2) Способствовать применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных текстов.  
  2) Формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной и письменной форме.
        | Этап урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя | Действия учителя | Действия учеников | 
  | 1. Организационный момент | ─ Отгадайте загадку. Она приходит с ласкою И со своею сказкою, Волшебной палочкой взмахнёт – В лесу подснежник расцветёт. ─ Какое настроение вызывает у вас это время года?   Я желаю, чтобы у вас такое же радостное настроение было на уроке. | 
 
 
 
 ─ Весна. Отвечают. | 
  | 2. Введение в тему урока | ─ Давайте решим загадки: 1) Чик-чирик!К зернышкам прыг!
 Клюй не робей!
 Кто это?
 2) Спереди – шильце,Сзади – вильце,
 Сверху черное суконце,
 снизу белое полотенце.
 3) Вот иголки и булавкиВыползают из-под лавки.
 На меня они глядят,
 Молока они хотят.
 4) Всю ночь летает – Мышей добывает.
 А станет светло –
 Спать летит в дупло.
 5) Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать,
 С первым снегом на рябине
 Он появится опять.
 ─  Назовите, кто лишний, почему?  
 | Решают загадки. 
 
 
 ─ Воробей.   
 
 
 ─ Ласточка. 
 
 
 ─ Ежик. 
 
 
 ─ Сова. 
 
 
 ─ Снегирь.   ─ Ёж, потому что ласточка, сова, снегирь – птицы, а он зверь. | 
  | 4. Формулирование темы урока | ─ Как вы думаете, о ком мы будем с вами говорить? – Верно, сегодня на уроке мы узнаем новое из жизни ежей, написав  изложение текста, который называется «Ёжик».– Давайте вспомним, что такое «изложение»?
 – Правильно.
 
 | ─ О ежике.   
 
 
 
 ─Изложение – это письменный пересказ текста. | 
  | 4. Знакомство с текстом. Составление плана текста. | – Внимательно послушайте текст, который я вам прочту. 
  Ёжик 
 Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. Трудно находить жучков. Ёжик готовит жилище на зиму. Ночью и днём таскает в нору мягкий мох, душистые листочки. Скоро придет зима. Накроет нору глубокий сугроб. Под пушистым одеялом ему будет тепло. 
 Вопросы к прочитанному: 
 – О каком времени года говорится в рассказе? – Какие трудности у ежика возникают осенью? – Как он готовится к зиме? – Почему на зиму еж впадает в спячку? – Под каким пушистым одеялом ежику будет тепло? – Внимательно прочитайте текст самостоятельно и подумайте, на сколько частей его можно разделить.   – Прочитайте первую часть. Как ее можно назвать? – Прочитайте вторую часть. Как ее можно назвать? – Прочитайте третью часть. Как ее можно назвать? 
 Появляется план на доске.   
 План: 1. Осенние заботы ёжика. 2. Подготовка к зиме. 3. Ожидание зимы. | Слушают текст. Отвечают на вопросы.   | 
  | 5. Орфографическая подготовка | – Возьмите листочки на вашем столе, давайте поработаем над орфограммами, которые встречаются в нашем тексте.      | Подберите проверочные слова. Вставьте пропущенные буквы. нах…дить – __________________________сугро… – __________________________
 т…скает  – __________________________
 з...ма – ___________________________
 мя...кий – ____________________________
 т…пло – ____________________________
 Раскрой скобки.
 (у)ежей    ____________________________
 (на)зиму   ____________________________
 (на)кроет   ___________________________
 (в)нору _____________________________
 |  
 | Индивидуальная работа учащихся. Проверка работы в парах. | 
  | 6. Лексическая подготовка 
 | – Устно подберите синонимы к словам «скрыться», «юркий», «жилище».– Объясните значение слова «сугроб».
 | Подбирают синонимы. Объясняют значение слова. | 
  | 7. Запись изложения в черновиках. | ─ Напишите изложение по плану. | Запись изложения. | 
  | 7. Проверка содержания, редактирование. 
 |  – Давайте повторно прочитаем текст автора. | Слушают текст повторно. Редактируют при необходимости. | 
  |  8. Переписывание в тетради. |  ─ А теперь аккуратно и без ошибок перепишите работы в ваши тетради. | Переписывают изложения в тетради. | 
  |  9. Рефлексия. |  ─ Что мы сегодня делали?  ─ Как вы думаете, вы справились? В чем возникли трудности?    ─ Спасибо за хорошо проделанную работу. Вы ─ молодцы! Урок окончен.   | Беседуют с учителем. | 
 
 Тем ученикам, кто написал изложение быстрее предположенного времени, дается дополнительное задание на карточках на составление связного текста из данных предложений.
 Задание. Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
В лесу
Там укрылись серые ежики. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Под елкой норка. 
Ливень
В воздухе пахло цветами и медом.
От земли после дождя шел пар.
Набежала темная туча.
Стоял жаркий день.
Хлынул ливень.
Первые капли дождя упали на землю. 
Слон
Он большой и сильный.
Этот слон живет в доме со ступеньками.
Сторож Иван Петрович принес ему сено и воду.
Напился воды и затрубил.
Значит рад.
У слона умные и добрые глаза.