Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-" для 2 класса»
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме
"Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"
(Блок “Правописание”)
Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -
Задачи урока:
- организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -;
- открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Тип урока: проблемный урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь “Пишем грамотно”, таблица-опора “Алгоритм определения правописания суффиксов –ик- ,-ек-”, карточки со словами, карточки для индивидуальной работы, картинки с изображением животных, письмо-конверт от Деда Мороза.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»
Улыбнемся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!
- Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте их.
- Не зря говорят: Гость недолго гостит, да много видит. Я предлагаю сегодня поработать так, чтобы у наших гостей, да и у нас с вами осталось хорошее настроение.
Мы с вами 5 декабря получили письмо от Деда Мороза. Посмотрим, какие задания надо выполнить на этом уроке.
II. Повторение пройденного.
- У вас на столах карточки с отрывками из текста. Внимательно прочитайте. О чем говорится? (о зиме)
Задание: Вставьте пропущенные буквы в словах и обоснуйте свой выбор.
1 группа.
Пришла з_ма. Обр_дила она сосны и ели в т_желые сн_говые шу_ки и ша_ки. Пуховые варе_ки на ве_ки надела.
2 группа.
На р_бинки и бере_ки белое мя_кое покрывало накинула. Ни_ко накл_нились _ни под его тяжестью. Поб_лели п_ля, льдом покрылась р_ка и уснула, как в ска_ке.
- Дети, какие литературные приемы использовали авторы в этих произведениях?
1 гр. Олицетворение, метафора.
2 гр. Олицетворение, метафора, сравнение.
3 гр. Метафора, метафора.
III. Минутка чистописания.
- Первая группа, прочитайте первое предложение еще раз.
Давайте красиво запишем это предложение в тетради.
Пришла зима.
- Пришла зима. И все преобразилось.
- Давайте, подберем к слову «Зима» однокоренные слова (зимний, зимушка, зимовать, зимовье, озим). А подходит слово з[и]мные? (Слышу и, пишу е, проверяю земли, лексическое значение тоже не совпадает).
IV. Физминутка.
Игра в снежки.
V. Актуализация знаний.
На доске: два человека распределяют картинки с животными с соответствующим суффиксом по столбикам.
- онок - енок
грачонок гусенок
ершонок теленок
ужонок цыпленок
ежонок страусенок
стрижонок жеребенок
Проверка: игра. На –енок встают девочки, на –онок – мальчики.
Вывод. После всех шипящих согласных пишется –онок, после мягких согласных –енок.
VI.Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока.
Т_рпение и тру_ - ключ_к к успеху.
- Прочитайте пословицу, как вы ее поняли? Какие орфограммы вы тут узнали? (безуд. –е, парн.согл. д).
- В каких частях слова эти орфограммы? (в корне)
- А в слове «ключик»? в какой части? Ударный этот звук или безударный?
Значит, это «опасное» место и его написание надо проверять.
Давайте определим тему нашего урока (мы будем знакомится с новыми суффиксами –ик, -ек).
Чем же мы будем заниматься? Какова цель урока (должны научиться писать суффиксы –ик, -ек).
VII.Знакомство с новым материалом.
1.На доске: карточки со словами: арбуз_к, бант_к, горош_к, кармаш_к.
- Давайте попробуем изменить форму этих слов:
Арбуз_к, арбузики, арбузика
Бант_к, бантики, бантика
Горош_к, горошки, горошка
Кармаш_к, кармашки, кармашка
- Что вы заметили? (в словах арбузики, бантики, гласный звук сохраняется, «не убегает», а в словах горошки, кармашки гласный звук «убегает»).
Вывод: если гласный звук «не убегает», пишется –ик,
если гласный звук «убегает», пишется –ек.
- Дети, вы заметили, что –ик и –ек произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Поэтому, чтобы не ошибаться в их написании, надо вывезти алгоритм.
человечек слышу – ик, пишу –ек, проверяю человечки, нет человечка.
2.Работа в РТ (стр.69)
Упражение 1.
1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик
Взаимопроверка.
3. Работа с учебником (упражнение 1)
Спиши, выдели суффиксы –ик, -ек.
Объясни их написание (объяснение по алгоритму).
VIIIИтог урока:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?
Чтобы закрепить эти знания ДМ приготовил для Вас домашнее задание (в конвертиках)
- Отразите свои успехи в листе самооценки.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрась зелёным цветом.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтые.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – черный.
Лист самооценки
Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-.
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов
Внимательно слушал учителя, одноклассников
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы
Спасибо за урок.
А теперь приятный сюрпризный момент (показываю мешок Деда Мороза).
Мешочек, -ик или –ек?
Открываю мешок… дождик –ик или-ек?
Кулечек… -ик или –ек?
А в кулечке… конфеты с орешками: орешек… -ик или –ек?
МО-ЛОД-ЦЫ!
А можно я начну с гостей?
Лист самооценки
Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-.
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов
Внимательно слушал учителя, одноклассников
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы
Лист самооценки
Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-.
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов
Внимательно слушал учителя, одноклассников
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы
Лист самооценки
Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-.
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов
Внимательно слушал учителя, одноклассников
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы
Лист самооценки
Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-.
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов
Внимательно слушал учителя, одноклассников
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы
Лист самооценки
Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-.
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов
Внимательно слушал учителя, одноклассников
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы
Пришла з__ма. Обр__дила она сосны и ели в т__желые сн__говые шу__ки и ша__ки. Пуховые варе__ки на ве__ки надела.
Пришла з__ма. Обр__дила она сосны и ели в т__желые сн__говые шу__ки и ша__ки. Пуховые варе__ки на ве__ки надела.
Пришла з__ма. Обр__дила она сосны и ели в т__желые сн__говые шу__ки и ша__ки. Пуховые варе__ки на ве__ки надела.
Пришла з__ма. Обр__дила она сосны и ели в т__желые сн__говые шу__ки и ша__ки. Пуховые варе__ки на ве__ки надела.
Пришла з__ма. Обр__дила она сосны и ели в т__желые сн__говые шу__ки и ша__ки. Пуховые варе__ки на ве__ки надела.
Пришла з__ма. Обр__дила она сосны и ели в т__желые сн__говые шу__ки и ша__ки. Пуховые варе__ки на ве__ки надела.
Пришла з__ма. Обр__дила она сосны и ели в т__желые сн__говые шу__ки и ша__ки. Пуховые варе__ки на ве__ки надела.
Пришла з__ма. Обр__дила она сосны и ели в т__желые сн__говые шу__ки и ша__ки. Пуховые варе__ки на ве__ки надела.
Пришла з__ма. Обр__дила она сосны и ели в т__желые сн__говые шу__ки и ша__ки. Пуховые варе__ки на ве__ки надела.
Пришла з__ма. Обр__дила она сосны и ели в т__желые сн__говые шу__ки и ша__ки. Пуховые варе__ки на ве__ки надела.
На р__бинки и бере__ки белое мя__кое покрывало накинула. Ни__ко накл__нились __ни под его тяжестью. Поб__лели п__ля, льдом покрылась р__ка и уснула, как в ска__ке.
На р__бинки и бере__ки белое мя__кое покрывало накинула. Ни__ко накл__нились __ни под его тяжестью. Поб__лели п__ля, льдом покрылась р__ка и уснула, как в ска__ке.
На р__бинки и бере__ки белое мя__кое покрывало накинула. Ни__ко накл__нились __ни под его тяжестью. Поб__лели п__ля, льдом покрылась р__ка и уснула, как в ска__ке.
На р__бинки и бере__ки белое мя__кое покрывало накинула. Ни__ко накл__нились __ни под его тяжестью. Поб__лели п__ля, льдом покрылась р__ка и уснула, как в ска__ке.
На р__бинки и бере__ки белое мя__кое покрывало накинула. Ни__ко накл__нились __ни под его тяжестью. Поб__лели п__ля, льдом покрылась р__ка и уснула, как в ска__ке.
На р__бинки и бере__ки белое мя__кое покрывало накинула. Ни__ко накл__нились __ни под его тяжестью. Поб__лели п__ля, льдом покрылась р__ка и уснула, как в ска__ке.
На р__бинки и бере__ки белое мя__кое покрывало накинула. Ни__ко накл__нились __ни под его тяжестью. Поб__лели п__ля, льдом покрылась р__ка и уснула, как в ска__ке.
На р__бинки и бере__ки белое мя__кое покрывало накинула. Ни__ко накл__нились __ни под его тяжестью. Поб__лели п__ля, льдом покрылась р__ка и уснула, как в ска__ке.
На р__бинки и бере__ки белое мя__кое покрывало накинула. Ни__ко накл__нились __ни под его тяжестью. Поб__лели п__ля, льдом покрылась р__ка и уснула, как в ска__ке.
На р__бинки и бере__ки белое мя__кое покрывало накинула. Ни__ко накл__нились __ни под его тяжестью. Поб__лели п__ля, льдом покрылась р__ка и уснула, как в ска__ке.