Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов" 2 класс
Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов" 2 класс
Данный конспект урока разработан для 2-го класса по предмету Русский язык, на тему: "Единственное и множественное число глаголов".
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: организация деятельности учащихся по ознакомлению с единственным и множественным числом глаголов и формированию навыков по определению числа глаголов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов" 2 класс»
План-конспект урока
Предмет: русский язык
Тема урока: «Единственное и множественное число глаголов»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: организация деятельности учащихся по ознакомлению с единственным и множественным числом глаголов и формированию навыков по определению числа глаголов
Задачи:
Планируемые результаты:
дидактические:
Последовательность действий
предметные:
познакомить с единственным и множественным числом глаголов
узнаем о единственном и множественном числе глаголов
знают о единственном и множественном числе глаголов
формировать умение ставить глаголы в нужное число
научимся ставить глаголы в нужное число
умеют ставить глаголы в нужное число
закрепить знания о единственном и множественном числе глаголов
закрепим знания о единственном и множественном числе глаголов
закрепили знания о единственном и множественном числе глаголов
развивающие
Метапредметные УУД:
развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы о глаголах и их числе
коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя о глаголах и их числах
формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы при изучении чисел глаголов
познавательные: осознают познавательную задачу; читают, извлекая нужную информацию об изменении о признаках и роли чисел глаголов по числам; устанавливают связь между именами существительных и именами прилагательными;
способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачами; контролируют и оценивают свои действия
воспитательные:
личностные:
воспитывать культуру общения при выполнении парных заданий
осознают важность благожелательного общения друг с другом
воспитывать такое качество, как приветливость посредством беседы с учителем
осознают важность такого качества, как приветливость
воспитывать потребность к самооцениванию
объективно оценивают свои достижения на уроке;
Организация пространства:
-ресурсы: учебник по русскому языку 2 класс 2 часть В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточка №1 (проблемная ситуация), карточка №2 (парная работа), карточка для работы в группе, карточка №3 (самостоятельная работа), презентация
- Здравствуйте, ребята. Давайте все красиво встанем. Меня зовут….. Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Можете садиться. Проверьте, всё ли у вас есть для урока – учебники, пеналы, тетради. На ваших столах лежат карточки, пока их не трогаем, они нам скоро понадобятся.
- Сегодняшний урок я хочу начать с русской народной пословицы, которую вы можете увидеть на доске. Кто хочет прочитать? (ученик читает пословица «Мир освещается знанием, а человек - солнцем»)
- Спасибо. Ребята, как вы считаете, о чем данная пословица? (Мы освещаемся знаниями, они – наш свет.)
- Верно, ребята. Я надеюсь, что мы все сегодня озаримся знаниями, и будем сиять так ярко, как солнышко.
II. Проверка усвоения материала прошлого урока
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какую тему вы прошли на прошлых уроках? (Существительные, глаголы, одушевленные, неодушевленные)
Фронтальная работа
- На доске вы видите 7 картинок, ребята. Что мы здесь видим? (Грачи, тает снег, солнце, весенние цветы, почки на деревьях, насекомые, ручеёк) С чем связаны все эти картинки? (с весной)
- На задней стороне этих картинок есть задания. Кто хочет выйти и перевернуть первую картинку? Вопрос читаем вслух.
1 – «Что такое одушевленное существительное? Назови пример»
2 – «Найди глагол в этом предложении: «Весной прилетают грачи»»
3 – «На какие вопросы отвечает существительное?»
4 – «Выбери слово, которое является глаголом: мультфильм, смешной, смотреть»
5 – «Назови 3 неодушевленных существительных»
6 – «На какие вопросы отвечает глагол?»
7 – «Какой цифрой обозначают разбор имени существительного?»
- Вы отлично справились, молодцы!
Гимнастика для пальцев и минутка чистописания
- На последней картинке у нас был вопрос с морфологическим разбором, давайте повторим его. Но давайте перед тем как запишем число и классная работа, проведем пальчиковую гимнастику. Повторяйте за мной. (массаж пальцев, потирание ладошками, ручка между пальцами, соединение пальчиков с большим пальцем)
- Давайте запишем сегодняшнее число, классная работа. А теперь проведем минутку чистописания. На одну строчку пишем «кк» «мм» «км». (на экране) Пишем красиво, аккуратно, не спешим. Все записали? Отлично.
