Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание частицы НЕ с глаголами"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Семьинская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
по теме « Правописание частицы НЕ с глаголами»
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
Подойницына Ирина Владимировна
I категория
2019 уч.г
Конспект урока по русскому языку
Дата проведения: 13 мая 2019 г.
Учитель: Подойницына И.В.
УМК «Школа России»
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема : Правописание частицы НЕ с глаголами
Тип урока: изучение и закрепление нового материала
Цель урока: формировать умения употреблять и правильно писать глагол с частицей НЕ.
Учебные задачи направленные на достижение личностных результатов:
Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Осознавать значимость получаемых знаний;
Стремиться к самостоятельности в усвоении знаний;
Выявлять и исправлять ошибки.
Учебные задачи направленные на достижение метапредметных результатов:
Регулятивные УУД: определение и формирование цели и задачи на уроке совместно с учителем, умение планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД: воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно применять новые знания;
Коммуникативные УУД: взаимодействовать в группе, участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач; принимать на ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями сверстников.
Учебные задачи направленные на достижение предметных результатов:
Изучить орфографическое правило о правописании не с глаголом;
уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно её писать
выработать стойкие навыки написания не с глаголом.
Технологии: ИКТ, технология здоровьесбережения(дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)
Методы : проблемные, частино – поисковые,словесные.
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: учебник , карточки.
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой.
- Протяните друг другу ладошки. Мы одна команда.
Я желаю тебе добра,
Ты желаешь мне добра.
Если у нас что – то не получится,
Мы на помощь придём всегда. Пожелаем друг другу удачи на уроке.
- Для того, чтобы наш урок прошёл успешно, какими мы должны быть? ( активными, внимательными, помогать друг другу).
II.Постановка цели и задачи урока. Мотивация и целеполагание (7 мин).
- Наш урок я хочу начать со слов поэта Сабира Абдуллы. (слайд 2)
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда –
И та награда в нём самом.
- Что хотел сказать нам поэт этих строк? (Если мы будем учить русский язык, то узнаем очень много полезного, нового, интересного)
- Напишите первое предложение себе в тетрадь.
_ Найдите в нём сказуемое и подчеркните его.
- Какое слово подчеркнули? (Учите)
- Определите, какой частью речи является слово учите.( глаголом)
- О какой же части речи мы будем расширять свои знания сегодня на уроке? ( о глаголе)
- Расскажите всё, что вы знаете о глаголе? Приём «Кластер».
- Что ещё вы узнали о глаголах на прошлом уроке? ( изменяются по родам в прошедшем времени)
- Как отличить приставку от предлога?
Запись на доске (До) бежал ( до)берега
(От)летел (от) окна
(Не)играл (в)прятки
- Раскройте скобки и запишите в тетрадь эти словосочетания.
- Что можете сказать о последнем словосочетании? Как напишите? Почему?
- Кто знает, что это за часть речи?(частица)
- Как вы думаете, нам всё известно о глаголе? (нет)
- Есть что – то, чего мы ещё не знаем?
ЗАГАДКИ (карточки)
- Прочитайте загадки и отгадайте их.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает.(Замок)
Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
Был ребёнок –
Не знал пелёнок,
Стал стариком-
Сто пелёнок на нём. (Капуста)
Вопросы: - Найдите глаголы. Что стоит перед некоторыми глаголами? ( не)
- Будет ли НЕ предлогом? (перед глаголами никогда не стоят предлоги)
- А какой же частью речи является НЕ? (частицей)
- Как вы думаете, это самостоятельная или служебная часть речи? (Служебная)
- Почему предлоги, союзы и частица – служебные части речи? (ничего не обозначают, не являются членом предложения, служат самостоятельным частям речи)
- Посмотрите на выделенные глаголы в загадках. Какое предположение можно сделать о правописании НЕ с глаголами? ( НЕ с глаголами пишется отдельно)
- Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение, что мы должны узнать на уроке? ( мы должны узнать, как пишется частица НЕ с глаголами – слитно или раздельно).
- Определите тему урока. Назовите её.
( Правописание частицы НЕ с глаголами). Тема записывается на доске.
Какую цель ставим перед собой? (научиться писать частицу НЕ с глаголами)
- Как мы проверим, что наша цель достигнута?
- На какие вопросы мы должны ответить к концу урока?
Примерные ответы детей: Что такое НЕ?
К какой части речи относится?
Как пишется не с глаголами?
Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи( служебная часть речи), а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами.
III.Подготовка к основному этапу занятия.( 5 минут)
Работа в парах. Собери пословицу.(Соедините стрелками начало и конец пословицы)Получают карточки с пословицами, выполняют.
Кто (не) работает, (не) дружит
С ложью правда а имей сто рублей
Без труда ( не) вытащишь (не ) делает
Лень добра и рыбку из пруда
(Не) имей сто рублей тот (не) ест
- Назовите глаголы в пословицах.
- Какая частица стоит перед глаголом?( частица НЕ)
- Постарайтесь сформулировать тему урока. (Частица НЕ с глаголами)
IV. Усвоение новых знаний и способов действия (12 мин)
Запишите глаголы, которые вы нашли в пословицах, вместе с частицей НЕ, в строчку через запятую.
Понаблюдайте, как частица НЕ пишется с глаголами. Можете ли вы сформулировать правило?( ответы детей)
Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придаёт глаголам
Игра. Я буду произносить глагол, а вы будете добавлять к ним частицу НЕ. Что у вас получится?
Ждут – не ждут
Машут – не машут
Идут – не идут
Поют – не поют
Летят – не летят
- Какой смысл придаёт глаголам частица НЕ?
_ Действительно, частица НЕ выражает отрицание, либо запрет.
V. Физминутка.
-Продолжаем урок. Прочитайте слова на доске. Какие слова вам уже знакомы? Что они обозначают.
На доске:
Ненавидеть – испытывать неприязнь или отвращение к кому-чему- нибудь, не выносить кого-чего-нибудь.
Негодовать- крайнее недовольство, возмущение.
Недоумевать – находиться в недоумении, не понимать, становиться втупик.
Неволить – принуждать, заставлять делать что- либо, вопреки желанию, воле.
- Почему эти глаголы написаны слитно с НЕ ( потому что без НЕ не употребляются)
VI . Закрепление, обобщение и систематизация знаний ( 10 мин)
А) Работа по учебнику с. 126 № 230
VII. Контроль и самопроверка знаний (3 мин)
Задаю вопросы: Вспомните тему нашего урока.
- Какую цель пред собой ставили? (Научиться писать частицу не с
глаголами)
- Научились? Как пишется частица не с глаголами?
- На какие вопросы должны были ответить?
- Что такое не? (Частица)
- К какой части речи относится? (Служебной)
- Как пишется не с глаголами? (Раздельно)
- Нашли ответы на эти вопросы?
- Какие есть исключения? Почему пишутся слитно? (ненавидеть, негодовать, неволить, недоумевать)
8. Рефлексия (2 минуты)
Урок:Я на уроке:Итог: 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял