Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы -ик, -ек".»
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме
"Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"
(Блок “Правописание”)
Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -
Задачи урока:
- организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -;
- открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Тип урока: проблемный урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь “Пишем грамотно”, таблица-опора “Алгоритм определения правописания суффиксов –ик- ,-ек-”, мультфильм «В стране невыученных уроков», телевизор, DVD, карточки со словами, карточки для индивидуальной работы, картинки с изображением животных.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»
У. Улыбнемся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!
- Сегодня у нас необычный день день- Русского языка, к нам пришло много гостей. Повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте их.
- Не зря говорят: Гость недолго гостит, да много видит. Я предлагаю сегодня поработать так, чтобы у наших гостей, да и у нас с вами осталось хорошее настроение.
2. Минутка чистописания.
У. – Что вы узнали в узорах?
Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-.
Игра с суффиксами
У. – Ребята, я посмотрела через уменьшающее стекло и вижу, что это не кот, а…
Д. – Котёнок.
У. – Не медведь, а …
Д. – Медвежонок
У. – Не волк, а ..
Д. – Волчонок.
У. – Каким способом образованы новые слова?
Д. – Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.
У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?
Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-..
У. – На что он указывает?
Д. –На названия детенышей..
У. – Пропишите слова. Выделите суффикс.
Проверка -назвать суффикс - параллельно открываются суффиксы на доске..
3.Повторение пройденного. Брейн-ринг. (Параллельно дифференцированная работа на доске. Слова с суффиксом –онок. Волчонок, бельчонок, моржонок, барсучонок, мышонок. –ёнок. Слонёнок, лосёнок, лисёнок, тигрёнок, телёнок. 2 человека разбирают карточки со словами в столбик с соответствующим суффиксом)
Суффикс – это маленькое слово.
Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем
Суффикс служит для связи слов в предложении.
Суффикс служит для образования новых слов.
Чтобы выделить в слове суффикс нужно: выделить в слове окончание, корень, суффикс
Чтобы найти в слове корень, надо изменить форму слова.
Чтобы выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
Чтобы выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
Суффикс не имеет значение.
Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.
После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–
После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–
Проверка дифференцированной работы. Повторение алгоритма написания суффиксов –онок– , -ёнок-.
4. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока
Давайте с вами заглянем в мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».
– Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?
( Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК ).
( Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–). РИСУНОК
-Произнесите эти слова. Как звучат суффиксы?
Поставьте ударение в эти слова и скажите, ударный или безударный звук в суффиксе? Значит это «Опасное»место и его написание надо проверять.
– Определите тему нашего урока.( – Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–). ТЕМА
– Чем же мы будем заниматься? Какова цель урока? ЦЕЛЬ
(Цель: Должны научиться писать суффиксы –ик и –ек._
IV. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовое правило.
Путь 2: самим изобрести это правило.
- Каким путем мы пойдем и почему?
( Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме)
- Итак, мы сами изобретаем правило.
- Посмотрите внимательно на данный ряд слов.
На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами:
– На какие две группы можно разделить эти слова? Меняется форма слов, можно подставить слова(есть - нет)
- Разделите слова на два столбика: есть, нет
Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.
На доске:
есть
нет
кузнеч...к
сыноч...к
мяч...к
ореш...к
кузнечики
сыночки
мячики
орешки
-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс? Для этого проанализируйте слова второго столбика.
- Что интересного вы заметили?
(Если при изменении форма слова гласный и остаётся, то его и надо писать в суффиксе – ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)
- Подтвердить наше научное открытие поможет мультфильм «В стране невыученных уроков». Посмотрим фрагмент мультфильма как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».
- Это было единственное правило, которое знал Витя. Витя произносил неизвестное для нас понятие – склонение, с которым мы познакомимся в 3 классе. Будем считать, что это изменение слов.-У Вити было слово – помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.
Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.
-Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебнике на странице 115 и сравните с нашим выводом. Верно ли мы с вами сформулировали правило?
Пока мы будем делать физминутку, найдите в тексте слово на данное правило.
Физминутка.
С Вини-Пухом в лес шагаем,
Выше ноги поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Нам шагается легко.
Вдруг мы видим у куста-
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим
На носочках убежим.
-Какое слово? (птенчик-птенчика)
VIII. Закрепление нового материала.
1. «Свернём» правило в инструкцию, алгоритм – порядок наших действий. С.116. АЛГОРИТМ
А лгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.
1. [ ик ] -?
2.Изменюю форму слова (нет, много)
3. Если [и ] - ик
Если [- ] – ек
2. Решение детьми типовых заданий.
- Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).
VI. Закрепление нового материала. Оперативный контроль.
Самостоятельная работа
Работа в тетради “Пишем грамотно” (с.28)
Упражнение 1 (по вариантам) –
I вариант – первый столбик
II вариант – второй столбик.
VII. Итог урока:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?
- Отразите свои успехи в листе самооценки.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрась зелёным цветом.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтые.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – черный.
Лист самооценки
Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-.
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов
Внимательно слушал учителя, одноклассников
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы
VIII. Домашнее задание:
учебник с.112 правило, т. “П.” с.28 упр.1 (по вариантам)