Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема : "Неопределённая форма глагола"
Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема : "Неопределённая форма глагола"
Тема глагол изучается по блокам: 1 блок – глагол, как часть речи, 2 блок – изменение глагола по временам, 3 блок – глаголы неопределенной формы, 4 блок –изменение по числам и лицам. В конце такого блочного изучения проводится повторение темы в целом поэтому все упражнения подбирались с учетом постоянного повторения учебного материала. Дети показали, что они умеют различать и выделять в речи глаголы неопределенной формы, умеют определять время глагола. Школьники учились переносить приобретенные знания в конкретную ситуацию – это упражнение в выборочном списывании, что позволило решить дидактическую задачу теоретического и практического характера. Интегрированная (метаредметная связь с окружающим миром, экологией).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: мультимедийное оборудование, тематическая подборка слайдов, карточки со словами, музыкальное сопровождение, фильтры очистки, презентация «Неопределённая форма глагола»
Ход урока:
Стадия вызова
Организационный момент:
Учитель: Я рада приветствовать вас на уроке. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и познавательным. Открываем тетради, записываем число. Комментирует …(Ученик)
Минутка чистописания:
Учитель: Запишем сочетания букв: ть//ти//чь//. Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о них побольше.
Учитель: Звуки воды. Для урока я приготовила стихотворение, прочитайте. Как вы думаете о чём мы будем говорить изучая новый материал. (Слайд № 1)
Повсюду, где бежит она,
Цветет земля, цветет страна,
Из дальних мест,
От горных рек
Её проводит человек.
Чтоб хлопок вдоволь напоить,
Чтоб цветники с утра полить,
Чтоб трактор шел по целине,
Чтоб не было пустынь в стране. Верно это вода
-Много ли воды на нашей планете? Хватит ли ее всем? В океане какая вода? (соленая) А какую воду мы пьем? Соленую или пресную? (Пресную) (Слайд № 2)
Проведём опыт два стакана (с чистой и грязной водой) вызванный ученик выбирает какую воду он будет пить.
Почему эту воду пить нельзя? Какой вред наносит загрязнённая вода? (Слайд № 3, щ1)
- Соберите из слов пословицу и узнайте, какая вода нужна людям, зверям и птицам, полям и садам, лугам и лесам. Карточки у вас на столах. Ответ: Получилась пословица «Не всякая водица для питья годится». (Слайд № 3, щ2)
А что приводит к загрязнению воды? (Слайд № 4)
Вода в океанах, морях не такая, как в реках. В реках, озерах вода без вкуса (если она чистая!). Она называется пресной. А в морях и океанах вода соленая. Человек не может пить соленую воду, а ее-то как раз на земле намного больше, чем пресной.
Кажется, что воды на земле много, ее должно хватать всем. Но это не так. Пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете не много. И с каждым годом чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы. (Слайд № 5)
Всему живому на земле нужна вода – чистая, природная. (Слайд № 6, щ 1)
Какой вывод нужно сделать. Воду надо беречь! (Слайд № 6, щ 2)Запишите пословицу и предложение в тетрадь (Слайд № 6)
Учитель: А теперь послушайте и скажите, что же мы сегодня будем продолжать изучать.
У одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.
Кор.: Что вы больше всего любите делать?
Часть речи: Люблю действовать!
Кор.: Что вы больше всего не любите?
Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!
Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
Часть речи: Могу путешествовать во времени!
Учитель: Да, это наши знакомые незнакомцы – глаголы. Почему я их так назвала?(Ученики: Мы не всё знаем о глаголах )
Учитель: Выпишите глаголы. (Слайд № 7)(Ученик: бежит, цветёт, проводит, напоить, полить, шёл, не было, беречь, спасти)(Слайд 8)
Учитель: давайте упорядочим наши знания о глаголе, а для этого заполним таблицу. (Слайд № 9)
( Таблица заранее начерчена на доске и заполняется учителем только в ходе ответов детей. В таблице даны предполагаемые ответы)
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Обозначает действие предмета.
Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?
Изменяется по числам.
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
В глаголах прошедшего времени есть суффикс – л.
Глаголы не употребляются с предлогами.
С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.
Имеет начальную или неопределённую форму.
Учитель: Какое из записанных знаний изучено нами меньше всего? (Слайд № 10)Это и будет темой нашего урока.
Учитель:Что хотите узнать о неопределённой форме глагола? (Слайд № 11)
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Обозначает действие предмета.
Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?
Изменяется числам.
У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее,
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
В глаголах прошедшего времени есть суффикс – л.
Глаголы не употребляются с предлогами.
С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.
Имеет начальную или неопределённую форму.
Почему неопределённую форму глагола так назвали?
На какие вопросы отвечает?
Особенности неопределённой формы глагола.
Стадия осмысления
Учитель: Прежде чем начать свою работу по изучению неопределённой формы глагола, положите перед собой «план работы»и определите пункты исследования.
Пункты исследования
Результаты исследования
Вопросы н.ф. глагола.
Изменение по числам.
Изменение по времени.
Изменение по родам.
Особенности глаголов н.ф.
Названия - синонимы
Отметим галочкой известную информацию, вопросительным знаком то что новое(Слайд № 12)
Пункты исследования
Результаты исследования
Вопросы н.ф. глагола.
Изменение по числам.
Изменение по времени.
Изменение по родам.
Особенности глаголов н. ф.
Названия - синонимы
Что делать? Что сделать?
Не изменяется.
Не изменяется.
Не имеет рода.
Ть,ти,чь
Инфинитив
Учитель: Молодцы! Для дальнейшего исследования я предлагаю определить время и число выписанных глаголов. Проверка (Слайд № 13)
Где возникли трудности напоить, полить, беречь, спасти. Почему? Невозможно т.к. это неопределенная форма.
Какие их особенности вы уже знаете? (вопросы и суффиксы ти, ть) Что незнакомое? (чь) Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.
Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь. Это орфограмма. Какую ошибку можно допустить?
Остался последний пункт плана “названия – синонимы ” может кто-то догадывается как по-разному можно называть эти глаголы (начальная форма, неопределённая форма, инфинитив) (Слайд № 14)
( Слайд № 15) А теперь проверим наши знания. Спишите текст. Глаголы, записанные в скобках, поставьте в нужную неопределённую форму.Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотою.
(Слайд № 16)Учитель: Проверка Рассмотритевнимательно глаголы неопределённой формы. Какая у них особенность подчеркните её? Какой частью слова она является?
Стадия рефлексии
Учитель: Что вызвало у вас интерес? (Если дети не дадут ответ на вопрос, то учитель может спросить: Является ли сочетание букв ЧЬ суффиксом?)(Слайд № 17)(Слайд № 18)
Учитель: Вернёмся к таблице и заполним последнюю колонку.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Обозначает действие предмета.
Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?
Изменяется числам.
У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
В глаголах прошедшего времени есть суффикс – л.
Глаголы не употребляются с предлогами.
С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.
Имеет начальную или неопределённую форму.
Почему неопределённую форму глагола так назвали?
На какие вопросы отвечает?
Особенности неопределённой формы глагола.
Не изменяется по числам, лицам, родам, времени.
Что делать? Что сделать?
Оканчивается на суффиксы –ТЬ,
- ТИ или на -ЧЬ
Имеет ещё одно название ИНФИНИТИВ.
( Слайд № 19)
Учитель: А сейчас оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: Мне удалось….Меня удивило….Я могу похвалить себя за …
(Слайд № 20) А что же делать с загрязненной водой? Ваши предложения для решения данной экологической проблемы.Всему живому на земле нужна вода – чистая, природная. А если реки, пруды и озера загрязняются нечистотами и отработанными водами заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам чахнут растения. Закон об охране природы требует строить на всех фабриках и заводах специальные установки для очистки отработанной воды. Проходя через эти установки, вода оставляет вредные примеси и возвращается в реку или озеро очищенной.
Большой вред водоемам приносят отравление нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом. Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы, и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов. Всему на планете нужна вода чистая. Воду надо беречь!
Провести опыт по фильтрации воды( Слайд № 21) Памятка «Берегите воду!»
1. Закрывайте водопроводные краны (500 литров воды вытекает из незакрытого крана в течение суток, если струйка толщиной лишь со спичку).
2. Своевременно ремонтируйте краны.
3. Не засоряйте водоёмы.
4. Не оставляйте мусор на берегу рек и др. водоемов.
(Слайд № 22)Учитель: Благодарю всех за работу на уроке и желаю всем дальнейших успехов!
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Тема урока: «Неопределённая форма глагола»
Цель урока: познакомить с особенностями глаголов неопределённой формы.
Задачи урока:
Обучающие:
познакомить с понятием неопределённая форма глагола;
познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы глагола;
познакомить с суффиксами, которые указывают на неопределённую форму глагола.
Тип урока: метапредметный урок повторения и открытия нового.
Структура этого урока:
Стадия вызова - через погружение в экологическую проблему «запасы и охрана пресной воды на планете», привлечение внимания детей к новой теме через проблемную ситуацию, связь с личным опытом обучающихся непосредственное повторение учебного материала. Для этого используются разные виды опроса: фронтальный, письменный - выборочное списывание, выводы, обобщение знаний.
Стадия осмысления - подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, с пониманием того « что знаю, что хочу узнать», составления плана исследования нового, указание способов самостоятельной работы.
Стадия рефлексии - подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, с пониманием того « что узнал», проведение самооценки «мне удалось…, меня удивило…, я могу похвалить себя за…»
Управление учебной деятельностью
Этап
Цели
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Применяемые
технологии
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
1.организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
2.организовать деятельность учащихся по установке содержательных рамок урока («могу»);
3. создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
- У одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.
Кор.: Что вы больше всего любите делать?
Часть речи: Люблю действовать!
Кор.: Что вы больше всего не любите?
Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!
Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
Часть речи: Могу путешествовать во времени!
Учитель: Да, это наши знакомые незнакомцы – глаголы. Почему я их так назвала?
Сегодня на уроке нас ждут открытия, мы повторяем, выполняем пробное действие, стараемся понять, что не знаем, и т.д.
игровая
сотрудничества
Личностные УУД: внутренняя позиция школьника
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
1. актуализировать знания для построения нового знания;
2.зафиксировать актуализированные знания в речи;
3.зафиксировать актуализированные знания в виде схемы;
4. организовать обобщение актуализированных знаний в виде рассказа;
5.организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализа, синтеза, классификации;
6. мотивировать к пробному учебному действию;
Давайте упорядочим наши знания о глаголе, а для этого заполним таблицу.
Ученики записывают буквосочетания, правильно выполняя все соединения
ть//ти//чь//
Составляют пословицу, объясняют смысл.
Ученики рассказывают по плану, на доске добавляются необходимы сведения (вопросы, изменения по временам и числам)
проблемная
информационно-коммуникативная
сотрудничества
гуманно-личностная
Личностные УУД: смыслообразование
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знаний
Коммуникативные: учет разных мнений
3.Выявление места и причины затруднения
1. организовать фиксацию места, где возникло затруднение;
2.организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения
3. на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений, которых недостаёт для решения задачи.
Определение время и числа глаголов, места затруднения
Мы не смогли правильно определить время глаголов , т.к. эти глаголы отвечают на вопрос что делать?, а во временных вопросах такого нет
проблемная
информационно-коммуникативная
сотрудничества
Личностные: учебно-познавательный интерес,
Познавательные: постановка проблемы
4.Построение проекта выхода из затруднения
1.учащиеся ставят цель проекта;
2. учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
3. учащиеся определяют средства (алгоритм, модели или учебник);
4. учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
- Прежде чем начать свою работу по изучению неопределённой формы глагола, положите перед собой «план работы» и определите пункты исследования.
Узнать, что это за форма глагола и ее отличительные черты
(вывести правило)
Обычно правило выводим на основе сравнения и наблюдения. Значит, будем сравнивать и наблюдать.
проблемная
информационно-коммуникативная
сотрудничества
развивающая
Регулятивные: планирование
Познавательные: постановка познавательной цели
5.Реализация проекта выхода из затруднения
1.организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2. организовать фиксацию нового способа действия в речи.
3. организовать фиксацию нового способа действий в знаках.
4. организовать фиксацию преодоления затруднения.
5. организовать уточнение общего характера нового знания.
-Вывод: у глаголов неопределенной формы суффиксы –ть и –ти.
Вернемся к слову беречь. Как вы его разобрали? Какое окончание?
Молодцы.
Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.
Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь. Это орфограмма. Посмотрели на доску. Мы получили план, по которому теперь можем рассказать все о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.
