Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"»
Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
Цели урока:учить учащихся классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепить знания об имени существительном;развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность;воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей. Развивать интерес к русскому языку.
Конспект урока
Ход урока
Орг. момент
Повторение. На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься.
Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).
Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
Открытие нового знания.
Казалось бы, нет ничего проще – поставил вопрос и определил – одушевлённое или неодушевлённое имя существительное. Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считаю, что росток и поросль живые. Наши предки «видели» мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан для них были одушевлёнными, мы же считаем сейчас одушевлёнными людей, зверей, насекомых. А что значит одушевлённый? (Живущий, дышащий, имеющий дух.) Какой корень в слове одушевлённый?
Что означают неодушевлённые существительные? (Неживую материю)
Продолжим разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? (продолжаем записывать в столбики) Легко ли разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные? Не всегда.
Дитя, ручьи, лисички?
Определение категории одушевлённости.
Учитель
Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения
одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Сначала определите, о каких лисичках идет речь?
В нашем питомнике нет лисичек. (кого? – звери)
Набрал корзину лисичек. (чего? – грибы)
Просклоняем существительные. Что это значит? (изменение по падежам)
1 вариант 2 вариант
И.п. (кто?) лисички (что?) лисички
Р.п. (кого?) лисичек (чего?) лисичек
Д.п. (кому?) лисичкам (чему?) лисичкам
В.п. (кого?) лисичек (что?) лисички
Т.п. (кем?) лисичками (чем?) лисичками
П.п. (о ком?) о лисичках (о чем?) о лисичках
Какую разницу вы заметили при склонении?
Вывод: Во мн. числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом.
Одушевленные (мн.ч.)
В.п. = Р.п.
Неодушевленные (мн.ч.)
В.п. = И.п.
Вывод:
Определение категории одушевлённости и неодушевлённости не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.
Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному.
Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.
К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун.
К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут", "размножаются" и "умирают", но не способны передвигаться).
Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного.
6.Закрепление
Выполнение упражнения 485
7 Рефлексия. Самооценка работы на уроке.
Понравился вам урок?
Захотелось вам еще больше узнать о тайнах русского языка?