Просмотр содержимого документа
«Конспект комбинированного урока по русскому языку в 8 классе Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Раздел: Предложение как единица синтаксиса. »
Конспект комбинированного урока по русскому языку в 8 классе
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Раздел: Предложение как единица синтаксиса.
Цель:1) ознакомить учащихся с условиями постановки тире
между подлежащим и сказуемым; повторить виды сказуемых;
2) развитие умений:
а) ставить знаки препинания между главными членами предложения;
б) составлять предложения, в которых необходимо тире;
- Сегодня мы проведем урок – соревнование между двумя командами.
1. Опрос.
1 команда. – Какое сказуемое называется с г с?
(Все учащиеся называют по 1 примеру).
2 команда. – Какое сказуемое называется с и с?
(Один ученик отвечает, остальные приводят по 1 примеру).
2. Тесты.
1) Книга поможет в труде, выручит в беде.
2) Всем хорошим во мне я обязан книгам.
3) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.
1) Назовите предложения с с.г.с. (3)
2) Назовите предложения с п.г.с. (1)
3) Предложения с однородными сказуемыми. (1)
4) Предложения с однородными определениями. (3)
Проверка тестов.
1 вопрос объясняет 2 команда.
2 вопрос объясняет 1 команда.
3 вопрос объясняет 2 команда.
4 вопрос объясняет 1 команда.
3. Задания (разные для команд).
1 команда – анализ предложенного текста.
Выполняет по 1 ученику у доски, остальные в тетрадях.
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.
Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться.
(К. Паустовский)
1) Подчеркните грамматическую основу. Определите, чем выражены главные члены предложения.
2) Определите вид сказуемых.
- О чем размышляет Паустовский?
- А какую роль в вашей жизни играет книга?
2 команда. Уровневые карточки.
(Определите вид сказуемых; определите, чем выражены главные члены предложения).
III. Усвоение нового материала.
1. Записывают тему урока.
2. – Почему в 1, 3 – ем предложениях (текст на доске) ставится тире?
- Чем выражены в этих предложениях подлежащие и сказуемые?
3. Анализ предложений.
1) Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигать прекрасное. (К. Федин)
2) Дело художника – рождать радость. (К. Паустовский).
3) Прочитать хорошую книгу – это огромная радость. (М.Горький).
4) А ведь двадцать лет – треть человеческой жизни.
- Чем выражены главные члены предложения?
- В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
4. Запись опорной схемы:
Сущ. – сущ.
Н.ф.гл. – н.ф.гл.
Сущ. – н.ф.гл.
Н.ф.гл. – сущ.
Числ. – числ.
5. Вывод: Опираясь на схему расскажите, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.
IV. Физкультминутка.
Кое -, либо -, то -, нибудь –
Черточки не позабудь.
И при таки -, ка -, и де –
Ставьте черточки везде.
Лишь к частицам бы, же, ли,
Черточки не проводи.
V. Актуализация полученных знаний
1) - Когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?
- Найдите главные члены предложения. Определите, чем они выражены.
1. Озеро как зеркало.
2. Бедность не порок.
3. Он победитель конкурса.
3) Вывод: - В каких случаях тире не ставится?
VI. Формирование умений и навыков.
1. Работа на компьютере.
2 текста: 1) теоретический, 2) практический.
2. Учитель диктует предложения.
I команда. Записывает предложения с постановкой тире.
II команда. Записывает предложения без постановки тире.
1) Книга – источник знания.
2) Книга будто друг.
3) Слово – одежда всех фактов.
4) Хорошие книги – вот верные друзья.
5) Он читатель.
6) Читать вечером книги – мое любимое занятие.
7) Любимая книга словно сказка.
8) Чтение научной литературы не шутка.
9) Я писатель.
Проверить, объяснить.
3. – Наш следующий конкурс так и называется – «Я писатель».
Кто лучше составит предложения (с тире). А в конце учитель зачитывает высказывания выдающихся деятелей.
1) Слово – это одежда всех фактов, всех мыслей. (М.Горький).
2) Основной мотив моей жизни – не прожить даром жизнь. (Циолковский).
3) Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигать прекрасное. (К.Федин).
4) Первая цель искусства – воспроизведение действительности. (Чернышевский).
5) Чтение – создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей. (Рубакин).
6) Книга – лучший друг.
7) Книга – мост в мир знаний.
8) Книга – твой друг, без нее как без рук. (Пословицы).
Книга – одно из самых великих изобретений человеческого ума – обогащает опытом нашу жизнь. Какое же счастье для человека, что ему дана возможность дружить с книгой и пользоваться ее неиссякаемой мудростью! (Б. Горбатов).
Книга – учитель, книга – наставница.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, вытекает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
(В.Быков).
VII. Итог урока.
- На какую тему мы сегодня писали, составляли предложения, беседовали?