Давайте вспомним цель нашего урока.
Смогли мы достичь цели?
Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?
Работаем в парах.
проблемная
информационно-коммуникативная
сотрудничества
Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные : познавательная инициатива.
Познавательные: поиск необходимой информации
Коммуникативные : учет разных мнений
6.Физ.минутка
релаксация
Движение воды
Движения детей
здоровьесберегающая
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.
- Какой следующий шаг нашей работы?
Определение времени и числа у выписанных из текста глаголов
Повторить знания,
личностно-ориентированная
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой
1.организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2. организовать соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки;
3. по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности.
-Какой следующий этап урока?
-Выполняем упражнение. Списываем текст изменяя слова.
-Кто справился с заданием, не испытывая затруднения?
-У кого возникли затруднения? Почему?
Проверить знания самостоятельно
информационно-коммуникативная
личностно-ориентированная
Регулятивные: познавательная инициатива
Осуществление самоконтроля;
9.Включение в систему знаний.
1. организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;
Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?
1.зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2.оценить собственную деятельность на уроке;
3.оценить учебную деятельность класса;
4. зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5. организовать обсуждение и запись домашнего задания.
-С какой формой глагола познакомились?
-Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола знаем
-Какая была тема урока?
-Какая была цель?
-Какие были трудности?
-Справились мы с затруднением?-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке.-Дайте оценку работе класса.
Неопределенной
Отвечает на вопросы что делать? что сделать?, есть суффиксы -ть, -ти или оканчивается на -чь
Неопределенная форма глагола
Научиться отличать неопределенную форму глагола
не смогли сразу назвать отличительные признаки неопределенной формы глагола
информационно-коммуникативная
личностно-ориентированная
проблемная
информационно-коммуникативная
сотрудничества
Личностные: внутренняя позиция школьника
Познвательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Методы и приемы работы: фронтальный опрос, индивидуальная работа, самостоятельная работа, комментированное письмо, работа в парах, приемы актуализации новых знаний, составление плана ответа, создание игровой ситуации, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, исследовательская работа, танцевально-ритмическая пауза, коллективный вывод, создание ситуации успеха.
Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся.
Использовались методы работы:
Словесные методы:
рассказ учителя (беседа)
комментированное письмо
диалог учителя с учеником.
Наглядные методы:иллюстрация и демонстрация, цели которых были:
научить концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.
формировать понятия и представления, служить средством для обобщения и систематизации знаний учащихся,
нести огромный положительный эмоциональный заряд, воспитывать чувства бережного отношения к окружающему миру
для формирования экологического мировоззрения были использованы слайды «Охрана воды»
Главный акцент всего урока был направлен на обобщение знаний учащихся на данном этапе о глаголе неопределенной формы и его особенностях.
Средства: презентация к уроку, карточки с заданиями.
Используемые технологии и элементы технологий: Обучение по программе «Школа России»
Место урока в теме. Тема глагол изучается по блокам: 1 блок – глагол, как часть речи, 2 блок – изменение глагола по временам, 3 блок – глаголы неопределенной формы, 4 блок –изменение по числам и лицам. В конце такого блочного изучения проводится повторение темы в целом поэтому все упражнения подбирались с учетом постоянного повторения учебного материала. Дети показали, что они умеют различать и выделять в речи глаголы неопределенной формы, умеют определять время глагола. Школьники учились переносить приобретенные знания в конкретную ситуацию – это упражнение в выборочном списывании, что позволило решить дидактическую задачу теоретического и практического характера.
Интегрированная (метаредметная связь с окружающим миром, экологией).
Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, соблюдение светового и воздушного режима); Старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Устная работа чередовалась с письменной. Напряжение урока снималось через разнообразные задания. Презентация не перегружена информацией и ярко-пестрыми рисунками, спокойная. Фон спокойный, тексты видны четко без напряжения зрения. Работа чередовалась: тетрадь, карточки с заданиями, презентация.
Личностно-ориентированная (использование карточек с заданиями, тесты); Использовались различные виды работ: индивидуальная, коллективная, фронтальная, выборочное списывание). Игровая (загадка).
Вывод: Все поставленные цели и задачи урока выполнены в полном объеме. Дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно. Обстановка на уроке была доброжелательной, спокойной, на высоком эмоциональном подъеме.