Конспект урока в 5 классе "Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных"
Конспект урока в 5 классе "Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных"
Цельурока: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы, формировать умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки; правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
На уроке использовался проблемный метод обучения: создание проблемной ситуации,организация поиска решения проблемы, сопоставление открытия знания с научной формулировкой учебника. Знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, в процессе интенсивной интеллектуальной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных"»
Тема: Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы, формировать умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки; правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Оборудование: меню с заданиями, карточки–рисунки для лексической работы, толковые словари (2 экз.), карточки со словами–исключениями, цветовые сигнальные карточки, карточки с индивидуальными заданиями для слабоуспевающих учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк, Это начался урок! Здравствуйте!
- Улыбнитесь друг другу, садитесь!
-Руки?
-На месте.
- Ноги?
-Вместе!
-Локти?
-У края!
-Спина?
-Прямая!
Начинаем мы опять думать , рассуждать, смекать!
Ребята , а с каким настроением вы пришли на урок? Ведь настроение –это главный фактор любого дела. Я хочу, чтобы вы поделились своим настроением.
Перед вами детские рисованные мордашки , выберите ту мордашку , которое больше всего подходит под ваше настроение и покажите мне.
- Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в кафе , но необычное , а орфографическое.
– Как вы думаете, о чем будем говорить в таком кафе? (Об орфографии, правописании).
- А что изучает ОРФОГРАФИЯ?
– Перед вами меню , в котором вкуснейшие блюда-задания. В ходе урока вы должны будете оценить себя, оценить то, что вы попробовали и с каким аппетитом поглощали. В конце урока будет предъявлен счёт, также можно будет заглянуть в книгу жалоб и предложений.
Но чтобы попасть в наше кафе и его хозяева нам распахнули свои двери, вам нужно показать как вы сильны в своих знаниях , что умеете, о что усвоили . А вы наверное все знаете , чтобы открыть что – то новое , нам нужно повторить то , что мы уже знаем.
-Ребята у нашего кафе есть девиз , вы его прочитаете , если выполните правильно задания.
Помимо меню , у вас на партах находятся сигнальные карточки ,с которыми вы будете работать на протяжении урока.
А теперь вопрос , хотите ли вы попасть в кафе и прочитать девиз? Тогда
Начнем с устной разминки
Сейчас я начинаю произносить незаконченное предложение , у каждого из вас на партах находится продолжение моей фразы , ваша задача – внимательно меня послушать ,если у вас есть продолжение моих слов - прикрепить на доску ваш ответ.
КАРТОЧКИ
1. Часть речи , которую мы изучаем на протяжении последних семи уроков -это…
2. Имя существительное отвечает на вопрос..( Кто ?Что?)
3. Эта часть речи обозначает ( предмет)
4. Существительные относятся к трем родам.. ( мужскому, среднему ,женскому)
5. Имена существительные изменяются по (числам, падежам)
6. Какую форму числа имеют существительные: жмурки, хлопоты , заморозки.( форму только единственного числа)
7. Какую форму числа имеют существительные : щавель, молодежь( только единственного)
8. Существительные бывают ( одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные)
9. В русском языке различают три типа (склонений)
10. Склонение существительного определяется по ( именительному падежу единственного числа)
- Продолжаем отгадывать девиз . Давайте откроем первое слово. Пока ничего непонятно. Перед нами лишь обращение .Тогда нам предстоит выполнить следующее задание РАБОТА С ПЕРФОКАРТОЙ
-Как обычно в начале урока мы проводим словарную работу, перед вами домики с пустыми окошками, вам нужно будет зажечь в них свет. Теперь проверьте вашу работу, оцените себя. СЛАЙД
Не весь девиз открылся. Работаем дальше.
-Вы знаете , что задачки могут быть не только математические , но и орфографические. Перед вами карточка с такой задачей , попробуйте ее решить , выполнив правильно все математические действия. Угадайте слово, назови орфограмму , определи склонение, распредели в 3 столбика.
ТУМАН – ТУ – АН + ЫШЬ = МЫШЬ
САД – А – Д + ТРИ+ Ж= СТРИЖ
ДОЖДЬ – ОЖДЬ + РОЖЬ = ДРОЖЬ
ЛЕС –Е –С + УЧ = ЛУЧ
Кар+ знак препинания= карточка
Расставь знаки препинания между ОЧП, вставь пропущенные буквы.
В магазине продавались разные продукты : шоколад , пшенка, сгущенка, черствый пряник, черный хлеб, конфеты « Мажор», «Пчелка».
Разбери слово по составу ( морфемно)
БЕЗВКУСНЫЙ , ОБЖОРА, съестной
Вспомните что такое окончание?
Обращение к эпиграфу урока
II. Молодцы , мы пришли в кафе с большим багажом знаний.
– В кафе встречает нас девиз дня, давайте его прочитаем: «Чтобы переварить свои знания, нужно поглощать их с большим аппетитом».
- В этом афоризме спряталось словарное слово (Аппетит). Где ошибкоопасное место в слове? (Аппетит).
- Ребята, а что значит «с аппетитом»? (С удовольствием, с охотой, за милую душу).
- Итак, чтобы приумножить знания, нужно поглощать их с удовольствием.
