются для связи простых предложений в составе сложных.
Давайте сравним два предложения:
Чей это пирожок? Это предложение вопросительное и местоимение вопросительное.
Мы не узнаем, чей это пирожок. Предложение повествовательное, а местоимение будет относительное.
КТО ПОЙДЕТ К ДОСКЕ ОТВЕЧАТЬ?
Я ЗНАЮ, КТО ПОЙДЕТ К ДОСКЕ ОТВЕЧАТЬ.
Из всех таких местоимений внимание нужно обратить на местоимениеКОТОРЫЙ. Оно используется как вопросительное только в одном случае: когда мы спрашиваем КОТОРЫЙ ЧАС?
2.Работа с учебником.
Мы можем с вами сформулировать правило самостоятельно
Вопросительные местоимения помогают задавать вопросы
Относительные местоимения соединяют простые предложения в составе сложных.
Давайте обратимся к учебнику и прочитаем правила. Правильно ли мы их сформулировали. Параграф 79.
Получается, что разница между двумя разрядами только в вопросительном знаке. Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи.
С вопросительными местоимениями мы встречаемся на каждом уроке русского языка, именно они служат для того, чтобы ставить вопросы к разным частям речи. Если бы не было вопросительных местоимений, то не было бы и вопросительных предложений.
И изменяются эти местоимения соответственно.
Местоимения какой, который, чей изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные. Местоимения кто и что изменяются только по падежам. Местоимение ктосочетается только с прилагательными и глаголами в форме мужского рода единственного числа.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Если вы услышали вопросительное местоимение, хлопаете в ладоши.
Если относительное – топаете.
Какое озеро самое большое на земле?
Я знаю, какое озеро самое большое на земле.
Ребята с интересом рассказывают о походах, в которых они участвовали летом.
Кто написал картину «Три богатыря»?
Все знают, кто написал картину «Три богатыря».
Ложился густой туман, в котором потонула вся окрестность.
Что называется частью света?
VI. Первичное закрепление материала.
1.Работа у доски (упражнение № 455)
2.Работа в парах (на карточках)
Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным.
Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.
Творческое задание.
Переделайте предложения так, чтобы выделенные вопросительные местоимения употреблялись как относительные. Расставьте знаки препинания.
Кто поёт в лесу?
Чьё пение особенно нравится?
Сколько птичьих домиков вы смастерили?
Слова для справок: мне известно, скажите, мы знаем, расскажите.
Работа текстом. Прием «Делимитация». (Разноуровневое задание)
1 группа:
Перед вами текст стихотворения С.В. Погореловского. Все слова в нем склеены, соединены между собой. Ваша задача: восстановить границы текста, найти в нем местоимения и записать их разряды.