Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Дробные числительные"»
Тема урока: Дробные числительные. Их значение, особенности склонения и правописания (технология проблемно-диалогического обучения).
Тип урока: изучение нового материала.
Цель – создание условий для усвоения и грамотного понимания учащимися особенностей склонения дробных числительных, их значения и правописания.
Задачи: 1) обучающая: сформировать у учащихся представления о дробных числительных, их составных частях и склонении; сформировать умение склонять дробные числительные;
2) развивающая: создать условия для развития регулятивных УУД (самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений, анализа языкового материала); развивать память, внимание; речь, операции мышления для решения проблемной ситуации; коммуникативные навыки (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение) средствами различных приемов работы с текстом; 3) воспитательная: создать условия для воспитания устойчивого интереса к предмету, любви к русскому языку; воспитать языковой эстетический вкус (осознание богатства языка).
Эпиграф урока: Без грамматики не выучишь и математики Слайд 1
Ход урока
1. Орг. момент - Здравствуйте, ребята! К сегодняшнему уроку я подобрала одну замечательную пословицу «Один ум - хорошо, а два – лучше». Слайд 2 -Как вы ее понимаете? (С любой проблемной ситуацией всегда справиться проще, когда ты не один, а у тебя есть еще и помощники). Надеюсь на активное сотрудничество с вами.
- Ребята, прочитайте слова, к какой части речи они относятся? Второй, седьмой, восьмой, триста, восемьсот. Слайд 3
- Давайте вспомним, что такое имя числительное? Откройте тетради, запишите число, классная работа
Игра «Верю – не верю» Поставьте + или – возле утверждений в соответствии с их верностью или неверностью. Слайд 4
Работа по карточкам слабые ученики
№ утверждения
+/-
1.Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, их порядок при счёте.
-
2.Имена числительные делятся на количественные (сколько? – семь, двадцать) и порядковые (какой? который?- второй, седьмой).
+
3.Количественные числительные изменяются по падежам.
+
4.Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
+
5.Порядковые числительные изменяются по падежам, родам и числам.
+
6.Порядковые числительные обычно являются определением.
+
Самооценивание: Слайд 5
6 правильных ответов – «5»;
4-5 правильных ответов – «4»;
3 правильных ответа – «3»;
0-2 правильных ответа – «нужно еще постараться, все получится!».
- охарактеризуйте имена числительные: Слайд 6 Пятый- порядковое ,простое.
Пятнадцать- количественное. Простое. Целое
Пятьдесят- количественное, целое, простое.
Пятьсот- количественное, целое, сложное.
-Ребята, на слайде написаны имена числительные, подумайте на какие 2 группы их можно разделить. Запишите в тетрадь в столбик каждую группу. Слайд 7
Двадцать, семь третьих, пять, одна вторая, три пятых, пять десятых, шестнадцать четырнадцатых, сорок семь, сто, сто восьмых, сорок пять одиннадцатых.
-Что у вас получилось? Прочитайте.
(Данные числительные можно разбить на 2 группы: целые, дробные).
- Ребята, как вы считаете, числительные какой группы мы ещё не изучали?) (Дробные числительные)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? (Дробные числительные)
Слайд 8 запишите тему урока.
- Чему же должны будем научиться сегодня на уроке?
(-Тема нашего урока сегодня - «Дробные числительные. Их значение, особенности склонения и правописания».Сегодня на уроке мы узнаем значение дробных числительных, научимся их склонять и правильно писать).
- Какой корень в слове дробные? ( дробь)
-О чём он «рассказывает»? (дробные числительные состоят из дробей)
-Как вы думаете, сколько частей имеет дробное числительное? (две)
-Как называются части дроби? (числитель и знаменатель)
Дробные числительные так же, как и дроби в математике, состоят из числителя и знаменателя.
- Ребята, а как вы думаете, какие числительные называются дробными?
- Давайте узнаем, верны ли ваши предположения о дробных числительных.
-Прочитайте параграф про себя, составьте тонкие и толстые вопросы по данной теме.
«тонкие» и «толстые» вопросы Слайд 9
Физкультминутка. Слайд 10
Слайд 11 3. ***Во многих странах мира можно купить новый вид арбузов – квадратные. Или, вернее, кубические, (японцы вырастили их примерно 30 лет назад). Такие арбузы выращивают с использованием прозрачных пластиковых форм.
Слайд 12 Арбузы квадратной формы не только легко перевозятся, но и эффективно заполняют торговые площади. Это, в свою очередь, ведет к снижению транспортных и иных расходов, что понижает розничную цену арбуза. Впрочем, пока только теоретически. Стоят такие диковинки по-прежнему дорого – около 80 долларов за штуку, а первоначально продавались вообще по 300 долларов за кубик!
- Давайте, ребята, представим, что такой арбуз однажды достался Тому Сойеру. Все помнят такого литературного героя?
Итак,
Том знает: если поделить арбуз на две части, будут есть он и его друг Гекльберри Финн, на три части - он, друг и Бекки Тэтчер, на четыре - он, друг, Бекки и Сид (двоюродный брат) и т.д.
И когда тетушка Полли приносит Тому арбуз, Том делит его на много-много долек, чтобы хватило всем на земле!
- Скажите, используя дробные числительные, сколько арбуза достанется Тому, если он поделит его на две; три; четыре части и т.д.
4. Самостоятельная работа по вариантам: слайд 13 1в 2в
4,5 + 0,2 = ? 6,7 + 1,5= ?
5/6 – 3/6 = 3/5 - 2/5 =
1в
Самопроверка Слайд 14 К четырём целым пяти десятым прибавить ноль целых две десятых - получится четыре целых семь десятых.
2в
Из шести целых семи десятых вычесть одну целую пять десятых – получится пять целых две десятых.
1в Из пяти шестых вычесть три шестых- получится две шестых.
2 В Из трёх пятых вычесть две пятых- получится одна пятая.
Самопроверка (слайд10)
Вывод? Какие особенности склонения дробных числительных вы заметили? ( склоняются обе части, первая часть как количественное чслительное, вторая как прлагательное)
3) Работа в парах.Просклоняйте числительное две целых одна восьмая.
И.п. Две целых одна восьмая
Р.п. Двух целых одной восьмой
Д.п. Двум целым одной восьмой
В.п. Две целых одну восьмую
Тв.п. Двумя целыми одной восьмой
Пр.п. (О) двух целых одной восьмой
- Где мы в жизни можем столкнуться с дробными числительными?
ПИРОГ «СУМАСШЕДШИЙ (CRAZY CAKE) С ШОКОЛАДНОЙ ГЛАЗУРЬЮ» Слайд 15 ИНГРЕДИЕНТЫ НА 7 ПОРЦИЙ ДЛЯ ТЕСТА:
2) Подбор к нему стилистически нейтральных синонимов (Вкусный, аппетитный, …)
6. Творческая работа. Слайд 16
1 группа. Используя дробные числительные, составьте небольшую историю на сказочную тему, которая начиналась бы так:
Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки…
2 группа. Используя дробные числительные, составьте небольшую историю на сказочную тему, которая начиналась бы так:
Однажды Слоненок и Попугай решили измерить Удава…
3 группа. Используя дробные числительные, составьте небольшую историю на сказочную тему, которая начиналась бы так:
Лиса Алиса и Кот Базилио решили отобрать у Буратино золотые монетки...
- А теперь давайте послушаем, какие истории у вас получились.
Притча. Заспорили два школьных приятеля . Какой предмет важнее? Математика или русский язык? «Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука», -: утверждал один из них. «А без языка мы не сможем понимать друг друга. Так что русский язык главнее математики», - отвечал другой.
Ребята, а вы как считаете?(высказывания обучающихся).
Конечно, математика и русский язык как учебные предметы различны. Но Аргументы обоих спорящих справедливы. Математика и русский язык составляют целостную систему окружающей нас действительности. Какой вывод вы можете сделать на основе этого?
(Без грамматики не выучишь и математики)
- Что нового узнали о дробных числительных? (особая группа количественных числительных, которые употребляются, когда нужно выразить значения часть от целого (числа) и целое (число) его часть)
- Чему научились? (склонять дробные числительные)
Слайд 17 Домашнее задание: 1) Написать такую же историю, как в классе с использованием дробных числительных, одно из них просклонять.