Объявление темы, формулировка цели урока
-Когда люди приходят в кафе , они о чем то говорят , что – то обсуждают .Вы хотите узнать какая общая тема нас ждет , о чем мы будем говорить?
Немного отдохнем, прочитав скороговорку. ( Тихо , громко, сузив губки) Чешуя у щучки, щетинка у чушки, шерстка у Жучки. ( СЛАЙД)
Какие согласные звуки вы произнесли несколько раз .
- Что их объединяет?
- К какой группе их можно отнести . Назовите всегда твердые и мягкие шипящие?
- Как вы думаете, чему посвящен наш разговор ? Каким звукам? (шипящим) Шипящих звуков в природе огромное количество, они окружают нас повсюду.
- А какие правила вы помните с шипящими? Некоторые мы повторили в начале урока? А о каких не сказали? (ча-ща, чу-щу, жи-ши, о, е в корне существительных.)
-Но это еще не все орфографические правила в которых участвуют эти согласные, сегодня нам предстоит узнать о еще одной орфограмме , я думаю, что вы сами её откроете
IV. Подготовка к восприятию нового материала. Проблемная ситуация
Перед вами разноцветные конвертики , откройте их , что вы в них увидели (буквы и цветная полоса)
Ваше задание , попробуйте составить слово из слогов , у всех вас слова разные
( полученные слова прикрепляются на доску)
– Проведем, ребята, с вами исследование, понаблюдаем над словами.
-Встретились ли вам шипящие в словах, назовите их. Скажите, пожалуйста, какую букву можно исключить из этого ряда? Почему?» («Букву Цэ, потому что остальные буквы обозначают шипящие звуки».)
- Посмотрите , какие гласные стоят после шипящих?
-К какой части речи относятся все эти слова ?
«В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласные, стоящие за шипящими?»
Попробуйте разделить слова на два столбика , по каким признакам вы бы это сделали?
- Внимательно прочитайте слова . Подумайте , от чего зависит , что в одних словах напишем е , а в других –о. . Есть догадки о правописании гласных? Кто догадался поднимите сигнальную карточку красного цвета.
- Так какой же знак нам поможет в правильном написании этих слов?
( УДАРЕНИЕ)
«Поставьте ударение в словах и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц».
Так над какой же темой мы будем обсуждать в нашем кафе
Даю подсказку
Написание гласных ое после шипящих и ц в окончаниях имен существительных
А какая цель нашего обсуждения, что нам нужно знать и уметь
ЗНАТЬ
Научиться ..(применять это правило на письме)..
(ВЫБОР ИНГРЕДИЕНТОВ)
V. Изучение новой темы.
1. Наблюдение над языковым материалом. Исследование
– Давайте выдвинем гипотезу, предположим, от чего зависит написание букв о, ё после шипящих в окончании слова. (От ударения).
2. Проверка гипотезы. Чтение правила в учебнике (с. 76)
(ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ДНЯ)
– Проверим наше предположение и прочитаем правило в учебнике на стр. 76 . Один учащийся читает правило, остальные следят, соотносят с выдвинутой гипотезой.
– Правильным ли оказалось наше предположение? Что нового узнали?
– Для того чтобы вы запомнили правило , я предлагаю вам составить кластер. Продумайте последовательность ваших действий в определении орфограммы
Работа по учебнику , упр 556( по рядам )1-2, 3-4, 5-6
Физкультминутка
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»
Руки в бок, вперед смотри – это «три»,
На четыре – поскакать.
Две руки к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть»
VII. Первичная проверка изученного материала
Комментированная работа со словосочетаниями
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ГОРШОЧКЕ. Составить из словосочетаний предложение
1. (СУП-ПЮРЕ ИЗ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ) Я читаю вам лексическое значение слова , а вы угадываете данное слово
1.Разновидность супа на основе свёклы, которая придаёт ему характерный красный цвет.
2. Торжественное открытие художественной выставки.
3. Высокое водяное или болотное растение из сем. осоковых.
4. Специалист с высшим медицинским образованием, имеющий право заниматься лечебно-профилактической деятельностью
5. Небольшой, чаще лиственный лес
6.В населённых пунктах: пространство между двумя рядами домов для прохода и проезда.
2. Игра «Лови ошибку» (ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НАЧИНКОЙ)
Этап самоконтроля знаний ( КАРТИННЫЙ ДЕСЕРТ)
Дифференцированное домашнее задание
– Поднимите руку те, у кого 1-2 ошибки. Ваше домашнее задание находится под цифрой
– Поднимите руку те, у кого 3 и более ошибок. Ваше домашнее задание под цифрой 3: правило (с. 28) и считалочку выучить, составить словарный диктант (15 слов) на изученную орфограмму.
Учащиеся обводят свое домашнее задание в карточке-меню и вкладывают в дневник.
. Подведение итогов урока (СЧЁТ)
– Спасибо за активную работу и интерес к материалу.
– Как вы считаете, достигли ли вы цели, которую ставили в начале урока (изучить орфограмму о, ё после шипящих в корне слова)? Если «да», то поднимите зеленую карточку. Если «нет» – красную.
Выставление и обоснование отметок.
XII. Рефлексия (КНИГА ЖАЛОБ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ)
– Выберите то предложение, которое вы бы хотели дополнить.
Сегодня блюдо «Правописание о, ё после шипящих в корне слова» мне…