kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дефисное и раздельное написание частиц.Конспект урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                       "Раздельное  и  дефисное  написание  частиц"

Цели  урока :Обучающие : познакомить  с  раздельным  и  дефисным  написанием  частиц, отработка  навыка  раздельного  и  дефисного  написания  частиц ;

Развивающие : развивать  речь  за  счёт  обогащения  словарного  запаса, смыслового  построения  текста, через  воображение, фантазию, логическое  мышление ;

Воспитывающие : способствовать  нравственному  воспитанию, культуре  речи.

Оборудование : компьютер, интерактивная  доска, раздаточный  материал  для  каждого  ученика.

                                                                    Ход  урока.

1 Организационный  момент.

   Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые  гости. Глядя  на  эту  замечательную  репродукцию  картины Рафаэля  « Сикстинская  мадонна», может  быть, кто-то  из  вас  подумал, что вы  пришли  на  урок  изобразительного  искусства  или  мировой  художественной  культуры. Нет,  я  ничего  не  перепутала. У  нас   урок  русского  языка.

   Сегодня  на  уроке  работают  3 команды. Команда А. Команда  Б. Команда С

Работа  с  текстом.

                  Милостивые  государыни  и  милостивые  государи !

    Как разнообразен  и  богат  прекрасными  словами  наш  русский  язык !

Но  всё-таки  среди  всех  этих  слов  на  первом  и  видном  месте  стоит  самое  красивое, самое  прекрасное  слово  МАМА. Не  потому  это  слово мило, что  оно  мелодично, а  потому, что  оно обозначает  даму, которая  в  высшей  степени  соединила  в  себе  любовь, верность, преданность и самопожертвование. Что  бы  она  ни  делала, у  неё  всё  получается.

     Кому  мы  можем  жаловаться  на  свои  невзгоды, как  не  матери, сердце  которой  всегда  отзывчиво? Кто  радуется  вместе  с  нами  выпавшему  на  нашу  долю  счастью, опять – таки  мама! Что  бы  ни  случилось, мы  обращаемся  к  ней.  Вряд  ли будет  ошибкой  следующее  утверждение, что  человек  не  беден, пока  у  него  есть  мама.

Пусть  она  живёт  долгие, долгие  годы!

                                                                                              ( В.Д.Эфенди)

Учитель:

- Что  в  тексте  Вам  понравилось, а  может  быть,  что-то  показалось  необычным ?

Учитель : Данный  текст  мною  был  взят  из  дореволюционного  издания В.Д.Эфенди, в  котором  содержатся  речи  18-19 в.в.

Какие  замечательные  слова  о  маме !   Как  бы  мне  хотелось, чтобы  мои  дети всегда   думали   и  заботились  обо  мне с  таким  трепетом и  нежностью.

-Используя речевое  клише,  сформулируйте  проблему данного  текста?

 ( Ф.И. О.  автора)  размышляя  о  ( русском  языке)…, предлагает  своим  читателям  задуматься  над  проблемой…( роль  мамы  в  жизни  человека)

                                  Лингвистическое  наблюдение.

Что  бы   ни  случилось,  мы  обращаемся-то  к  маме.

-Назовите  самостоятельные части  речи  в  данном  предложении ?

-Над  какой частью  речи  мы  будем  работать?  (над частицами)

-Как  написана  частица  то? ( через  дефис) А  частицы  бы, ни? ( раздельно)

- Ключевые  слова: частица, дефис, раздельно

-Сформулируйте  тему  урока. ( Раздельное  и  дефисное  написание  частиц.)

Так  какие  задачи  вы  сегодня  ставите  на  уроке?

 Задачи : - повторить ранее изученные сведения о частицах;

  • познакомиться с раздельным и дефисным написанием частиц;
  • развивать  речь  за  счёт  обогащения  словарного  запаса;
  • способствовать  воспитанию  культуре  речи.

Слайд № 6.

Проверка  домашнего  задания.

А  всегда  ли  частицы  писались  раздельно  и  через  дефис?

Группа  учеников  провела  своё  исследование   и  подготовила  презентацию

« Из  истории  правописания  частиц » Выступление (4  мин.)

Новый  материал. Разминка  для  команд

Предлагаю  сейчас  провести  мини-экзамен  на  определение  частей  речи. 

Задание  для  разминки :   Определите, к  какой  части  речи  относится  каждое  слово, соединив  стрелочками левую  и  правую  колонки.