Индивидуальная работа
- Сделаем морфологический разбор слов из этого предложения. (на экране – «Девочка читает книгу», у слова «Девочка» и «книгу» - цифра 3) Кто желает к доске? (1 ученик разбирает слово «Девочка», другой «Книгу». Остальные делают в тетрадях)
Девочка – сущ., нариц., одуш., ед.ч.
Книгу – сущ., нариц., неодуш., ед.ч.
(Проверка, ученики читают у доски) У кого также получилось, поднимите руки. Молодцы!
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности
- Возьмите ваши карточки с парт, у каждого должна быть своя. Ваша задача – вставить пропущенные окончания в глаголах и выделить их. Что такое окончание, ребята? Как вы его подчеркиваем? (в квадратик) На задание даётся 1 минута.
(На карточках: Вставьте пропущенные окончания в глаголах, сделайте вывод.
Он журчал… - Они журчал…
Птица пел… - Птицы пел…
Снег та… - Льдины та…
Она друж… - Они друж…
«Глаголы прошедшего времени изменяются по … (родам) и … (числам); Глаголы настоящего времени изменяются по … (числам)»)
- Так, ребята, время вышло. Давайте вместе проверим. Кто хочет прочитать, как у вас получилось? (ученик читает)
- Ребята, у всех так получилось? (да/нет)
- «…», вижу, что у тебя получилось по-другому, прочитай, пожалуйста свой ответ. (читает)
- У всех так получилось? (да/нет) Кто еще хочет прочитать свой вариант? (читает свой вариант)
- Как вы думаете, какие части речи мы с вами выделили? (глаголы) О каких изменениях глагола мы с вами будем говорить, как вы думаете? (Об изменении числа)
- Для чего нужно уметь изменять глаголы по числам? (чтобы грамотно писать и говорить) Но какие правила и признаки нам помогут уметь правильно изменять глаголы по числам? Как вы определили число глагола? (Ученики сомневаются)
- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будет говорить, ребята? Какая у нас будет тема урока? Наша тема: «Единственное и множественное число глаголов»
- Исходя из этого, как вы считаете, какая у нас сегодня цель? Что мы должны узнать? Наша цель: узнаем об изменении глаголов по числам.
- Для того, чтобы достичь нашей цели, я предлагаю вам составить план действий на уроке. Посмотрите на экран. Части плана перепутались, давайте вместе это исправим.
(Читаем первый столбик плана, второй. Ученики с мест говорят ответы и предположения)
План:
Познакомимся с единственным и множественным числом глаголов
Научимся употреблять глаголы в правильном числе
Закрепим знания о единственном и множественном числе глаголов
IV. Организация познавательной деятельности
- Молодцы, ребята. Мы с вами составили план урока. Давайте вернемся к нашей проблеме, прочитаем словосочетания, а затем заполним пропуски в предложениях. (Заново читаем по одной паре, вместе разбираем какого рода, числа и времени данные слова. Правильный вариант будет выведен на экране, после вариантов ответа. Наводящие вопросы: Как мы определяем число глаголов? Как изменяются глаголы?)
- Молодцы, давайте прочитаем правило, чтобы убедиться, что у нас всё правильно. Откройте страницу 73, поставили пальчики. Кто хочет прочитать первое предложение? (Ученики читают всё правило по очереди) Что вы поняли из правила? Связаны ли глаголы с существительными по смыслу? Глагол будет стоять в том же числе, что и его существительное? (да)
Индивидуальная работа
- А теперь, откройте страницу 74, посмотрите на упражнение 131. Читаем условие упражнения. Вам нужно изменить число глаголов, записать пары слов, указать число глаголов, и выделить их окончания.
упражнение 131
- Кто хочет выйти сделать первую пару слов? Остальные работают в тетрадях. (По 1 ученику на каждую пару слов к доске)
- Время вышло. Ребята, у вас получилось также? Молодцы. Вы отлично справились.
- Ребята, для того, чтобы наши глаза не уставали, давайте проведем разминку для глаз. Посмотрите вправо, вверх, влево, вниз. Поморгайте. А теперь выполним в обратном направлении. Молодцы.
Парная работа
- Возьмите со стола карточки под номером 2. Что вы видите? (стихотворение)
- О чём это стихотворение? Ребята, а что означает слово «мокнуть»? (ответы детей) Давайте обратимся к словарю Ожегова. Что такое толковый словарь?
(На экране – «Мокнуть – становиться мокрым, сырым из-за влаги»)
- А почему в одних предложениях употреблён глагол – «мокнет», а в других – «мокнут»? Глагол «мокнет» означает действие одного, или нескольких предметов? (одного) А слово «мокнут»? (нескольких) В каком числе употреблены эти глаголы? А в каком числе существительные? (разбираем существительные и глаголы в стихотворении)
- Вам нужно в парах выделить глаголы, указать их число. На задание у вас 2 минуты. Кто закончит, сделайте домик со своей парой. (Проверяем вместе, спрашиваем вариант решения у некоторых пар)
Физкультминутка
- Мы уже много с вами поработали, ребята, давайте проведём физкультминутку. Все аккуратно встанем, будем повторять движения за мной.
Воробьишка потянулся, Распрямился, встрепенулся. Головой кивнул три раза, Подмигнул он правым глазом. Лапки в стороны развёл. И по жёрдочке пошёл. Прогулялся и присел, Свою песенку запел: Чик-чирик-чирик-чирик…
- Посмотрите на правило над 131-ым упражнением. Кто нам хочет прочитать его? (читаем, разбираем) А вы заметили, что при изменении числа глагола, меняется и его окончание?
Групповая работа
- А теперь ребята, поработаем в группах. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа. На середину каждой группы я дам карточку с заданием. Ваша задача – собрать из этих слов 2 предложения и определить число глаголов. Ответ пишем на карточках, работаем на время – какая группа быстрее и правильнее выполнит своё задание. Выберите одного человека для выступления. (на слайде слова: «Птицы, оживает, весной, из, краёв, вновь, прилетают, тёплых, оживает, природа»)
(Правильный вариант: «Весной птицы прилетают из тёплых краёв. Природа вновь оживает.»)
- В чём вы затруднились, ребята? Молодцы. Какой мы можем сделать вывод, ребята? Как определить, в каком числе стоит глагол? (определить число существительного, а глагол стоит в том же числе, что и существительное)
- Кстати говоря о птицах, а вы знаете, какие птицы прилетают к нам весной? Одними из этих птиц являются грачи, ребята. Весной они прилетают к нам стаями, и очень часто они голодные, им сложно сразу приспособиться. Как вы думаете, как им можно помочь? (ответы детей) Ребята, птички и животные – наши меньшие братья, можно делать кормушки и оставлять там еду. Грачи всеядны, можно кормить их семечками и крупой, это облегчит им жизнь, и вы сделаете доброе дело.
Самостоятельная работа
- Ребята, возьмите карточки №3 на ваших партах, у каждого своя. Вам нужно за 2 минуты решить этот тест, делаем на этих же карточках.
(Тест:
1. Глаголы изменяются по числам и родам?
А) Нет
Б) Да
2. Найди глагол единственного числа из строчки и подчеркни его: делают, играла, покупали
3. Число глагола связано с существительным.
А) Правда
Б) Не правда
4. Глаголы не изменяются по…
А) лицам
Б) родам и числам
В) числам
5. Найди глагол множественного числа и подчеркни его: смеется, рисуют, бегал)
- Ребята, время вышло. Давайте вместе проверим наши ответы. (на экране появляется решение)
1 – Б), 2 – Играла, 3 – А), 4 – А), 5 - Рисуют
Если у вас:
ошибка – 5
ошибки – 4
и более ошибок – 3
Оценки поставьте в углу карточки, подпишите свои фамилии и передайте на первую парту.
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какой вывод мы можем сделать? Ребята, а теперь давайте оценим вашу работу на уроке.
- Вам нужно дополнить предложения.
- Данный урок прошел…..
- мне понравилось …..
- У меня получилось….
VI. Домашнее задание.
- Ребята, откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Вашим домашним заданием будет придумать и записать 2 предложения с глаголом в единственном числе, и 2 предложения с глаголом во множественном числе.
- Ребята, вы все сегодня хорошо поработали. Особенно сегодня на уроке поработали …….. принесите мне на стол ваши дневники, я поставлю вам печати