kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 5 классе "Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Цельурока: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы, формировать умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки; правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

       На уроке использовался проблемный метод обучения: создание проблемной ситуации,организация поиска решения проблемы, сопоставление открытия знания с научной формулировкой учебника. Знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, в процессе интенсивной интеллектуальной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных"»

Тема: Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы, формировать умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки; правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Оборудование: меню с заданиями, карточки–рисунки для лексической работы, толковые словари (2 экз.), карточки со словами–исключениями, цветовые сигнальные карточки, карточки с индивидуальными заданиями для слабоуспевающих учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк, Это начался урок! Здравствуйте!

- Улыбнитесь друг другу, садитесь!

-Руки?

-На месте.

- Ноги?

-Вместе!

-Локти?

-У края!

-Спина?

-Прямая!

Начинаем мы опять думать , рассуждать, смекать!

Ребята , а с каким настроением вы пришли на урок? Ведь настроение –это главный фактор любого дела. Я хочу, чтобы вы поделились своим настроением.

Перед вами детские рисованные мордашки , выберите ту мордашку , которое больше всего подходит под ваше настроение и покажите мне.

- Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в кафе , но необычное , а орфографическое.

– Как вы думаете, о чем будем говорить в таком кафе? (Об орфографии, правописании).

- А что изучает ОРФОГРАФИЯ?

– Перед вами меню , в котором вкуснейшие блюда-задания. В ходе урока вы должны будете оценить себя, оценить то, что вы попробовали и с каким аппетитом поглощали. В конце урока будет предъявлен счёт, также можно будет заглянуть в книгу жалоб и предложений.

Но чтобы попасть в наше кафе и его хозяева нам распахнули свои двери, вам нужно показать как вы сильны в своих знаниях , что умеете, о что усвоили . А вы наверное все знаете , чтобы открыть что – то новое , нам нужно повторить то , что мы уже знаем.

-Ребята у нашего кафе есть девиз , вы его прочитаете , если выполните правильно задания.

Помимо меню , у вас на партах находятся сигнальные карточки ,с которыми вы будете работать на протяжении урока.

А теперь вопрос , хотите ли вы попасть в кафе и прочитать девиз? Тогда

Начнем с устной разминки

Сейчас я начинаю произносить незаконченное предложение , у каждого из вас на партах находится продолжение моей фразы , ваша задача – внимательно меня послушать ,если у вас есть продолжение моих слов - прикрепить на доску ваш ответ.

КАРТОЧКИ

1. Часть речи , которую мы изучаем на протяжении последних семи уроков -это…

2. Имя существительное отвечает на вопрос..( Кто ?Что?)

3. Эта часть речи обозначает ( предмет)

4. Существительные относятся к трем родам.. ( мужскому, среднему ,женскому)

5. Имена существительные изменяются по (числам, падежам)

6. Какую форму числа имеют существительные: жмурки, хлопоты , заморозки.( форму только единственного числа)

7. Какую форму числа имеют существительные : щавель, молодежь( только единственного)

8. Существительные бывают ( одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные)

9. В русском языке различают три типа (склонений)

10. Склонение существительного определяется по ( именительному падежу единственного числа)

- Продолжаем отгадывать девиз . Давайте откроем первое слово. Пока ничего непонятно. Перед нами лишь обращение .Тогда нам предстоит выполнить следующее задание РАБОТА С ПЕРФОКАРТОЙ

-Как обычно в начале урока мы проводим словарную работу, перед вами домики с пустыми окошками, вам нужно будет зажечь в них свет. Теперь проверьте вашу работу, оцените себя. СЛАЙД

Не весь девиз открылся. Работаем дальше.

-Вы знаете , что задачки могут быть не только математические , но и орфографические. Перед вами карточка с такой задачей , попробуйте ее решить , выполнив правильно все математические действия. Угадайте слово, назови орфограмму , определи склонение, распредели в 3 столбика.

ТУМАН – ТУ – АН + ЫШЬ = МЫШЬ

САД – А – Д + ТРИ+ Ж= СТРИЖ

ДОЖДЬ – ОЖДЬ + РОЖЬ = ДРОЖЬ

ЛЕС –Е –С + УЧ = ЛУЧ

Кар+ знак препинания= карточка

Расставь знаки препинания между ОЧП, вставь пропущенные буквы.

В магазине продавались разные продукты : шоколад , пшенка, сгущенка, черствый пряник, черный хлеб, конфеты « Мажор», «Пчелка».

Разбери слово по составу ( морфемно)

БЕЗВКУСНЫЙ , ОБЖОРА, съестной

Вспомните что такое окончание?

Обращение к эпиграфу урока

II. Молодцы , мы пришли в кафе с большим багажом знаний.

– В кафе встречает нас девиз дня, давайте его прочитаем: «Чтобы переварить свои знания, нужно поглощать их с большим аппетитом».

- В этом афоризме спряталось словарное слово (Аппетит). Где ошибкоопасное место в слове? (Аппетит).

- Ребята, а что значит «с аппетитом»? (С удовольствием, с охотой, за милую душу).

- Итак, чтобы приумножить знания, нужно поглощать их с удовольствием.

Объявление темы, формулировка цели урока

-Когда люди приходят в кафе , они о чем то говорят , что – то обсуждают .Вы хотите узнать какая общая тема нас ждет , о чем мы будем говорить?

Немного отдохнем, прочитав скороговорку. ( Тихо , громко, сузив губки) Чешуя у щучки, щетинка у чушки, шерстка у Жучки. ( СЛАЙД)

Какие согласные звуки вы произнесли несколько раз .

- Что их объединяет?

- К какой группе их можно отнести . Назовите всегда твердые и мягкие шипящие?

