План - конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" 6 класс
План - конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" 6 класс
Данный урок направлен на формирование у учащихся понятия об имени числительном как части речи, общем грамматическом значении, синтаксической роли в предложении.
В ходе урока вырабатывается умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные; отграничивать числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи.
Урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, совершенствовать навыки
монологической речи учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1) сформировать у учащихся понятие об имени числительном как части речи, общем грамматическом значении, синтаксической роли в предложении;
2) вырабатывать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные; отграничивать числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи;
3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету, совершенствовать навыки монологической речи учащихся.
Задачи урока:
образовательные (предметные): формировать понятие о числительном как части речи, формировать умение находить числительное в тексте и употреблять его в речи;
развивающие (метапредметные):высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, учебные задачи урока, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других;
воспитательные (личностные): воспитывать интерес к родному языку, любовь к книге, самостоятельность в работе.
Формировать УУД:
личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, оценивать собственную учебную деятельность;
регулятивные: определять и формулировать цели урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
познавательные: построение высказываний, целеполагание, работа с информацией, построение логических цепочек, умение анализировать языковые явления.
Ход урока.
Мотивация к деятельности. Определение тему урока
Сколько? Два или пятнадцать, Девять, десять или двадцать. Ну а вдруг сто двадцать пять? Нам же это нужно знать. Который? Первый иль второй, А может быть тридцать седьмой. Часть речи я изумительная, А называюсь я ? (числительное.)
1. Слово учителя (ввести учащихся в тему урока)
- Как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока – имя числительное.
- В разделе «Имя числительное» мы с вами будем изучать слова, обозначающие количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. По частоте употребления в речи занимает 8 место. Всех слов, называющих числительные, чуть больше 50. В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.
-Записываем число и тему урока (слайд1)
- Сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова. А от какого слова образовано слово «числительное»? (Правильно, от слова «число».)
Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, какую цель мы должны сегодня достичь (Учащиеся говорят, что они хотят узнать).
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
(П. Чесноков)
- каковы же будут цели урока?(слайд2)
II. Изучение нового материала.
- Ответы на ваши вопросы мы будем искать вместе.(слайд3) 1. Выпиши сущ, прилаг, глаголы, опираясь на признаки этих частей речи. На какой вопрос отвечают оставшиеся слова?Что обозначают эти слова? Выпишите их таблицу примерами.
Проверяем (слайд 4)
Работа с таблицей:
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
1. Часть речи.
1. Часть речи.
2. Обозначает предмет.
2. Обозначает признак.
З. Отвечает на вопросы кто? что?
3. Отвечает на вопросы, какой? чей?
Задания:
- Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбец.
- Назовите сходства и отличия между этими частями речи.
- Сравните свое определение и определение в учебнике.
2.Упражнение 530.1 (по вариантам)
Работа с таблицей «Различай числительные и другие части речи» (таблица распечатана)
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Глагол
Наречие
двойка
Двойной, двойственный. Двуличный, двухэтажный,
Два, второй, двадцатый, двадцать шесть
двоиться
Вдвоём,
Задания:
- Поставить вопросы, записать их во 2 строке.
- Из упражнения 530 выбрать примеры, записать в 3строку.
- Взаимопроверка выполнения.
3.Распределительный диктант.
В зависимости от вопроса распределим числительные в два столбика.
Задания:
На какой вопрос отвечают эти числительные?
Что они обозначают?
Как называются такие числительные? (Учебник)
Вывод (слайд№5)
4.Физминутка
- Проверим вашу внимательность и укрепим здоровье зарядкой
Если я назову количественное числительно, вы поднимете правую руку, если порядковое –левую, если не числительное – руки вверх.
пятёрка, пятый, пятиэтажный, девять, пятидесятилетие, двадцать четвёртый, утроить, пятидесятый.
- Спасибо, садитесь.
5. Проверка д/з (упр. 532)
Посмотрите на экран, перед вами наша планета Земля, и сейчас мы узнаем интересную информацию.
Задание : определить какой стиль речи использован в сообщении ?
(выступление ученика о размерах Земли).
6.Частотность употребления числительных в образной речи подтверждается большим количеством пословиц, загадок,в которых они употребляются (чтение и объяснения их значения)
А) Один ум хорошо, а два ума лучше.
Б)Семь раз отмерь- один отрежь.
В) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Г) Два кольца, два конца, посередине гвоздик.
Д) Сто одёжек и все без застёжек.
7.А сейчас вам загадают загадки потруднее( упражнение 533.1)
А)Прочитать, объяснить, о чём говорится в каждом примере(Смысл этих текстов помогли понять числительные), показать рисунки.
Б)Списать первый текст, определить разряд числительных, графически показать, роль какого члена предложения выполняет каждое числительное.(вывод: сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения)
8. Запись под диктовку с объяснением синтаксической роли числительных в предложении.
1) Три и два – пять. 2) В окне на девятом этаже погас свет. 3) Мы живём в одной квартире.
В) Сделать вывод о синтаксической роли числительных в предложении.(учебник) (слайд 7)
9.Самостоятельная работа (тест)
- Тест предлагает вам 5 заданий, в каждом по 4 варианта ответов, вам необходимо обвести кружочком правильный ответ.
- Произведём самопроверку, исправьте ошибки, если они есть, поставьте отметку: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше не ставьте себе ничего, вам нужно ещё потренироваться.
10.Рефлексия
Что такое числительное?
- Все ли слова со значением счета являются числительными?
- Какие разряды имени числительного вы узнали?
- Какова синтаксическая роль имени числительного?(слайд9)