(ИЗ) ЗА                                                        ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 (МАЛО) ПОМАЛУ                                   ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

(ДИВАН) КРОВАТЬ                                 НАРЕЧИЕ

                                                                       МЕСТОИМЕНИЕ

( ЮГО) ЗАПАДНЫЙ                                ПРЕДЛОГ                                                                                                    

 Взаимопроверка. Поменяйтесь  листочками. Ключ вы  видите на  слайде.

Оцените  уровень  знаний:

0 ошибок-«5»; 1-2 ошибки «4»; 3-5 ошибок-«3». Поставьте  оценку  карандашом

Учитель :Какие  части  речи  пишутся  через  дефис?

Учащиеся  делают  вывод  о  том,   что  через  дефис пишутся  как  самостоятельные  части  речи, так  и  служебные, в  том  числе  частицы.

Команды  получают  задания.

Команда  А. Заполняете  таблицу. Из  данного  текста  выпишите  все  частицы  в  таблицу, распределяя  их  по  разрядам.В  первую  колонку  выписываете  все  формообразующие  частицы, во  вторую –отрицательные  частицы, в  третью - модальные.

                                                                   Частицы

Формообразующие

отрицательные

модальные

Диагностика.

Учитель.  На  проверку  даётся 2  мин. (  ключ  на  слайде)

Оцените  уровень  знаний  по  следующей  шкале :

0 ошибок- «5», 1-2  ошибки- «4», 3- ошибок –«3», более 3 ошибок – плохо.

Поднимите, пожалуйста, руку  у  кого  «5», «4», «3». ( Диагностика)

Слайд № 11.

Команда Б. Задание  немного  усложняется. Вы  также  работаете  с  таблицей. В  первую  колонку выписываете  частицы, которые  пишутся  раздельно. Во  вторую  колонку - через  дефис. С  какой  частью  речи  употребляется  частица  -ка? Сформулируйте  правило.

Раздельное  написание  частиц

Дефисное  написание  частиц.

Открыть  учебник  на  стр.176-177. Прочитать  правило.

Команда  С. Творческая  работа.

Задание :

С  какой  просьбой или  с  каким  вопросом к  вам  может  обратиться  мама? Используя слова  обращения, частицы  и  вербальные  средства  этикета, постройте  предложении

Пример : Будь  так  любезен, вскипяти-ка  чай.

                Дима, уроки-то  сделал ?

 №2  Если  вас посетит  вдохновение, напишите  четверостишие  о  раздельном  и  дефисном  написании  частиц Работа  команд ( 4  мин.)

Защита  работ. ( выступления  команд)

Учащиеся  делают  вывод  о  раздельном  и  дефисном  написании  частиц

Я  ещё  раз  предлагаю  провести  лингвистическое  наблюдение.

Что  бы ( местоимение  и  частица) вы  пожелали  маме ?

Что бы  ( местоимение  и  частица)она  ни  делала , всё  у  неё  получается.

Мама  уехала  в  санаторий, чтобы ( подчинительный  союз) подлечиться.

Как ( частица) ты  прекрасна, мама !

Я  не  знаю, как  ( союз)лучше  выразить  свою  любовь  к  маме.

Учитель : следует  различать  частицы  и  омонимичные им  другие  части  речи. Над  этой  проблемой  мы  будем  работать  на  следующем  уроке. А  сейчас  подведём  итоги.

То  же ( указательное  местоимение  и частица)слово, да  не  так  бы  молвить.

Небо  над  нами  тоже ( союз = и)  было  ясное.

Рефлексия.

О  чём  мы  сегодня  говорили  на  уроке?

Какую  учебную  задачу  ставили  в  начале  урока?

Удалось  её  решить?

Комментирование  оценок

Домашнее  задание: параграф  58, 1) упр. 382;

2) выписать  из  учебника  литературы  10  предложений  с  частицами, объяснить  их  написание, определить  разряд;

Учитель :  Наш  урок  мне  хотелось  бы  закончить  словами  Проспера  Мериме : «Русский  язык – язык, созданный  для  поэзии, он  необычайно  богат  и  примечателен  главным  образом  тонкостью  оттенков» 

Просмотр содержимого документа
«Дефисное и раздельное написание частиц.Конспект урока.»

Урок русского языка в 7 –м классе по теме

« Раздельное и дефисное написание частиц »



Учебно-методический комплект : учебник « Русский язык : Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2014 г.


Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цели урока :


Обучающие : познакомить с раздельным и дефисным написанием частиц, отработка навыка раздельного и дефисного написания частиц ;

Развивающие : развивать речь за счёт обогащения словарного запаса, смыслового построения текста, через воображение, фантазию, логическое мышление ;

Воспитывающие : способствовать нравственному воспитанию, культуре речи.


Задачи :


Развитие навыков работы в команде, навыков самоконтроля, умения систематизировать полученные знания и применять их на практике;

Развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учёбе путём постановки учебной задачи и поиска способов её решения.


Оборудование : компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для каждого ученика.


Ход урока.

1 Организационный момент. Слайд № 1.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте , уважаемые гости. Глядя на эту замечательную репродукцию картины Рафаэля « Сикстинская мадонна», может быть, кто-то из вас подумал, что вы пришли на урок изобразительного искусства или мировой художественной культуры. Нет, я ничего не перепутала . У нас урок русского языка.

А эти весенние мартовские деньки дают нам замечательные позитивные эмоции . Я надеюсь, что каждый из Вас пребывает в хорошем настроении.

У всех сегодня хорошее настроение? Я этому очень рада !Только с хорошим настроением можно работать в команде и добиваться успехов . Сегодня на уроке работают 3 команды. Команда А. Команда Б. Команда С

И пусть приобретение новых знаний для вас будет процессом увлекательным и интересным!

У вас у каждого лежит на столе раздаточный материал.

Я Вам предлагаю познакомиться с текстом.

Милостивые государыни и милостивые государи !

Как разнообразен и богат прекрасными словами наш русский язык !

Но всё-таки среди всех этих слов на первом и видном месте стоит самое красивое, самое прекрасное слово МАМА. Не потому это слово мило, что оно мелодично, а потому, что оно обозначает даму, которая в высшей степени соединила в себе любовь, верность, преданность и самопожертвование. Что бы она ни делала, у неё всё получается.

Кому мы можем жаловаться на свои невзгоды, как не матери, сердце которой всегда отзывчиво? Кто радуется вместе с нами выпавшему на нашу долю счастью, опять – таки мама! Что бы ни случилось, мы обращаемся к ней. Вряд ли будет ошибкой следующее утверждение, что человек не беден, пока у него есть мама.

Пусть она живёт долгие, долгие годы!

( В.Д.Эфенди)

Учитель:

- Что в тексте Вам понравилось, а может быть, что-то показалось необычным ?

Учитель : Данный текст мною был взят из дореволюционного издания В.Д.Эфенди , в котором содержатся речи 18-19в.в.

Какие замечательные слова о маме ! Как бы мне хотелось, чтобы мои дети всегда думали и заботились обо мне с таким трепетом и нежностью.

Ещё раз посмотрите в текст и прочитайте предложение, где содержится главная мысль текста.

Слайд №3.

-Используя речевое клише, сформулируйте проблему данного текста?

( Ф.И. О. автора) размышляя о ( русском языке)…, предлагает своим читателям задуматься над проблемой…( роль мамы в жизни человека)

Выполняется устный пунктуационный разбор.( дееприч. оборот)


Слайд №4.

Лингвистическое наблюдение.

Что бы ни случилось, мы обращаемся-то к маме.

-Назовите самостоятельные части речи в данном предложении ?

-Над какой частью речи мы будем работать? (над частицами)

-Как написана частица то? ( через дефис) А частицы бы, ни? ( раздельно)

- Ключевые слова: частица, дефис, раздельно

-Сформулируйте тему урока. ( Раздельное и дефисное написание частиц.)

Слайд № 5.

Так какие задачи вы сегодня ставите на уроке?



( Задачи : - повторить ранее изученные сведения о частицах;

  • познакомиться с раздельным и дефисным написанием частиц;

  • развивать речь за счёт обогащения словарного запаса;

  • способствовать воспитанию культуре речи.

Слайд № 6.

Проверка домашнего задания.

А всегда ли частицы писались раздельно и через дефис?

Группа учеников провела своё исследование и подготовила презентацию

« Из истории правописания частиц » Выступление (4 мин.)


Новый материал. Разминка для команд.


Учитель : Мне хотелось бы вам напомнить, что залогом грамотного письма является определение частей речи. Вы должны знать, что на экзамене есть ряд заданий (А11 и В2) , где проверяются ваши знания в области морфологии. А что такое морфология?


Слайд №7.

Предлагаю сейчас провести мини-экзамен на определение частей речи.

Задание для разминки : Определите , к какой части речи относится каждое слово, соединив стрелочками левую и правую колонки.

(ИЗ) ЗА ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(МАЛО) ПОМАЛУ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

(ДИВАН) КРОВАТЬ НАРЕЧИЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

( ЮГО) ЗАПАДНЫЙ ПРЕДЛОГ


Слайд № 8. Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками. Ключ вы видите на слайде.

Оцените уровень знаний:

0 ошибок-«5»; 1-2 ошибки «4»; 3-5 ошибок-«3». Поставьте оценку карандашом.

Слайд № 9.

Учитель :Какие части речи пишутся через дефис?

Учащиеся делают вывод о том, что через дефис пишутся как самостоятельные части речи, так и служебные, в том числе частицы.

Команды получают задания.

Слайд № 10.

Команда А. Заполняете таблицу. Из данного текста выпишите все частицы в таблицу, распределяя их по разрядам .В первую колонку выписываете все формообразующие частицы, во вторую –отрицательные частицы, в третью - модальные.


Частицы

Формообразующие

отрицательные

модальные

БЫ

ПУСТЬ





НИ

НЕ

КАК

ВСЁ-ТАКИ

ЛИ

ВРЯД ЛИ














Диагностика.

Учитель. На проверку даётся 2 мин. ( ключ на слайде)

Оцените уровень знаний по следующей шкале :

0 ошибок- «5», 1-2 ошибки- «4», 3- ошибок –«3», более 3 ошибок – плохо.

Поднимите , пожалуйста, руку у кого «5», «4», «3». ( Диагностика)

Слайд № 11.

Команда Б. Задание немного усложняется. Вы также работаете с таблицей. В первую колонку выписываете частицы , которые пишутся раздельно. Во вторую колонку - через дефис. С какой частью речи употребляется частица -ка? Сформулируйте правило.


Раздельное написание частиц

Дефисное написание частиц


БЫ

ЛИ

ЖЕ



-ТО

- КА

Открыть учебник на стр.176-177. Прочитать правило.

Слайд № 12.

Команда С. Творческая работа.

Задание :

С какой просьбой или с каким вопросом к вам может обратиться мама? Используя слова обращения, частицы и вербальные средства этикета, постройте предложении

Пример : Будь так любезен, вскипяти-ка чай.

Дима, уроки-то сделал ?

№2 Если вас посетит вдохновение, напишите четверостишие о раздельном и дефисном написании частиц )


Работа команд ( 4 мин.)

Защита работ. ( выступления команд)

Слайд №13.

Слайд №14.

Учащиеся делают вывод о раздельном и дефисном написании частиц.

Слайд № 16

Слайд № 17. Игра « Третий лишний »


Слайд № .

Я ещё раз предлагаю провести лингвистическое наблюдение.


Что бы ( местоимение и частица) вы пожелали маме ?

Что бы ( местоимение и частица)она ни делала , всё у неё получается.

Мама уехала в санаторий, чтобы ( подчинительный союз) подлечиться.

Как ( частица) ты прекрасна, мама !

Я не знаю, как ( союз)лучше выразить свою любовь к маме.

Учитель : следует различать частицы и омонимичные им другие части речи. Над этой проблемой мы будем работать на следующем уроке. А сейчас подведём итоги.


То же ( указательное местоимение и частица)слово, да не так бы молвить.

Небо над нами тоже ( союз = и) было ясное.


Рефлексия.

О чём мы сегодня говорили на уроке?

Какую учебную задачу ставили в начале урока?

Удалось её решить?

Какие частицы пишутся раздельно?

Какие частицы пишутся через дефис?

С какой частью речи используется частица –ка?

С каким затруднением мы столкнулись ? ( явление омонимии)

Какие моменты урока вам понравились? И что , может быть , не очень?

Комментирование оценок.


Слайд № 18.

Домашнее задание: параграф 58, 1) упр. 382;

2) выписать из учебника литературы 10 предложений с частицами, объяснить их написание, определить разряд;

3) Исследование

Слайд № 19

Учитель : Наш урок мне хотелось бы закончить словами Проспера Мериме : «Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дефисное и раздельное написание частиц.Конспект урока.

Автор: Пажитнова Галина Викторовна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 264387

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства