kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока с презентацией по русскому языку на тему "Сложные предложения с союзами и, а, но" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

-закрепить знания учащихся о сложных предложениях, упражнять учащихся в постановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но;- учить учащихся создавать собственные высказывания-описания осенней природы, используя средства выразительности: олицетворения, сравнения;-развивать орфографическую зоркость, внимание, связную речь учащихся, познавательные способности обучающихся;-прививать навыки красивого письма, трудолюбие, - воспитывать любовь к красоте осенней природы.

Урок содержит задания, подобранные по теме, и языковой материал, объединенный темой "Осень"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложные предложен с союзами»

Тема:Сложные предложения с союзами и, а, но. (4 класс).


Цель урока:

-закрепить знания учащихся о сложных предложениях, упражнять учащихся в постановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но;- учить учащихся создавать собственные высказывания-описания осенней природы, используя средства выразительности: олицетворения, сравнения;-развивать орфографическую зоркость, внимание, связную речь учащихся, познавательные способности обучающихся;-прививать навыки красивого письма, трудолюбие, - воспитывать любовь к красоте осенней природы.

Тип урока:Урок развития умений и навыков (закрепление).

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.

2. Создавать условия для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

3.Развитие интереса к изучению родного языка;

4.Понимать значимость приобретенных знаний и умений.


Метапредметные :

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;

2. совместно с учителем обнаруживать и формировать учебную проблему;

3. Работать по плану, исправлять ошибки с помощью класса;

4. В диалоге с учителем и другими учащимися вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

5. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;

6. Совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату;


Познавательные УУД

1.Формировать умения объяснять орфограмму

2.Аргументировать свои ответы, опираясь на правила

3.Овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения;


Коммуникативные УУД

1. Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

2.Формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;

3. Формирование навыков сотрудничества

4. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;


Предметные:

1.Развивать умение находить в предложении однородные члены и определять какими членами предложения они являются;

2.Учить приемам анализа и синтеза;

3.Повторить правило правописания безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.

4.Развивать умение правильно употреблять в речи предложения с однородными членами;

5. Отрабатывать навыки разбора предложений по членам предложения;

6. Углублять знания учащихся о связи между однородными членами предложения.



Оборудование: схемы предложений, иллюстрации и репродукции картин, изображающих осенний пейзаж, опорные слова по теме урока, схема «Сложное предложение», кроссворд «Словарные слова», дифференцированные задания для самостоятельной работы по группам, сигнальные карточки, презентация «Краски осени», мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки, запись романса «Отговорила роща золотая» в формате МР.3.

Краткое описание:

урок содержит задания, подобранные по теме, и языковой материал, объединенный темой "Осень"


Учебное пособие: Русский язык.4 класс. Учебник в 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.



Ход урока.

I. Организационный этап.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.


Слайд 1

II. Основной этап.

Актуализация знаний

1. -Откройте тетрадь.

- Что надо записать?

Комментированная запись числа.

-Напишите классная работа.


2.Словарная работа.

- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «осень»?

- Как величают это время года поэты в стихотворениях? (Унылая пора, очей очарованье (А.С.Пушкин), золотая пора. Тютчев называет осень «дивной порой», Некрасов– «славной»).

(Ребята читают стихи о осени)

- Все мы любим осень. Я думаю, что, наверное, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России. Ни одно время года не вызывало у поэтов такого очарования.

Заполните кроссворд «осенними» словарными словами.

Слайд 2

1

у

р

О

ж

а

й


2

С

е

н

т

я

б

р

5

к

а

л

Е

н

д

а

р

ь


3

Н

о

я

б

р

ь

4 О

к

т

я

б

р

Ь





«Загадки об осени»


1. Урожай - Количество уродившегося хлеба или иных плодов, растений. (Восточнославянское слово, образовано от «уродити»- «родити»- «родить». Фразеологизм «виды на урожай» - прогнозы на него)

Поле осенью промокло,

Но зато созрела свёкла.

А в сентябрьских садах

Много яблок на ветвях.

Что к зиме мы собираем?

Как его мы называем? (Урожай)

2. Сентябрь -Девятый месяц года. (От латинского «September» – седьмой месяц). Фразеологизм «Глядеть сентябрем» - угрюмо, мрачно, сурово. Быть мрачным, хмурым, недовольным.

Листья желтые летят,

Осень на дворе.

Провожают всех ребят

В школу в … (Сентябре)

3. Ноябрь -Одиннадцатый месяц года. (От латинского «November»- девятый, от «novem»- 9.)

Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи? (Ноябрь)

4. Октябрь -Десятый месяц года. (От латинского «okto»-8, т.к. счет вели от 1марта)

Поговорка. Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

5. Загадка о календаре.

Есть в квартире молодец,

Математик и мудрец.

Постоянно, круглый год

Точный счет он дням ведет.

Под новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез. (Календарь)


3.Работа со словарём.

- Выясним значение этого слова: в толковом словаре.

а) Способ счисления дней в году. (Юлианский, грегорианский календарь).

б) Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (отрывной календарь, настольный) с делением на месяцы и недели.

Происхождение. «Календами» древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счет времени. «Календариум» у них значило «справочник, которым жрецы пользуются в своих расчетах». Синоним «численник».

Пословица. Календарным теплом не угреешься.

- Запишите словарные слова, подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне слова. 4.Постановка проблемной ситуации.

Прочитайте предложение и определите.


Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями.


Какое предложение по составу, простое или сложное? Докажите.

Если простое, составьте так, чтобы простое было частью сложного.

-Ответы детей. (Простое предложение -с одной грамматической основой. Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и/или при помощи союзов.)
III.Формулирование темы и постановка цели урока.

- Определите по ключевым словам тему урока:

Слайд 3




- Предположите, чему будем учиться на уроке? Что хотите узнать нового?

- Сегодня на уроке мы будем тренироваться в постановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами а, и, но на материале предложений об осени.

Слайд 4


5. Повторение теоретического материала.

Слайд 5


1. Как отличить простое предложение от сложного? (Определяем сколько в предложении грамматических основ. Если одна – предложение простое. Две и более – предложение сложное. Сколько основ, столько простых предложений).

2. При помощи чего соединятся части сложного предложения? (Части сложного предложения соединяются при помощи интонации или союзов, или только при помощи интонации)


3. Перед какими союзами ставится запятая? (Запятая всегда ставится перед союзами а, но . В сложном предложении перед союзом и , в простом предложении перед союзом и тогда, когда союз и повторяющийся).


4.Как на письме разделяются части сложного предложения? (На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединены союзом (и ,а, но), запятая ставится перед союзом)..


6.Тренировочные упражнения.

Запись предложений под диктовку по цепочке на доске и в тетрадях, определение грамматических основ, построение схем.

Пролетело жаркое лето, и пришла золотая осень. [ = - ], и [ = - ]. Свежий ветерок гонит листья, но они плавно кружатся в воздухе. [ - = ], но [ - = ] Облетели листья с клена, он от холода дрожит. [ = - ], [ - = ]. В лесу осиновом дрожат осинки, а ветер срывает с осинок косынки. [ = - ], а [ - = ].

— Одинакова ли смысловая роль союзов и и но? (В предложении с союзом но действия предметов противопоставляются, а с союзом и действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия.)
7. Физкультминутка «Осень» Слайд 6



8. Работа с сигнальными карточками.
Послушайте предложения. Если вы услышали сложное предложение, обозначьте его зеленым цветом, если простое – красным. Слайд 7

1. Тихим осенним днём падают, кружатся листья, они ложатся на землю плавно и тихо.

+

2. Пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

+

3. Всё охвачено тишиной и осенним покоем.

-

4. Соломинку и муха сломит, а сноп и конь не раздавит.

+

5. На ветру шумят осинки, и березки шелестят.

+

6. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.

-

7. Закружились в воздухе разноцветные листья, они покрыли землю пестрым ковром.

+

— Что можно сказать о других предложениях? (Предложения с однородными членами)
9. Осложненное списывание (работа по группам) Слайд 8


Ученики самостоятельно читают задание и выполняют его. Проверка выполнения проводится как фронтальный опрос:

— Из каких предложений состоит ваше задание?
— Прочитайте сложные предложения.
- Такова ли схема вашего предложения?

Слайд 9


Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения.

Ос_нь ул_цей сп_шит,

Красит все, не ленится,

(Под) к_лёсами шурш_т

Ж_лтая м_телица.

[ - О, О, О ], [ = - ]

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения. (2)

Ч_сто бывает, что подб_рёзовики растут (на) п_лянке (в) еловом л_су, а (под)осиновики таятся (под) елками. [ - = ], а [ - = ].

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения.

(О,а)пустел к_лхозный са(д,т),

П(а,о)утинки вдоль л_тят,

И (на) южный край з_мли

Пот(я,и)нулись жур_вли.

[ = - ], [ - = ], и [ = - ].

- Какие приемы использовали поэты и писатели, чтобы показать красоту осенней природы?

10. Творческая работа. Слайд 10


- Что такое пейзаж? (Картина природы).

- Я предлагаю вам побывать в осеннем лесу. Обратите внимание на деревья, их осенний наряд.

Используется компьютерное сопровождение (презентация на тему «Краски осени», сопровождаемой исполнением романса «Отговорила роща золотая» на стихи С.А.Есенина)

- Прочитайте заголовок: «Звуки и краски осени». О чем вы будете писать?

- Какие краски выбирает осень и для чего?

На доске записаны опорные слова, эпитеты, сравнения.

Устное составление предложений, самостоятельно записать 1 предложение. Зачитываются лучшие варианты.

Сравнения: листья летят , как птицы, прыгают, как белки, качаются на паутинках.

Листья: лоскутное одеяло, пестрый смерч, золотой водопад, оранжевые звезды, золотые рыбки, желтые сердечки, золотые монетки.


IV. Подведение итог урока. Рефлексия


1. Найти и подчеркнуть грамматические основы.

2. Посчитать количество простых предложений.

3. Если в предложении две и более грамматические основы, то предложение сложное, значит, нужно поставить знак препинания.

4. Найди границы частей сложного предложения, посчитать их.

5. Выделить союзы, если есть .

6. Поставить знаки препинания.


11. Домашнее задание

А) Продолжи предложение так, чтобы оно стало сложным.

В лес пришла осень, и деревья….

В октябре по утрам часты заморозки, но …

Осенью идут дожди, а зимой ….

Б) — Найдите ошибки в схеме. Объясните их.
[- = ] и [- = ].




Приложения к уроку

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения.


Ос_нь ул_цей сп_шит,

Красит все, не ленится,

(Под) к_лёсами шурш_т

Ж_лтая м_телица.

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения.

Ч_сто бывает, что подб_рёзовики растут (на) п_лянке (в) еловом л_су, а (под)осиновики таятся (под) елками.


Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения.

(О,а)пустел к_лхозный са(д,т),

П(а,о)утинки вдоль л_тят,

И (на) южный край з_мли

Пот(я,и)нулись жур_вли.



Домашнее задание

А) Продолжи предложение так, чтобы оно стало сложным.

В лес пришла осень, и деревья….

В октябре по утрам часты заморозки, но …

Осенью идут дожди, а зимой ….

Б) — Найдите ошибки в схеме. Объясните их.
[- = ] и [- = ].

Домашнее задание

А) Продолжи предложение так, чтобы оно стало сложным.

В лес пришла осень, и деревья….

В октябре по утрам часты заморозки, но …

Осенью идут дожди, а зимой ….

Б) — Найдите ошибки в схеме. Объясните их.
[- = ] и [- = ].


Домашнее задание

А) Продолжи предложение так, чтобы оно стало сложным.

В лес пришла осень, и деревья….

В октябре по утрам часты заморозки, но …

Осенью идут дожди, а зимой ….

Б) — Найдите ошибки в схеме. Объясните их.
[- = ] и [- = ].


Домашнее задание

А) Продолжи предложение так, чтобы оно стало сложным.

В лес пришла осень, и деревья….

В октябре по утрам часты заморозки, но …

Осенью идут дожди, а зимой ….

Б) — Найдите ошибки в схеме. Объясните их.
[- = ] и [- = ].


Домашнее задание

А) Продолжи предложение так, чтобы оно стало сложным.

В лес пришла осень, и деревья….

В октябре по утрам часты заморозки, но …

Осенью идут дожди, а зимой ….

Б) — Найдите ошибки в схеме. Объясните их.
[- = ] и [- = ].


Домашнее задание

А) Продолжи предложение так, чтобы оно стало сложным.

В лес пришла осень, и деревья….

В октябре по утрам часты заморозки, но …

Осенью идут дожди, а зимой ….

Б) — Найдите ошибки в схеме. Объясните их.
[- = ] и [- = ].


Н. Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студеной

Словно, как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор! –

Листья поблёкнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр.



Александр Сергеевич Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Люблю я пышные природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.


Ф. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера….


Александр Сергеевич Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.


Иван Иванович Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.





Просмотр содержимого презентации
«Сложное предложение»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Логунова Лариса Станиславовна

Дата: 29.10.2018

Номер свидетельства: 482580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "237501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444323346"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока по русскому языку, 4 класс, по теме: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» (Образовательная система «Школа 2100»)."
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekturokaporusskomuiazyku4klasspotiemiezapiataiavslozhnompriedlozhieniissoiuzamiianoobrazovatielnaiasistiemashkola2100"
    ["file_id"] => string(6) "281926"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453625281"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по русскому языку  "Сложное предложение""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaporusskomuiazykuslozhnoiepriedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "261973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449238588"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Типы сложносочиненных предложений""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokaporusskomuiazykunatiemutipyslozhnosochiniennykhpriedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "265679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450012309"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства