kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе " Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"»





Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Цели урока:учить учащихся классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепить знания об имени существительном;развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность;воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей. Развивать интерес к русскому языку.


Конспект урока

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Повторение. На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься.

3.Словарный диктант.

Сбить, сгиб, сдавать, сжать, здесь, здание,здоровье,рассчитать,расчёт, расчётливый,рассвет,расцвет,расписание,расти,росток,выросла,располагаться,жёлтый,жонглёр, крыжовник,шомпол,шорты,шорох.

4. Актуализация знаний.

Давайте с вами вспомним, что такое имя существительное. Я буду начинать фразу, а вы продолжите ее.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________.

Имя существительное отвечает на вопросы _____________?

Имя существительное относится к одному из трёх родов:

Изменяется по ____________ и ____________.

К 1 склонению относятся имена существительные _____________________.

Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________.

К 3 склонению относятся имена существительные ______________________.

В предложении чаще всего является ______________или ______________.

5.Открытие нового знания.

Ребята, посмотрите на доску. Тут в два столбика написаны имена существительные. Определите, по какому признаку они объединены.

Миша трава

Тётя стол

Мама забор

Ёжик Волга

Валя яблоко


Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые.

Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.


Учитель. Кто сформулирует тему нашего урока?

Учитель. Итак, тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

А цель нашего урока – учиться грамотно делить имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые.

Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока.

Учитель: Главный вопрос нашего урока: почему к одним существительным мы задаем вопрос кто?, а к другим – что?

Сегодня мы продолжим учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Работа с учебником стр. 50. Подбор существительных, отвечающих на вопрос кто, на вопрос что?

Физкультминутка «Гимнастика для глаз»

Бабочка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Открытие нового знания.

Казалось бы, нет ничего проще – поставил вопрос и определил – одушевлённое или неодушевлённое имя существительное. Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считаю, что росток и поросль живые. Наши предки «видели» мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан для них были одушевлёнными, мы же считаем сейчас одушевлёнными людей, зверей, насекомых. А что значит одушевлённый? (Живущий, дышащий, имеющий дух.) Какой корень в слове одушевлённый?

Что означают неодушевлённые существительные? (Неживую материю)

Продолжим разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? (продолжаем записывать в столбики) Легко ли разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные? Не всегда.

Дитя, ручьи, лисички?

Определение категории одушевлённости.

Учитель

Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения

одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Сначала определите, о каких лисичках идет речь?

В нашем питомнике нет лисичек. (кого? – звери)

Набрал корзину лисичек. (чего? – грибы)

Просклоняем существительные. Что это значит? (изменение по падежам)

1 вариант 2 вариант

  • И.п. (кто?) лисички (что?) лисички

  • Р.п. (кого?) лисичек (чего?) лисичек

  • Д.п. (кому?) лисичкам (чему?) лисичкам

  • В.п. (кого?) лисичек (что?) лисички

  • Т.п. (кем?) лисичками (чем?) лисичками

  • П.п. (о ком?) о лисичках (о чем?) о лисичках

Какую разницу вы заметили при склонении?

Вывод: Во мн. числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом.

Одушевленные (мн.ч.)

В.п. = Р.п.

Неодушевленные (мн.ч.)

В.п. = И.п.


Вывод:

Определение категории одушевлённости и неодушевлённости не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.

Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному.

Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.

К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун.

К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут", "размножаются" и "умирают", но не способны передвигаться).

Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного.



6.Закрепление

Выполнение упражнения 485

7 Рефлексия. Самооценка работы на уроке.

Понравился вам урок?

Захотелось вам еще больше узнать о тайнах русского языка?


8. Домашнее задание. &90, упр.488.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Волгина Татьяна Викторовна

Дата: 19.02.2023

Номер свидетельства: 626040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока русского языка: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "106558"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403031041"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект открытого урока русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_iazyka_vo_2_klasse_odushevlionnye_i_neodushevl"
    ["file_id"] => string(6) "553386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592257825"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые""
    ["seo_title"] => string(78) "urok_russkogo_iazyka_imena_sushchestvitelnye_odushevlionnye_i_neodushevlionnye"
    ["file_id"] => string(6) "487947"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1543356754"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка на тему "Винительный падеж одушевлённых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-vinitiel-nyi-padiezh-odushievlionnykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420742573"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока на тему "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-na-tiemu-imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "269407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450808979"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства