Ты и с числительным будь дружен.
Этапы урока | Ход урока |
| Учитель | Ученики |
I. Оргмомент. | - Приветствую вас! Садитесь! Начинаем урок русского языка | Приветствуют учителя стоя, садятся. |
Вступительное слово учителя. | - Сегодня тридцатое ноября две тысячи пятнадцатого года. Первый день недели. Завтра наступит первый месяц зимы – декабрь, который завершит две тысячи пятнадцатый год. Десять прекрасных дней зимних каникул пройдут как один день. Одиннадцатого января, в двенадцать часов пятнадцать минут, вы соберетесь в одном из тридцати двух учебных кабинетов. И я, придя к вам на пятый урок в новом году, скажу: «Здравствуйте, ребята!» Но это произойдет не раньше сорока двух дней. А тему нашего сегодняшнего урока мы с вами сформулируем вместе чуть позже. – Кто запомнил, какие числительные я употребила в своем обращении к вам? - Какие из этих числительных являются количественными? Как вы определили? | Слушают речь учителя. Учащиеся называют числительные: двадцать шестое, две тысячи пятнадцатого, второй, четверо, первый, две тысячи пятнадцатый, десять, один, одиннадцатого, двенадцать, пятнадцать, одном, тридцати двух, пятый, сорока пяти. Четверо, десять, один, двенадцать, пятнадцать, одном, тридцати двух, пятый, сорока пяти. (Они обозначают числа или количество предметов и отвечают на вопрос сколько?) |
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | 1. Орфографическая разминка. - Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. оди(н, нн)адцать ст (ам, а) ( (Р.п.) пят (?)десят девят(?)сот сем (?)надцат (?) - Правописание какого числительного можно объяснить, обратившись к истории русского языка? Из истории числительного сорок Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. 2. Языковая разминка (работа в парах) – Найдите в предложениях числительные, определите их синтаксическую роль. 1). Я купил пять книг. 2). Два братца пошли купаться. 3). Поезд прибывает в три часа. Из истории числительного пять Современное слово "пять" связано с существовавшим ранее словом "пясть"("рука") и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти. Даже в наше время кое-кто считает по "пальцам", а в древности только такой счёт и был возможен. Древние славяне считали пятка'ми. Вспомним, сколько дали за златогривых коней Иванушки-дурачка? "Семь пять шапок серебра". Семь раз по пять. | - Правописание числительного одиннадцать, которое образовано путем слияния трех слов «один на десяте». Пять книг – дополнение. Два братца – подлежащее. В три часа – обстоятельство. |
III. Введение в тему урока. | - Только что в языковой разминке мы с вами говорили о роли числительных в предложении. А теперь наша задача – расширить наши знания о роли числительных в речи, развивать речевые умения. На доске записаны ключевые слова урока: числительные, текст, количественные, речь. – Сформулируйте на их основе тему урока. Определите его цель. | - Количественные числительные в тексте. |
Физминутка. Раз – прогнуться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик тихо сесть. |
IV. Развитие учебно-языковых и речевых умений. | - Как вы думаете, до появления письменности, до появления научных книг употребляли ли люди в своей речи числительные? – Какие вы знаете пословицы, поговорки, загадки, в которых употребляются фразеологизмы. 1. Упр. 240 – развитие умений культуры речи: правильного употребления имён числительных в разных падежных формах в сочетании с именами существительными. Выполняется устно в виде эстафеты: отвечающий называет следующего ученика, который читает вслух предложение или словосочетание и т.д. - О чём мы должны помнить при изменении сложных и составных количественных числительных? - Проверь себя: прочитай сначала про себя, а затем вслух данные предложения и словосочетания. На слайде С (триста) солдатами; с (восемьсот сорок) рублями; к (пятьсот девяносто девять) прибавить одиннадцать; (шестьдесят восемь) днями раньше; за (сорок восемь) участниками; к (четыреста девяносто три) студентам; (две тысячи семьсот семьдесят три) экспонатами; от (сто сорок девять) отнять (тридцать два). | - Да, люди издавна очень часто в своей речи употребляли имена числительные. Доказательством этому служат народные пословицы, поговорки, загадки и сказки, фразеологизмы. - В сложных количественных числительных изменяются обе части слова. В составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в его состав. С тремястами солдатами; с восьмьюстами сорока рублями; к пятистам девяноста пяти прибавить одиннадцать; шестьюдесятью восьмью днями раньше; за сорока восемью участниками; к четырёмстам девяноста трём студентам; двумя тысячами семьюстами семьюдесятью тремя экспонатами; от ста сорока девяти отнять тридцать два. |
| 3. Употребляются числительные и в сказках. Чтение лучших сказок. | |
| 5. - Какие профессии тесно связаны с именами числительными? - А как вы думаете, профессия телеведущего связана с именами числительными? - Одним из его необходимых профессиональных качеств является умение читать. Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с «поэтической» интонацией. 714, 15, 3247, 16, 318, 140, 327, 3, 28, 220, 126, 145, 615, 18, 2225. 713, 116, 512, 43, 2 000 000, 320, 17, 333. - Какими бы достоинствами ни обладал телеведущий, если он не соблюдает в своей речи нормы языка, то с карьерой телезвезды не стоит связывать никаких надежд. Попробуйте озвучить текст, который вам могли бы предложить прочитать в студии некоторых программ. • Метеовыпуск Завтра в Верхнем Мамоне осадки. Синоптики ожидают, что выпадет 21 745 892 капли дождя. Над территорией Нового центра уже скопилось не менее 10 896 345 капель, причём к этим 10 896 345 прибавится ещё около 15 750 капель, которые пока зависли над Вязоваткой, но к 13 апреля северный ветер донесёт их до Нового центра. Более 3 600 255 капель упадёт на лицей с. В.Мамон, так что 750 ученикам этой школы придётся взять с собой зонты. Прогноз погоды составлен Верхнемамонским метеобюро. Хорошей вам погоды, дорогие мамонцы! | - Ответы учащихся. - Телеведущий должен быть не только коммуникабельным, эрудированным, собранным. |
VI. Итог урока. | - Итак, ребята, где мы употребляем имена числительные? - Почему важно употреблять числительные правильно? - Итак, цифры присутствуют во всех видах деятельности человека. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Дружите с числительными, и тогда перед вами откроется удивительный, загадочный, неповторимый мир. | - В своей речи. - Чтобы речь была точна, грамотна и красива. |
| – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Поставьте себе оценку за работу на уроке. | |
VII. Домашнее задание. | Подготовиться к контрольному диктанту. | |