- развивать умение ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, находить существительные в тексте;
- развивать познавательные процессы (внимание , память), умение вести диалог в процессе групповой работы, способность к самостоятельной и объективной оценке своей работы;
- воспитывать культуру речи, интерес и любовь к русскому языку, уважение друг к другу.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I Организационный момент | Проверка готовности класса к уроку. Прозвенел звонок, начинаем урок! | Проверка своих рабочих мест. |
II Мотивация к учебной деятельности | Словарный диктант Учитель читает загадки. - Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. ( морковь) - Ежедневно спозаранку В руки он берёт баранку, Крутит, вертит так и сяк, Но не съест её никак. ( шофёр) -Он учит детишек Читать и писать, природу любить, стариков уважать. (учитель) - Под зелёными кусточками Мы в земле сидим клубочками. ( картофель) - Я длинный и зелёный, Вкусен я солёный, Вкусен и сырой. Кто же я такой? ( огурец) - Вот вам чертёж, Где каждый размер Новой детали дал … (инженер) | Отгадывают загадки, записывают слова- отгадки, ставят ударение, подчёркивают орфограмму. Дети с ОВЗ работают на карточках (вставляют пропущенные буквы в слова, ставят ударение) Самопроверка по словарю. Оценивают свою работу + все слова записаны правильно; + - допущены 1-2 ошибки; - допущено более двух ошибок; |
III Актуализация знаний | Ведёт подводящий диалог, задаёт вопросы. - Что объединяет эти слова? - Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном? - На какие 2 тематические группы можно разделить эти существительные? - Назовите профессии. - Назовите овощи. - На какой вопрос отвечают слова первой группы? - Какой вопрос можно задать к словам второй группы? - Дополните каждую группу своим примером. | Включаются в подводящий диалог, отвечают на вопросы. |
IV «Открытие» нового знания | - Как вы считаете, почему к одним существительным мы задаём вопрос кто? А к другим что? - Что относится к живым предметам? - А что к неживым? - Как называют сущ- ые, которые обозначают людей и животных? - Как называют существительные, которые обозначают явления природы, растения, неживые предметы? - О чём будем говорить сегодня на уроке? - Сформулируйте тему урока. - Чему должны научиться на уроке? -А для этого нужно быть внимательным, собранным, помогать друг другу. | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Дети высказывают свои предположения. Об имени сущ-ом. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. |
V Первичное закрепление | - Откройте учебники на с. 54 и выполните упр. 2. - А чтобы вам не ошибиться, давайте прочитаем правило на с.54 1 вариант 2 вариант неодуш. одуш. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Работа в группах Упр.3 с.54 - Где мы можем проверить, правы мы или нет? - Прочитайте вывод в учебнике на с.55 | Дети выполняют задание. Взаимопроверка с обсуждением. Самооценка + все слова выписаны правильно; + - допущены 1-2 ошибки; - допущено более двух ошибок; Группы выполняют задание, представляют результат, делают вывод. Оценивают свою работу в группе. + работал активно; + - работал не в полную силу; - не принимал участие в работе группы. Пока работают группы, дети с ОВЗ работают сам-но на карточках ( определяют падеж имён сущ-х с помощью карточки-помощницы, подписывают одуш. или неодуш. сущ-ое ) Карточка: подошёл к мосту, катался на лошади, горжусь братом, смотрю телевизор, стоять у доски, подарил маме, висит на стене, ухаживал за собакой. |
VI Самостоятельная работа с проверкой по образцу | Учитель раздаёт листочки с текстом. Через всю поляну вьётся тропинка. Ребята любят гулять по тропинке. Весной дети наблюдают здесь за полётом птиц. На доске Одуш. Неодуш. Ребята поляна Дети тропинка Птицы весна полёт | Читают текст. Находят в нём имена существительные. Выписывают в 2 столбика: 1 столбик – одушевлённые имена сущ-ые, 2 столбик – неодушевлённые. Проверяют на доске. |
VII Итог урока | - На какие группы делятся имена существительные? - На какой вопрос отвечают одуш. имена сущ –ые? неодуш.? - Как определить одушевлённое существительное или неодушевлённое? - Посчитайте свои + и запишите на полях. | |
VIII Рефлексия | Оцените свою работу на уроке. «Лесенка знаний» Нижняя ступенька – работал не в полную силу, не всё понял. Средняя ступенька – работал хорошо, узнал новое, было всё понятно. Верхняя ступенька - работал хорошо, было интересно, хочу узнать больше. | Оценивают свою работу на уроке и ставят себя на одну из ступенек. |
IX Домашнее задание | С.54, 55 правила, выписать из учебника по литературному чтению из стихотворения И. Сурикова «Детство» по 5 одуш. и неодуш существительных. А те, кто хотят узнать больше получат задание на листочках. Для детей с ОВЗ с.56 у.4 | |