- Как вы думаете, чему посвящен наш разговор ? Каким звукам? (шипящим) Шипящих звуков в природе огромное количество, они окружают нас повсюду.

ВИДЕО.( шорох листьев ,шипение змей, жужжание пчел, масло шипит на сковороде , чайник)

- А какие правила вы помните с шипящими? Некоторые мы повторили в начале урока? А о каких не сказали? (ча-ща, чу-щу, жи-ши, о, е в корне существительных.)

-Но это еще не все орфографические правила в которых участвуют эти согласные, сегодня нам предстоит узнать о еще одной орфограмме , я думаю, что вы сами её откроете

IV. Подготовка к восприятию нового материала. Проблемная ситуация

Перед вами разноцветные конвертики , откройте их , что вы в них увидели (буквы и цветная полоса)

Ваше задание , попробуйте составить слово из слогов , у всех вас слова разные

( полученные слова прикрепляются на доску)

– Проведем, ребята, с вами исследование, понаблюдаем над словами.

-Встретились ли вам шипящие в словах, назовите их. Скажите, пожалуйста, какую букву можно исключить из этого ряда? Почему?» («Букву Цэ, потому что остальные буквы обозначают шипящие звуки».)

- Посмотрите , какие гласные стоят после шипящих?

-К какой части речи относятся все эти слова ?

«В какую часть слова входят шипящие, а в какую – гласные, стоящие за шипящими?»

Попробуйте разделить слова на два столбика , по каким признакам вы бы это сделали?

- Внимательно прочитайте слова . Подумайте , от чего зависит , что в одних словах напишем е , а в других –о. . Есть догадки о правописании гласных? Кто догадался поднимите сигнальную карточку красного цвета.

- Так какой же знак нам поможет в правильном написании этих слов?

( УДАРЕНИЕ)

«Поставьте ударение в словах и сделайте вывод, когда пишется буква О, а когда буква Е в окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц».

Так над какой же темой мы будем обсуждать в нашем кафе

Даю подсказку

Написание гласных ое после шипящих и ц в окончаниях имен существительных

А какая цель нашего обсуждения, что нам нужно знать и уметь

ЗНАТЬ

Научиться ..(применять это правило на письме)..

(ВЫБОР ИНГРЕДИЕНТОВ)

V. Изучение новой темы.

1. Наблюдение над языковым материалом. Исследование

– Давайте выдвинем гипотезу, предположим, от чего зависит написание букв о, ё после шипящих в окончании слова. (От ударения).

2. Проверка гипотезы. Чтение правила в учебнике (с. 76)

(ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ДНЯ)

– Проверим наше предположение и прочитаем правило в учебнике на стр. 76 . Один учащийся читает правило, остальные следят, соотносят с выдвинутой гипотезой.

– Правильным ли оказалось наше предположение? Что нового узнали?

– Для того чтобы вы запомнили правило , я предлагаю вам составить кластер. Продумайте последовательность ваших действий в определении орфограммы

Работа по учебнику , упр 556( по рядам )1-2, 3-4, 5-6

Физкультминутка

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»

Руки в бок, вперед смотри – это «три»,

На четыре – поскакать.

Две руки к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть»

VII. Первичная проверка изученного материала

Комментированная работа со словосочетаниями

(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ГОРШОЧКЕ. Составить из словосочетаний предложение

1. (СУП-ПЮРЕ ИЗ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ) Я читаю вам лексическое значение слова , а вы угадываете данное слово

1.Разновидность супа на основе свёклы, которая придаёт ему характерный красный цвет.

2. Торжественное открытие художественной выставки.

3. Высокое водяное или болотное растение из сем. осоковых.

4. Специалист с высшим медицинским образованием, имеющий право заниматься лечебно-профилактической деятельностью

5. Небольшой, чаще лиственный лес

6.В населённых пунктах: пространство между двумя рядами домов для прохода и проезда.

2. Игра «Лови ошибку» (ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НАЧИНКОЙ)

Этап самоконтроля знаний ( КАРТИННЫЙ ДЕСЕРТ)

Дифференцированное домашнее задание



– Поднимите руку те, у кого 1-2 ошибки. Ваше домашнее задание находится под цифрой

– Поднимите руку те, у кого 3 и более ошибок. Ваше домашнее задание под цифрой 3: правило (с. 28) и считалочку выучить, составить словарный диктант (15 слов) на изученную орфограмму.

Учащиеся обводят свое домашнее задание в карточке-меню и вкладывают в дневник.

. Подведение итогов урока (СЧЁТ)

– Спасибо за активную работу и интерес к материалу.

– Как вы считаете, достигли ли вы цели, которую ставили в начале урока (изучить орфограмму о, ё после шипящих в корне слова)? Если «да», то поднимите зеленую карточку. Если «нет» – красную.

Выставление и обоснование отметок.

XII. Рефлексия (КНИГА ЖАЛОБ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ)

– Выберите то предложение, которое вы бы хотели дополнить.

Сегодня блюдо «Правописание о, ё после шипящих в корне слова» мне…

Я поглощал его с …

Больше всего мне понравилось…

Я почти переварил…

Я переел…

Пожалуйста, добавьте…








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Белоусова Елена Михайловна

Дата: 19.08.2021

Номер свидетельства: 585465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект урока по теме "«Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_teme_pravopisanie_o_i_e_v_okonchaniiakh_imen_sushchestvitelnyk"
    ["file_id"] => string(6) "483222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541139980"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект урока на тему : "О, Е после шипящих и ц в суффиксах, окончаниях существительных и прилагательных». "
    ["seo_title"] => string(124) "konspiekt-uroka-na-tiemu-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-okonchaniiakh-sushchiestvitiel-nykh-i-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "180107"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425125403"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранова и др. "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-umk-m-t-baranova-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "130886"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416017909"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства