kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение и систематизация сведений о прилагательном, закрепление умений и навыков правописания окончаний, суффиксов, частицы не у прилагательных

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение Имя прил 6 кл»

Конспект урока русского языка в 6 классе

на тему: Повторение и систематизация сведений об имени прилагательном».


Цель урока: повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном, формировать умения и навыки правописания прилагательных, употребления их в речи, подготовиться к контрольной работе; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.

Задачи:

- развивать умения определять разряды прилагательных, правильно образовывать формы степеней сравнения, образовывать краткую форму прилагательных;

- развивать творческие способности обучающихся;

воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе, к искусству

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; какова роль употребления прилагательных в речи;

уметь находить и определять морфологические и синтаксические признаки прилагательного, употреблять прилагательные в речи.

Межпредметные:

- умение описывать картины, выделять в них главное

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

Личностные:

-желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.


Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, по вариантам.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: репродукция картины Н.П.Крымова «Розовая зима»



План урока.

I.Вступительное слово учителя.

-Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения, которое поможет нам определить тему урока. Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.

-О какой части речи идет речь? Как вы думаете, чему будет посвящен урок? По каким словам в стихотворении вы догадались о теме урока?

Сегодня на уроке мы повторим всё, что изучили в теме “Имя прилагательное”.

II.Работа с поэтическим текстом.

Александр Блок «Ветхая избушка»

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…

- Определите тему и основную мысль стихотворения.

- Найдите в тексте прилагательные и назовите их.

- Какую роль они выполняют в этом стихотворении? (Помогают увидеть необыкновенную красоту зимы).

-Назовем имена прилагательные с зависимыми словами. А теперь сделаем морфологический разбор прилагательных по вариантам:

1 вариант –БЫСТРЫХ(санок)

2 вариант-ВЕСЕЛ (бег)

III. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

-Действительно, без прилагательных наша речь была бы серой, невыразительной. Сейчас вы еще раз в этом убедитесь.

-Прочитайте текст.( на доске)

Зимой и летом, осенью и весною видим мы лес! Выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Лежат под деревьями сугробы. Над тропинками арками согнулись под тяжестью инея стволы берез. Шапками снега покрыты ветви елей.

Какой-то жизнью полнится лес. От дерева к дереву тянутся чьи-то следы и следочки.

- Понравился он вам? Почему? Что нужно сделать, чтобы украсить данный текст.

Добавляем прилагательные

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

IV.Работа с репродукцией картины Н.П.Крымова «Розовая зима»

- Что изображено?

-Почему так названа?

-Какое настроение взывает?

-Удалось автору передать свои чувства?

-Составьте 3-4 предложения на тему «Зима», используя картину.

V. Разряды прилагательных

- Помогают сделать текст ярким и красочным прилагательные, которые делятся на три разряда. Назовите их. (Качественные, относительные и притяжательные).

- Что обозначают качественные прилагательные? (Признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).

- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных? (Имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).

- Что обозначают относительные прилагательные? (Пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

- Что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность лицу или животному).

- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (Чей?)

Задание: выпишите из текста: 1 ряд-качественные прилагательные, 2 ряд- относительные, 3- притяжательные. И объясняем правописание слов с пропуском букв

Хорош(Ь,)

Ут..ные

Белору(с, сс)кий

Глин..ный

Дерев..ный

Образц..вый

Бел… ( снега)

Темно(зеленые)

Отц..вский

(не)маленькие

Ру(с,сс)кий

Тыкве…ый

Карти..ая

Ветр…ный

Лесными

Матер..н

Собол..ный

Зимн..м (утром)

Белич(ь)и

Письм..ый

Мыш..ные

VI. Повторения

1. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

(Работа по вариантам: 1 вар. выписывает словосочетания, в котором Не с прилагательными пишется слитно, 2 вар. – раздельно)

Он говорил (не)правду, а ложь; (не)красивый поступок; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; (не)глубокий, но рыбный пруд, далеко (не) красивый поступок; (не)интересный рассказ; (не) широкая, а узкая канава; (не)высокий кустарниквовсе не аккуратная ученица.

1 вариант: некрасивый поступок; неряшливый вид; неглубокая речонка; неглубокий, но рыбный пруд; неинтересный рассказ; невысокий кустарник.

2 вариант: он говорил не правду, а ложь; далеко не красивый поступок; не широкая, а узкая канав ; вовсе не аккуратная ученица.

2. Степени сравнения имен прилагательных

-Какие степени сравнения имеют имена прилагательные?

(Сравнительную и превосходную. И сравнительная, и превосходная степень имеют две формы: простую и составную).

- Назовите суффиксы, с помощью которых образуется простая форма сравнительной степени? (-ее (-ей), -е, -ше).

-Назовите суффиксы, с помощью которых образуется простая форма превосходной степени. (-айш, -ейш)

-Как образуется составная форма сравнительной степени? (Более +н.ф.)

-Как образуется составная форма превосходной степени? (Самый, наиболее +н.ф.)

- Образуйте и запишите простую и составную форму сравнительной степени (1 вариант), простую и составную форму превосходной степени (2 вариант).

