Конспект урока по русскому языку
4 класс
Программа «Гармония», автор М.С. Соловейчик
Ф.И.О. учителя: Ягодко Любовь Ивановна
МОУ СОШ № 2 п. Чернышевск
Тема: «Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов».(«Правильные действия- правильная буква»)
Цель: формирование умения выполнять способ действия для выбора букв в безударных личных окончаниях глаголов
Задачи: к концу урока дети научатся:
-выполнять способ действия для выбора букв в безударных личных окончаниях глаголов;
-проверять написанное, исправлять допущенные ошибки, объясняя выбор букв; анализировать глаголы, различать и преобразовывать их формы;
-осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль по ходу письма и после записи;
- читать информацию в учебнике, находить и осваивать новые сведения о глаголах- исключениях в том случае, если они используются с приставками и к ним добавляется суффикс, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы, формулировать их. (П-2.)
– участвовать в диалоге, в коллективной беседе, соблюдать правила речевого поведения; осуществлять сотрудничество с одноклассниками в процессе парной работы.
(К.)
Оборудование: русский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М.С.Соловейчик. -10-е изд., 2014г., рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса /М.С. Соловейчик, ИКТ, презентация к уроку, карточки.
Место урока в системе уроков: это девятый урок в разделе « Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов») (20 ч.:15/5р.)
- Мотивация учебной деятельности
К уроку приготовились?
Проверим мы сейчас.
Дневник, пенал, учебник,
Нужна тетрадь для нас.
- Определение цели деятельности на уроке.
- Запись числа
- Целеполагание
Найди лишнее слово (УУД.Анализируют слова, находят лишние по определённым признакам.)
Стучит, кричит, ходит (безуд.оконч)
(Личное окончание или родовое?)
Славить, держать, гнать (н.ф)
Обидеть, писать, думать (искл)
Держать, удержать, держаться
(УУД. Учатся видеть проблему, определяют пути решения )
Что можете сказать о глаголе ДЕРЖАТЬ?
(н.ф., искл, на –ать)
-А можете ли вы про глаголы УДЕРЖАТЬ И ДЕРЖАТЬСЯ сказать, что это глаголы исключения?(нет)
Это предстоит узнать на уроке.
(УУД. Определение темы и цели деятельности.)
В какой форме употреблены эти глаголы? (н.ф)
Зачем нам нужны знания о н.ф. глагола?
(чтобы правильно писать безуд.личн. оконч.глаг)
А грамотнее сказать так:
Мы будем учиться решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов».
Как не ошибиться в правописании безударного личного окончания глагола? (табл. На стр.43)
Т.е мы должны правильно выполнить определённые действия.
Прочитайте как авторы учебника определили тему урока. (стр.43)
(«Правильные действия- правильная буква»)
Чему будем учиться на уроке? (правильно действовать)
II.Систематизация учебного материала
(УУД. Применяют общий способ действия, осваивают глаголы-исключения, сравнивают их с похожими глаголами
классифицируют, тренируются в решении орфографических задач, выявляют ошибки в способе действия; анализируют глаголы, различают и преобразуют их формы,
решают орфографические задачи)
2.1.Встреча с Ником.
Почему глаголы назвали исключениями?
2.2. Упр.425 (ТПО с.41. Уч.с.44)
( по пр.2 спр) (2л., едч)ты
Гнать гонишь
Слышать слышишь
Вертеть вертишь
Обидеть обидишь
Смотреть смотришь
Какое окончание во всех гл 2 столбика?
Назовите орфограммы в окончании.
2.3. Упр.426. Проверка по слайдам. (УУД проверяют написанное, осуществляют взаимо- и самоконтроль)
1л., мн ч (мы)
Гнать гоним
Держать держим
Дышать дышим
Слышать слышим
3л., мн.ч
Смотреть смотрят
Видеть видят
Ненавидеть ненавидят
Зависеть зависят
Вертеть вертят
Обидеть обидят
Терпеть терпят
Какие окончания у гл. в форме 3л, мн.ч.?
2.4.Физминутка
-Электронная
- Поднять 1 руку, если глагол относится к 1 спр., две руки поднять, если –ко 2 спр
Петь гнать
Плясать ответить
Хлопать слышать
Играть переносит
А если бы я сказала слова удержать, смотреться, сколько бы рук подняли?
- . Промежуточный итог.
Всё ли у вас получилось при выполнении заданий?
Что осталось непонятным?
Оцените себя. Если всё получилось на полях тетради поставьте !, а если что-то вызывает затруднение поставьте ?.
(УУД Самооценка.)
Что ещё предстоит узнать?
III.Формирование умения распознавать глаголы -исключения и решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.
3.1. Упр. 427. Прочитайте задание
Что нового узнали из сообщения?
(он) Смотрит-посмотрит
Видит-увидит
Вертит-вертится
Обидит-обидится
Выделите окончания. Сделайте вывод.
(УУД . Читают информацию в учебнике, находят новые сведения, делают умозаключение о причине выявленных «отклонений» от правила; объясняют выбор буквы. Включают новые сведения в систему действий, планируют полный ход рассуждения,
Взаимопроверка)
3.2. Работа по алгоритму
Вспомните алгоритм действий правописания безударных личных окончаний глагола
(ТПО с.40)
Из пословиц, которые я продиктую, выпишите в таблицу глаголы, поработайте по алгоритму.
За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.
Поспешишь-людей насмешишь.
(в глаголе 2 пословицы-окончание ударное) (УУД. Выполняют всю последовательность действий, анализируют таблицу, заполняют её.)
3.3.Применение знаний (УУД. Выявляют возможные причины ошибок, планируют действия по их предупреждению.)
Работа в парах по карточкам(УУД .Учитывают мнение товарища.)
Самостоятельно впишите окончание глагола.
(Мы) верт.м
(ты) дума.шь верт.шься
(вы) дыш.те
(он) точ.т посмотр.т
(Они)плач.т
Сделайте вывод.
IV.Итог урока
4.1.Над чем работали на уроке?
Для чего необходимы знания?
Где пригодятся?
Всё ли у вас получилось?
Над чем поработать?
Поставьте себе за работу оценку на полях.
(УУД . Анализ собственной деятельности
Самоопределение, смыслообразование.)
(УУД . Самооценка)
4.2. Рефлексия (вопрос-ответ)
За что ты можешь похвалить себя?
За что ты можешь похвалить одноклассника?
За что ты можешь похвалить учителя?
Что чувствовал?
Что приобрёл?
Что тебя удивило?
Что, на твой взгляд удалось? Что не удалось?
4.3.Выставление и комментирование оценок учителем.