-Молодцы, ребята. Посмотрите: мы уже во Фразеологии. Слайд №2 - Посмотрите внимательно на карту этой страны. Её территория окрашена в разные цвета. Это области страны. О чём вам говорят их названия? -Они обозначают принадлежность к определённому стилю речи. - Правильно. Вспомним, что значит стиль речи и какие есть стили речи. Слайд №3 - Фразеологизмы употребляются в разных стилях речи. У меня есть просьба от некоторых жителей этой страны указать им их область применения. Давайте им поможем. Разместите карточки с фразеологизмами на плакате, прикреплённом на доску ( на плакате рисунок со 2 слайда). Фразеология Разговорная Водить за нос Ломать голову Кривить душой | Книжная Дамоклов меч Сложить оружие Карточный домик | Стилистически нейтральная Сдержать слово Под открытым небом Из года в год | Вывод: -Итак, ребята, какое научное знание мы получили? -Узнали об области (сфере) употребления фразеологизмов. -Запишите в тетрадь первую часть плана. В тетрадях и на доске (записывает и комментирует учитель): Сфера употребления фразеологизмов. 1. Разговорный стиль. 2. Книжный стиль. 3.Стилистически нейтральные фразеологизмы. Слайд №4 - Ребята, посмотрите, нам представлен какой – то план, но у него нет названия. Озаглавьте его. - Происхождение фразеологизмов. (Откуда пришли фразеологизмы?) -Ответьте на вопрос, используя слайд. Запишите в свой план под №2 Сильный ученик отвечает, затем все записывают в тетрадь. Слайд №5 В тетрадях: II.Происхождение фразеологизмов. 1.Исконно русские. 2. Из старославянского. 3. Дословный перевод с других языков (калька). 4.Из слов разных профессий. 5. Крылатые ( часто употребляемые людьми) слова и выражения из греко- римской мифологии. 6. Крылатые слова и выражения, созданные писателями. - Не всегда. -Из мифа о Геракле. Одним из его подвигов было очищение не убиравшихся много лет конюшен царя Авгия. Гераклу понадобилось для этого подвести к ним реки, смывшие и унёсшие весь навоз. - Миф об Ахиллесе, мать которого, богиня Фетида, омыла его чудодейственной водой реки Стикс. Это омовение сделало его тело неуязвимым. Уязвимым осталась лишь пятка, за которую мать держала младенца. Во время Троянской войны Ахиллес был смертельно ранен стрелой в эту пятку. Выступление учащегося, получавшего задание на дом: - В древнегреческом мифе описан такой случай. На свадьбе присутствовали три богини: Афродита, Афина и Гера. Желая поссорить их между собой, четвёртая богиня – богиня раздора Эрида – бросила в толпу золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко принадлежит ей, и ни за что его не уступала. Сын троянского царя Парис отдал яблоко Афродите – богине красоты. Афина и Гера рассердились и стали настраивать все греческие народы против троянцев. Разгорелась кровопролитная война, в результате которой погиб город Троя. . -Ребята, посмотрите на слайд. Слайд №6. -Кто знает о происхождении данных фразеологических оборотов? Что нам может помочь в этом вопросе? -Книга- справочник. Например, фразеологический словарь. Заглянем в архив страны Фразеология и найдём ответы на наши вопросы. Слайд №7,8,9 - С историей фразеологизмов также можно познакомиться в книгах ( показываю книги) : 1. Л. Успенский «Почему не иначе?», «Слово о словах». 2. Э. Вартаньян «Из жизни слов». 3. Ю. Гвоздарев «Рассказы о русской фразеологии». 4. Н. Шанский «В мире слов», «Занимательный русский язык». 5. Н. С. Акушкин и М. Г. Акушкина «Крылатые слова». - Я надеюсь, что вы с удовольствием будете их читать и раскроете для себя много тайн русского языка. Вывод: -Итак, ребята, мы познакомились со сферой употребления фразеологических оборотов и их происхождением. Давайте с ними подружимся, то есть введём их в свой активный запас и заодно проверим свои знания. |