kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 6 классе "Путешествие во Фразеологию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Путешествие во Фразеологию

 ( Происхождение фразеологизмов и особенности их употребления в речи).

Цель:   сформировать понятие о фразеологизмах как о необходимом, ярком средстве выразительности речи

Задачи:  1. Познакомить учащихся с особенностями употребления

                    фразеологизмов в речи.

                 2. Развивать интерес к истории происхождения фразеологизмов и  к

                      их выразительным возможностям.

                 3.Формировать навыки  анализа различного языкового материала

                    с использованием  полученных знаний, навыки  составления

                    сложного плана и самостоятельной работы.

                4.Воспитывать культуру речи, любовь и бережное отношение к

                   родному языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе "Путешествие во Фразеологию" »



Разработка открытого урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Путешествие во Фразеологию

( Происхождение фразеологизмов и особенности их употребления в речи).

Цель: сформировать понятие о фразеологизмах как о необходимом, ярком средстве выразительности речи

Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями употребления

фразеологизмов в речи.

2. Развивать интерес к истории происхождения фразеологизмов и к

их выразительным возможностям.

3.Формировать навыки анализа различного языкового материала

с использованием полученных знаний, навыки составления

сложного плана и самостоятельной работы.

4.Воспитывать культуру речи, любовь и бережное отношение к

родному языку.

Урок в системе уроков: 10 урок в теме «Лексика и фразеология»

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: тетради, учебники, юмористические рисунки по фразеологизмам, книги об истории фразеологизмов, плакат с изображением карты Фразеологии, карточки с фразеологизмами, распечатанные тексты с заданиями для самостоятельной работы, жетоны для учащихся, конверты с письмами- памятками, слайды, мультимедиапроектор.


Подготовка к уроку: презентация; родители готовят раздаточный материал

( жетоны, письма) и плакат с картой Фразеологии.




Ход урока


Этап урока

Содержание урока

Методы

и формы

обучения

I.Организацион

ный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.


II. Объявление темы и задач урока.

Учитель:

-Ребята, откройте тетради, запишите число. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, которое поможет нам получить новые знания. Вспомните, с каким понятием лексики мы познакомились на прошлом уроке?

-Фразеологизмы.


- Мы продолжим разговор о фразеологизмах. Запишите в тетрадь тему:

- В каком разделе языкознания «живут» фразеологизмы?

-Фразеология.


- Сегодня мы приглашены в эту удивительную страну. Мы познакомимся поближе с её обитателями, узнаем о них много нового и постараемся с ними подружиться. Научные знания, которые мы получим, оформим в тетрадях в виде сложного плана. Перед вами цели нашего путешествия.


Слайд №1


- Однако нам нужно оплатить путешествие. Платой станет ваше домашнее задание. Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.



работа в

тетради



беседа













работа со слайдом

III. Проверка домашнего задания.


- Что такое фразеологизмы? Чем они отличаются от свободных сочетаний? Приведите примеры.

Дети подготовили юмористические рисунки по фразеологизмам и до урока сдали учителю. Показывая рисунки, учитель просит назвать фразеологизм.

- Вставьте в пропущенные клеточки слова, чтобы получилось равенство.

На доске:

Фразеологизм = =


(Фразеологизм = устойчивое сочетание = фразеологический оборот)

(Учащиеся, получают жетоны за правильные ответы).

беседа


работа с рисунка

ми



анализ

схемы

IV. Изучение нового материала. Углубление в тему.

-Молодцы, ребята. Посмотрите: мы уже во Фразеологии.

Слайд №2

- Посмотрите внимательно на карту этой страны. Её территория окрашена в разные цвета. Это области страны. О чём вам говорят их названия?


-Они обозначают принадлежность к определённому стилю речи.


- Правильно. Вспомним, что значит стиль речи и какие есть стили речи.



Слайд №3



- Фразеологизмы употребляются в разных стилях речи. У меня есть просьба от некоторых жителей этой страны указать им их область применения. Давайте им поможем. Разместите карточки с фразеологизмами на плакате, прикреплённом на доску ( на плакате рисунок со 2 слайда).




Фразеология

Разговорная

Водить за нос

Ломать голову

Кривить душой


Книжная

Дамоклов меч

Сложить оружие

Карточный домик


Стилистически нейтральная

Сдержать слово

Под открытым небом

Из года в год




Вывод:

-Итак, ребята, какое научное знание мы получили?

-Узнали об области (сфере) употребления фразеологизмов.

-Запишите в тетрадь первую часть плана.

В тетрадях и на доске (записывает и комментирует учитель):

  1. Сфера употребления фразеологизмов.

1. Разговорный стиль.

2. Книжный стиль.

3.Стилистически нейтральные фразеологизмы.


Слайд №4


- Ребята, посмотрите, нам представлен какой – то план, но у него нет названия. Озаглавьте его.


- Происхождение фразеологизмов. (Откуда пришли фразеологизмы?)


-Ответьте на вопрос, используя слайд. Запишите в свой план под №2


Сильный ученик отвечает, затем все записывают в тетрадь. Слайд №5


В тетрадях:

II.Происхождение фразеологизмов.

1.Исконно русские.

2. Из старославянского.

3. Дословный перевод с других

языков

(калька).

4.Из слов разных профессий.

5. Крылатые ( часто

употребляемые людьми)

слова и выражения из греко-

римской мифологии.

6. Крылатые слова и выражения, созданные

писателями.


  • Как вы думаете, можно ли по фразеологизму точно определить его происхождение?

- Не всегда.

  • Правильно. Я уверена, вы без труда можете объяснить происхождение фразеологизмов из мифологии. Например, откуда появился фразеологический оборот «авгиевы конюши»?


-Из мифа о Геракле. Одним из его подвигов было очищение не убиравшихся много лет конюшен царя Авгия. Гераклу понадобилось для этого подвести к ним реки, смывшие и унёсшие весь навоз.


  • Каково происхождение устойчивого сочетания «ахиллесова пята»?


- Миф об Ахиллесе, мать которого, богиня Фетида, омыла его чудодейственной водой реки Стикс. Это омовение сделало его тело неуязвимым. Уязвимым осталась лишь пятка, за которую мать держала младенца. Во время Троянской войны Ахиллес был смертельно ранен стрелой в эту пятку.


  • Из какого мифа фразеологизм «яблоко раздора»?

Выступление учащегося, получавшего задание на дом:


- В древнегреческом мифе описан такой случай.

На свадьбе присутствовали три богини: Афродита, Афина и Гера. Желая поссорить их между собой, четвёртая богиня – богиня раздора Эрида – бросила в толпу золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко принадлежит ей, и ни за что его не уступала. Сын троянского царя Парис отдал яблоко Афродите – богине красоты. Афина и Гера рассердились и стали настраивать все греческие народы против троянцев. Разгорелась кровопролитная война, в результате которой погиб город Троя.

.

-Ребята, посмотрите на слайд.


Слайд №6.

-Кто знает о происхождении данных фразеологических оборотов? Что нам может помочь в этом вопросе?

-Книга- справочник. Например, фразеологический словарь. Заглянем в архив страны Фразеология и найдём ответы на наши вопросы.


Слайд №7,8,9


- С историей фразеологизмов также можно познакомиться

в книгах ( показываю книги) :

1. Л. Успенский «Почему не иначе?», «Слово о словах».

2. Э. Вартаньян «Из жизни слов».

3. Ю. Гвоздарев «Рассказы о русской фразеологии».

4. Н. Шанский «В мире слов», «Занимательный русский язык».

5. Н. С. Акушкин и М. Г. Акушкина «Крылатые слова».

- Я надеюсь, что вы с удовольствием будете их читать и раскроете для себя много тайн русского языка.

Вывод:

-Итак, ребята, мы познакомились со сферой употребления фразеологических оборотов и их происхождением. Давайте с ними подружимся, то есть введём их в свой активный запас и заодно проверим свои знания.



работа со слайдом








работа со слайдом


связный рассказ ученика



работа у доски с наглядностью



















обобще

ние


работа в

тетради

выделе-

ние главного












работа со

слайдом

устный ответ по плану









работа в

тетради выделе-

ние главного










развёрну

тые ответы

на вопро

сы














сообще

ние уче-

ника









работа со

слайдом






работа со

слайдом



демонст

рация

книг







обобще-

ние

V. Закрепление изученного.

Выполнение упражнений.

1. Физминутка. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний.

- Встаньте, ребята. Если я называю устойчивое сочетание, вы машете руками, как деревья ветками. Если свободное сочетание, приседаете.

Вешать пальто

Вешать голову

Сесть в лодку

Сесть в калошу

Гонять лодыря

Клевать пшено

Клевать носом


2. Употребление фразеологизма в своей речи.

_ Я прочитаю предложения, а вы замените свободное сочетание омонимичным фразеологизмом.

Наши куры не клюют пшено.

Мама в детстве меня часто носила на руках.

Я нечаянно прикусила язык.

В наш магазин привезли селёдку в бочке.


3. Подберите фразеологизмы с противоположным (антонимичным) значением и запишите сочетания в тетрадь парами.





Слайд № 10,11









восприя

тие на слух









развитие

устной речи



работа

у доски

и в тет-

ради


VI.Проверка

знаний

учащихся. Самостоятель-

ная работа

Задания напечатаны и розданы ученикам.

1.Выразительное чтение текста.


Попались на удочку.

Пригласил нас как-то к себе сын лесника. Поохотимся, говорит, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом мне покоя не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят он мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, но мы попались на эту удочку.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего «приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

И пошли. И много рыбы попалось на удочку. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать.


Задание.

Выпишите из части текста фразеологические обороты:

1 вариант – 1 и 2 абзацы.

2 вариант - с 3 абзаца до конца текста.


2. Тест.

Какое выражение по смыслу отличается от других (не является синонимичным)?

1 вариант

2 вариант

1. А. хоть пруд пруди

Б. кот наплакал

В. тьма-тьмущая

Г. яблоку негде упасть

1. А.во все лопатки

Б. сломя голову

В. черепашьим шагом

Г.в мгновение ока

2. А. слово в слово

Б. тютелька в тютельку

В. вилами на воде

писано

Г. комар носа не

подточит

2. А. попасть впросак

Б. попасть на седьмое

небо

В. попасть в

переделку

Г. попасть в переплёт


Тетради собираются.

Рефлексия.


Слайд № 12











Работа с печат-

ным текстом

выбор языково

го мате

риала

















Работа с

Тестом














работа со

слайдом

самопро

верка

VII. Итог урока. Выставление оценок.

- Итак, ребята, я думаю, что вы подружились с фразеологизмами и теперь они будут чаще появляться в вашей речи. Вам подарок от жителей Фразеологии – письмо – наказ. Внимательно прочитайте, запомните и напишите ответ.

Это будет вашим домашним заданием. Запишите в дневник.

- Кто, получил жетоны, пожалуйста, подойдите для выставления оценки за урок.

(Письма раздаются ученикам)

Письмо:

« Дорогие ребята! Мы всегда рады вам помочь выразить правильно, красиво и эмоционально ваши мысли( это наша обязанность!). Но очень вас просим: не забывайте, что всё хорошо в меру. Помните о стилях речи! Употребляйте нас там, где это оправдано речевой ситуацией!

Чтобы про вас не сказали «Слышал звон да не знает, где он», интересуйтесь нашим лексическим значением и происхождением. В этом вам помогут умные книги:


1. Н. Шанский « Школьный фразеологический словарь»,«В мире слов», «Занимательный русский язык».

2. Л. Успенский «Почему не иначе?», «Слово о словах».

3. Э. Вартаньян «Из жизни слов».

4. Ю. Гвоздарев «Рассказы о русской фразеологии».

5. Н. Шанский « Школьный фразеологический словарь»,«В 6ире слов», «Занимательный русский язык».

5. Н. С. Акушкин и М. Г. Акушкина «Крылатые слова».

Ваши друзья фразеологизмы».




VIII. Домашнее задание.

Записи в тетрадях и памятка.

Написать сочинение « Фразеологизмы- мои друзья.

















Слайд 1

Слайд 2


Слайд 3







Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6







Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9







Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока в 6 классе "Путешествие во Фразеологию"

Автор: Жебелева Лилия Геннадьевна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока на тему "Путешествие по фразеологии"."
    ["seo_title"] => string(50) "konspekt_uroka_na_temu_puteshestvie_po_frazeologii"
    ["file_id"] => string(6) "633491"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1686485613"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Конспект урока по русскомы языку в 6 классе: "Этот удивительный мир фразеологизмов" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomy-iazyku-v-6-klassie-etot-udivitiel-nyi-mir-frazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "184338"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426043982"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "План-конспект урока  по русскому языку  в 6 классе по теме   «ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ по странам Лексикология и Фразеология»   с использованием ИКТ. "
    ["seo_title"] => string(148) "plan-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-po-tiemie-igra-putieshiestviie-po-stranam-lieksikologhiia-i-frazieologhiia-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "124483"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414697527"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Люби и знай русский язык" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-liubi-i-znai-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "109944"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405272310"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства