Технологическая карта урока русского языка в 7 классе МБОУ «СОШ № 2 пгт. Кировский» по теме «Союз как часть речи. Разряды союзов». Тип урока: урок усвоения новых знаний. Тема: «Союз как часть речи. Разряды союзов». Цели урока: обучающие: дать учащимся понятие о делении союзов на сочинительные и подчинительные; развивающие: способствовать развитию логического мышления; воспитательные: способствовать привитию интереса к предмету. Формируемые УУД: Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества. Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Оборудование: проектор, презентация, учебник. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. | Приветствие учащихся. | |
Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний. | Беседа: - Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных? - Назовите служебные части речи. - Прочтём выразительно предложения. Определите тему урока. 1) Молодой месяц провис тонким и нежным рогом над дальней рощей. 2) Ветер стихал, и свежая прохлада начинала распространяться в виноградниках. 3) Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. - Ребята, сегодня на уроке мы будем работать над союзами. Тема сегодняшнего урока: «Союз как часть речи. Разряды союзов». Запишем тему урока в тетрадь. | Учащиеся читают. Учащиеся разбирают предложения, дают ответ: «Союз как часть речи. Разряды союзов». (УУД познавательные, личностные, коммуникативные). Учащиеся записывают тему урока. |
Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Мотивация. | - Ребята, продолжаем. Определите, проанализировав предложения, разряды союзов. - Наша цель? Почему у нас не получается? Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание успешно? - Итак, мы должны выяснить, на какие разряды делятся союзы, какова их роль в предложении. - Зачем нам нужно изучать эту часть речи? | Уч-ся предлагают свои варианты. УУД регулятивные. Учащиеся отвечают: - Мы должны узнать, на какие разряды делятся союзы, какова их роль в предложении. (УУД регулятивные). Уч-ся формулируют причину затруднения, осуществляют постановку проблемной задачи (УУД регулятивные, познавательные). |
Построение выхода по решению учебной задачи. Работа с учебником. | Анализ предложений. - Ребята, познакомимся с информацией в учебнике (с. 164), всё ли верно? - Оценим работу! | - Учащиеся: «Необходимо проанализировать предложения» (УУД регулятивные, познавательные). Учащиеся совместно с учителем вносят сведения в опорную схему: союзы соединяют однородные члены, части сложного предложения; деление союзов на сочинительные и подчинительные. Составляется алгоритм: 1) прочти предложение; 2) выясни, что соединяет (однородные члены – сочинительный; части сложного – сочинительный (и,а, но, или, то-то и др.) или подчинительный (что, чтобы, как, потому что и др.). (УУД регулятивное – планирование, выстраивание последовательности необходимых операций). - Учащиеся читают информацию, комментируют. (УУД коммуникативное – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации). Учащиеся оценивают свою работу (УУД регулитивные, направленные на формирование контроля оценочной деятельности). |
Выполнение действий по алгоритму, первичное закрепление. | Слайд № 2. Прочтите предложения, найдите союзы, укажите разряды, постройте схемы. Солнце взошло, но еще не показалось из-за горизонта. 2) Дождь прошёл, но с крыш ещё падали капли. 3) Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. 4) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. | Предложения анализируются учащимися вместе (уч-ся работают у доски), применяя полученные знания, опираясь на алгоритм. (УУД познавательные – анализ объектов с целью выделения общих признаков, выявления сходства и различия объектов). |
Введение нового материала в систему знаний. | Ребята, сейчас вам нужно будет проанализировать предложения, указать союзы, предлоги, их разряды. Задание на карточках. Все языки стремятся к точности, а точность требует сжатости. 2. Речь только тогда достигает своей цели, когда за каждым словом чувствуется душа говорящего. 3. Люди бывают пристрастны, и только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.4. В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков. Сочинительные союзы | Подчин. союзы | Предлоги непроизв. | Предл. произв. | соединяют однород. члены | соед-т части сложного | | | | | |
- А теперь проверим правильность выполнения. Учащиеся проверяют по слайду (взаимопроверка). - Оценим работу! | (УУД познавательные – анализ объектов с целью выделения общих признаков, выявления сходства и различия объектов; регулятивные: планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций). Учащиеся работают самостоятельно, затем проверяют по слайду. Оценивают свою работу (УУД регулитивные, направленные на формирование контроля оценочной деятельности). |
Итоги урока. Рефлексия. Оценки. Домашнее задание. | - Ребята, что мы сегодня узнали? - Что было интересно, что вызвало затруднения? Оцените себя. - Домашнее задание: упр. 393. | Учащиеся дают ответы, записывают дом. задание, оценивают свою работу с помощью учителя в течение урока на всех этапах. (УУД регулитивные, направленные на формирование контроля оценочной деятельности). |