2) Способствовать применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных текстов.
2) Формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной и письменной форме.
Этап урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя | Действия учителя | Действия учеников |
1. Организационный момент | ─ Отгадайте загадку. Она приходит с ласкою И со своею сказкою, Волшебной палочкой взмахнёт – В лесу подснежник расцветёт. ─ Какое настроение вызывает у вас это время года? Я желаю, чтобы у вас такое же радостное настроение было на уроке. | ─ Весна. Отвечают. |
2. Введение в тему урока | ─ Давайте решим загадки: 1) Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй не робей! Кто это? 2) Спереди – шильце, Сзади – вильце, Сверху черное суконце, снизу белое полотенце. 3) Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. 4) Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. 5) Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. ─ Назовите, кто лишний, почему? | Решают загадки. ─ Воробей. ─ Ласточка. ─ Ежик. ─ Сова. ─ Снегирь. ─ Ёж, потому что ласточка, сова, снегирь – птицы, а он зверь. |
4. Формулирование темы урока | ─ Как вы думаете, о ком мы будем с вами говорить? – Верно, сегодня на уроке мы узнаем новое из жизни ежей, написав изложение текста, который называется «Ёжик». – Давайте вспомним, что такое «изложение»? – Правильно. | ─ О ежике. ─Изложение – это письменный пересказ текста. |
4. Знакомство с текстом. Составление плана текста. | – Внимательно послушайте текст, который я вам прочту. Ёжик Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. Трудно находить жучков. Ёжик готовит жилище на зиму. Ночью и днём таскает в нору мягкий мох, душистые листочки. Скоро придет зима. Накроет нору глубокий сугроб. Под пушистым одеялом ему будет тепло. Вопросы к прочитанному: – О каком времени года говорится в рассказе? – Какие трудности у ежика возникают осенью? – Как он готовится к зиме? – Почему на зиму еж впадает в спячку? – Под каким пушистым одеялом ежику будет тепло? – Внимательно прочитайте текст самостоятельно и подумайте, на сколько частей его можно разделить. – Прочитайте первую часть. Как ее можно назвать? – Прочитайте вторую часть. Как ее можно назвать? – Прочитайте третью часть. Как ее можно назвать? Появляется план на доске. План: 1. Осенние заботы ёжика. 2. Подготовка к зиме. 3. Ожидание зимы. | Слушают текст. Отвечают на вопросы. |
5. Орфографическая подготовка | – Возьмите листочки на вашем столе, давайте поработаем над орфограммами, которые встречаются в нашем тексте. Подберите проверочные слова. Вставьте пропущенные буквы. нах…дить – __________________________ сугро… – __________________________ т…скает – __________________________ з...ма – ___________________________ мя...кий – ____________________________ т…пло – ____________________________ Раскрой скобки. (у)ежей ____________________________ (на)зиму ____________________________ (на)кроет ___________________________ (в)нору _____________________________ | | Индивидуальная работа учащихся. Проверка работы в парах. |
6. Лексическая подготовка | – Устно подберите синонимы к словам «скрыться», «юркий», «жилище». – Объясните значение слова «сугроб». | Подбирают синонимы. Объясняют значение слова. |
7. Запись изложения в черновиках. | ─ Напишите изложение по плану. | Запись изложения. |
7. Проверка содержания, редактирование. | – Давайте повторно прочитаем текст автора. | Слушают текст повторно. Редактируют при необходимости. |
8. Переписывание в тетради. | ─ А теперь аккуратно и без ошибок перепишите работы в ваши тетради. | Переписывают изложения в тетради. |
9. Рефлексия. | ─ Что мы сегодня делали? ─ Как вы думаете, вы справились? В чем возникли трудности? ─ Спасибо за хорошо проделанную работу. Вы ─ молодцы! Урок окончен. | Беседуют с учителем. |
Тем ученикам, кто написал изложение быстрее предположенного времени, дается дополнительное задание на карточках на составление связного текста из данных предложений.
Задание. Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
В лесу
Там укрылись серые ежики. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Под елкой норка.
Ливень
В воздухе пахло цветами и медом.
От земли после дождя шел пар.
Набежала темная туча.
Стоял жаркий день.
Хлынул ливень.
Первые капли дождя упали на землю.
Слон
Он большой и сильный.
Этот слон живет в доме со ступеньками.
Сторож Иван Петрович принес ему сено и воду.
Напился воды и затрубил.
Значит рад.
У слона умные и добрые глаза.