Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание частицы не с глаголами"»
Тема: Правописание НЕ с глаголами.
Тип урока: урок закрепление.
Вид урока: урок-экскурсия.
Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания о глаголе.
Задачи:
1. Развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;
выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на
основе алгоритма; закрепить умение находить глаголы в тексте,
ставить к ним вопросы; дифференцировать глаголы настоящего,
прошедшего и будущего времени по вопросам и времени действия.
2. Развивать умение употреблять глаголы в речи; формировать навыки
самостоятельной работы, работы в паре; развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; коррекция зрительного и слухового восприятия, логического мышления, памяти, внимания.
3. Воспитывать интерес к родному языку, чувство коллективизма, воспитание культуры учебного труда.
Оборудование: занимательныестихотворения, карточки с названиями улиц города Глагольска, карточки с заданиями.
Ход урока:
Орг. Момент.
1. Настрой на работу.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Предлагаю вам совершить экскурсию по городу, название которого вы узнаете из стихотворения.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья.
И рожь в полях цветет. (В. Кондрашов)
- Как называется эта часть речи?
- Как вы догадались?
- Назовите глаголы.
*Учитель ещё раз читает стихотворение, дети называют глаголы.
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию в город Глагольск (карточка).
Задание: зачеркните каждую вторую букву и тогда вы сможете прочитать тему урока:
Н Р Е У С Я Г Е Л Х А Ь Г Й О Т Л Б А В М Ц И
- Что получилось?
- Сегодня на уроке мы продолжим упражняться в правописании частицы не с глаголами.
2. Наблюдение за смысловым значением глаголов с частицей НЕ и без неё (проспект Отрицания).
* На доске запись: Правила поведения на уроке.
Правила поведения на уроке.
Опаздывать на урок.
Разговаривать на уроке.
Мешать соседу по парте.
Рисовать на парте, стуле.
Жевать после звонка.
- Согласны ли вы с этими правилами?
- Почему?
- Как нужно правильно сказать? Что нужно добавить? ( Частицу не)
- Что обозначает эта частица? (Отрицание, запрет).
- Как пишется она с глаголами?
* Делается вывод учителем в виде шуточной памятки:
НЕ выучил – не делай!
НЕ знаешь – не спеши!
С глаголами раздельно
Частицу НЕ пиши!
Практикум (улица Пословиц).
1). Работа с пословицами.
* Учащиеся записывают на доске пословицы с комментированием, объясняют орфограмму.
Умелые руки не знают скуки.
Лень человека не красит.
Под лежачий камень вода не течёт.
Надо трудиться, а не лениться.
- На какую тему эти пословицы и поговорки? (О трудолюбии и лени)
2). Работа в парах (карточка №1).
Задание: некоторые пословицы потеряли частицу не; исправь недочеты (см. приложение).
*Контроль: № 1, 2, 4, 6, 8.
- Запишите пословицы в тетради о дружбе (пословицы под № 4,5,6).
* Оксана, Эдик, Вика – записывают две на выбор.
Физминутка (улица Артистическая).
а). Артистическая мастерская.
- Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме.
Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают?
Буду – не буду!
Могу – не могу!
Хочу – не хочу!
Стану – не стану!
Кричу – не кричу!
б). Шуточные стихи (читают Петя, Вика, Влад, Оксана).
Мальчик: Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок не
Дёргать за косички!
Девочка: Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Мальчик: Я согласен даже не
Рисовать на карте.
Я согласен даже не
Танцевать на парте!
Девочка: Но несмейте делать мне
Никаких упрёков,
Если даже я и не
Выучу уроков!
- Назовите глаголы с НЕ.
- Как пишутся глаголы с частицей НЕ?
Самостоятельная работа.
3). Работа в парах (карточка№2)
Задание: замени выражение глаголом с отрицательной частицей НЕ (см. приложение).
*Проверка работы.
Творческая работа (улица Творческая).
- Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.
Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц Вы зерна и крошек!
- Где уместно разместить такой текст?
- Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу).
- Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написала этот текст на плакате. Обратилась к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу.
- А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).
- Вам предлагается текст «Правила поведения в лесу» (карточка№3).
Карточка № 3.
Прочитай внимательно текст и подумай, перед какими глаголами нужно поставить частицу не. Прочитай. Запиши текст в тетрадь.
Друзья природы.
Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры, разоряет муравейники. Друзья природы оставляют мусор в лесу. Они рвут в лесу и в поле редкие цветы.
IX. Итог урока (пост Контроль).
- Что мы сегодня повторили на уроке?
- Чему учились?
Домашнее задание.
Повторите правила с раздела глагол
Комментирование оценок
Приложение
Зачеркните каждую вторую букву и тогда вы сможете прочитать тему урока:
Прочитай внимательно текст и подумай, перед какими глаголами нужно поставить частицу не. Прочитай. Запиши текст в тетрадь.
Друзья природы.
Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры, разоряет муравейники. Друзья природы оставляют мусор в лесу. Они рвут в лесу и в поле редкие цветы.