Автор-составитель: учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 2» имени Героя Социалистического Труда Б. К. Громцева Дружинина Галина Ивановна
Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему:
«Единственное и множественное число глаголов».
Цель урока: развитие умения определять число глаголов, признаками и ролью в речи; сориентировать учеников на усвоение умения изменять глаголы по числам; развитие речевых и коммуникативных навыков.
Задачи:
Образовательные: создание условий для повторения способов определения числа глаголов; организация практической деятельности по развитию умений учащихся изменять и распознавать глаголы по числам; развитие орфографическую зоркость;
Развивающие: создание условий для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Воспитательные: создание условий для выработки положительной мотивации к учению, развитие навыков коллективной деятельности, воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
Оборудование: схема-таблица «Изменение глаголов по числам», учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс», синквейн, карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске, вариант - компьютер с проектором и заготовленными для учащихся класса заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания. (Устно у доски работают трое учащихся – проверка разноуровневого домашнего задания, оценивание)
1) Прочитать текст назовите, какие вставили пропущенные буквы в окончаниях глаголов.
2) Указать число глаголов.
3) Прочитать составленные предложения и разобрать их по членам предложения и по частям речи.
4) Орфографическая минутка:
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Поработаем с соединением оро. Запишите слова:
воробей, ворона, коробка, морозит, мороз, корова.
-Проверим, как вы написали словарные слова на доске и в тетради.
Ученики проверяют написанные слова, сверяясь с доской.
-Какое слово тут лишнее? Почему?
-Что такое имя существительное?
-Что такое глагол?
5) Каллиграфическая минутка:
- Какую букву мы будем писать на минутке чистописания, вы сможете узнать, расшифровав запись. Игра «Шифровальщик»
кстлртмптуктжвт
- Вспомните, как правильно пишется заглавная и строчная буква Тт и запишите её в тетрадь 4 раза. Проверим ваше внимание.
- Правильно садимся при письме.
- Пишем заглавную (как она ещё называется - прописная) и маленькую (строчную) буквы Тт.
- Что вы сможете рассказать о букве Т. Дайте характеристику звука.
- Что вы видите?
Запомните последовательность, в которой записаны слоги.
ет та от ут ты
Запишите слоги в тетради по памяти.
6) Словарная работа.
- Работаем по словарю. Какая страница? Вспоминаем написание словарных слов на букву Тт.
- Составим синквейн со словом товарищ.
Кто? Товарищ
Какой? Преданный, настоящий
Что делает? Помогает, защищает, подбадривает
Предложение. Верный товарищ не бросает в беде.
Синоним. Друг.
- Запишем предложение. Найдите главные члены предложения. (Один ученик у доски, оценивание)
7) Угадайте часть речи. Игра «Данетка»
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет или поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам… ( глагол).
- Назовите глаголы из этого текста.
- С помощью игры «Данетка»мы с вами узнаем, что уже запомнилось о глаголе из предыдущих уроков.
- Глагол - часть слова
- Глагол обозначает признак предмета
- Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?
- Глагол в предложении является сказуемым
- Глагол в предложении подчёркивается одной чертой
- Глаголы могут стоять в неопределённой форме
- Неопределённая форма глагола – это первостепенная форма глагола
- Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на ть, ти, чь
- Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
- Глаголы изменяются по числам
- Глаголы имеют 3 числа
- Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы что делает? что сделает?
- Глаголы во множественном числе обозначают действие одного предмета
Нет, нет, да, да, нет, да, нет, да, да, да, да, нет, да, нет.
(Проверяем, один учащийся у доски читает ответы, все проверяют, оценивание)
III. Формулировка темы и целеполагание.
- Перед вами слова, к какой части речи вы их отнесете? Почему?
Записаны слова: читает, поют, играют, пишет, рисует, убирают.
Задание:
Разделите слова на группы
Читает поют
Пишет играют
Рисует убирают
-По какому признаку разделили слова?
-На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика?
-На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столбика?
- Кто догадался, по какой теме будем работать на уроке?
-Поставим задачи урока.
Учиться задавать вопросы и определять число глаголов.
Учиться употреблять глаголы в речи.
VI. Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 74.
Упр. 128 (с. 74).
Посмотрите лексическое значение слова мокнут в словарике.
Выполните задания по учебнику.
Сделайте вывод: как определить, в каком числе стоит глагол?
Сравните свой ответ с правилом в учебнике.
IV. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Повторение схемы - таблицы «Изменение глаголов по числам»
2. Найдите лишнее слово в строке и объясните свой выбор.
1. Бегают, смотрят, пишет, рисуют.
2. Поливает, цветут, растут, вянут.
3. Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
(Сколько бабочек было? А если их много? Давайте повторим, но уже для нескольких бабочек.)
Утром бабочки проснулись,
Потянулись, улыбнулись,
Раз - росой они умылись,
Два - изящно покружились,
Три - нагнулись и присели,
На четыре – улетели.
4. Работа по учебнику
- Выполним упражнение 192 на странице 110
- Прочитайте задание.
- Спишите предложения. Объясните написание выделенных орфограмм. (2 учащихся у доски, оценивание)
- Назовите и подчеркните глаголы, которые передают цвета окружающих предметов. Укажите число глаголов. (1 учащийся у доски, оценивание)
- Разобрать предложение под цифрой 4 по членам предложения и по частям речи (самостоятельно)
- Выполнить звуко-буквенный разбор слова край – [к р а й'] – 1 слог, 4 буквы, 4 звука.
- Разобрать слово на реке как часть речи
На реке – сущ. (на чём?). Н.ф. – река. Неодуш., нариц., ж.р., в П.п. в ед.ч. Втор. чл.
5. Рефлексия. Работа в группах. Игра «Кто быстрее и грамотнее выполнит задание»
- Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете корректорами, исследуете текст, всё ли там верно написано, на ваш взгляд, мы потом обсудим с вами. Определите тему текста. Озаглавьте его. Какой это текст научный или текст-описание? Обоснуйте свой вывод. (Ребятам выдаются карточки с текстом.)
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали.
Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел.
(Выступает капитан или кто-то от группы. Зачитывается новый текст по одному предложению)
- Что мы сделали с глаголами, чтобы текст стал верным? Для чего мы это сделали?
V. Подведение итогов
- Над какой частью речи мы сегодня работали?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось достигнуть цель?
- Как может изменяться глагол?
- Какие глаголы называем глаголами единственного числа? Множественного числа?
- На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе, во множественном числе?
- Что сделали, чтобы научиться?
- Где пригодятся нам эти знания?
Оцените свою работу на уроке. Выбираем своё высказывание:
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что ещё не ясно.
3. Ещё придется потрудиться.
4. Да, трудно всё-таки учиться.
ОЦЕНИВАНИЕ.
VI. Домашнее задание с объяснением: с. 111, упр. 194