Красивый, хороший, легкий

3. Одна и две буквы в суффиксах прилагательных.

-В каких суффиксах пишется одна Н?

-В каких суффиксах пишется две буквы НН?

Образуйте от существительных прилагательные. (Работа в парах)

Серебро - …, дерево-…, клюква-…, лебедь-…, стекло-…, тыква-…, лед-…, туман-…, утро-…, цена-…

4. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

-Когда в суффиксах и окончаниях прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц пишется буква О , а когда – Е? Работа с сигнальными карточками О-Е

Морж...вый, медвеж..нок, свинц...вый, ситц...вый, плюш...вый, реч..нка, камыш...вый, глянц...вый, песц...вый, больш...го, чуж...м, пош..л, колюч...го , песц...вый, больш...го, чуж...м, колюч...го.

5. Различение на письме суффиксов прилагательных –К – и -СК-

-Вставьте пропущенные буквы.

Дерз..ий, киргиз..ая, француз..ая, рус..ая, немец..ая, грузин..ая, китай..ая, турец..ая, швед..ая.

-Какое правило помогло вам справиться с этим заданием?


6. Сложные прилагательные

-Какое правило нужно знать, чтобы раскрыть скобки?

(1 вар. выписывает прилагательные, которые пишутся через дефис2 вар. – прилагательные, которые пишутся слитно).

1. (Горько) сладкая полынь 6. (Ярко) красный цветок

2. (Широко) плечий юноша 7. (Бело) ствольные берёзы

3. (Длинно ) крылые ласточки 8. (Средне) европейский климат

4. (Юго) восточный берег 9. (Железно) дорожный мост

5. (Древне) русская литература 10.(Отчётно) выборное собрание


7. Какие орфограммы мы повторили сегодня на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу?

- Как вы считаете, что помогло вам успешно справиться с заданиями ?

- Какие задания были самыми трудными? Как вы с ними справились?

VII.Проверочный тест Тест по тема «Имя прилагательное». 6 класс 1 вариант.

1. Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает

1. предмет 2. Признак 3. действие

2. Укажи выражения, где неправильно написаны окончания прилагательных.

1. летним утром 3. в зимнию вьюгу

2. от осенней листвы 4. под могучеми дубами

3. Найдите качественное прилагательное.

1. заячий след 2. тонкая нить 3. гусиная походка 4. шерстяная кофта

4. Найдите грамматическую ошибку в образовании степени сравнения.

1. красивее 3. красивейший

2. более красивее 4. самый красивый

5. Укажи выражения, где НЕ с прилагательными пишется раздельно.

1. Вовсе (не)вкусное растение. 2. (Не)глубокая, а мелкая речка.

3. (Не)ряшливый вид. 4. (Не)ласковый взгляд.

6. Укажи прилагательные, где нужно писать две Н.

1. стари… ый безветре..ый,

2. ю… ый, гуси..ый

3. песча… ый, ветре…ый

7. Найдите слово с суффиксом –Н- .

1. осенний 2. змеиный 3. водяной 4. ветреный

8. Выберите группу прилагательных, в которых пишется суффикс –СК- .

1. сибир… ий, ткац… ий, француз… ий

2. турец… ий, матрос… ий, сибир… ий

3. одес… ий, матрос… ий, француз… ий

9. Укажите, какие сложные прилагательные нужно писать слитно.

1. (горько)сладкая полынь

2. (древне)русская летопись

3. (железно)дорожный вокзал

4. (юго)западный ветер 10. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква? 1) свинц…вые тучи, камыш…вые заросли, замш…вые перчатки 2) маленький медвеж…нок, дрожж…вой хлеб, куч…вые облака 3) песц…вый воротник, холщ…вый мешок, неглубокая реч…нка 11. В каком варианте ответа во всех словах пишется Н? 1) безветре…ый, румя….ый, льви…ый, стари…ый 2) пусты…ый, качестве…ый, стекля….ый, болезне…ый 3) берестя…ой, телефо….ый, сви…ой, деревя…ый 4) лебеди…ый, серебря….ый, ветре…ый, торфя…ой 12. В каком ряду пропущена одна и та же буква буква? 1) по весенн…му небу, со строг…м 2) о пахуч…м ландыше, о младш…й сестре учителем 3) колюч…го кустарника, к чуж…му дому 4) за метк…м охотником, свеж…го воздуха 13. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) (Не)большой свёрток лежал на столе. 2) Этот рассказ далеко (не)интересный. 3) (Не)настное утро испортило настроение. 4)(Не)дорогой, но интересный подарок.




Тест по тема «Имя прилагательное». 6 класс 2 вариант.

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая

1. не изменяется 2. спрягается 3. изменяется по числам, родам и падежам

2. Укажите выражения, где неправильно написаны окончания прилагательных.

1. по свежему следу 3. у большого зеркала

2. летнии дни 4. в дальним походе

3. Найдите относительное прилагательное.

1. мелкий ручей 2. стальной нож 3. лисий след 4. железный характер

4. Найдите грамматическую ошибку.

1. выше 3. высочайший

2. более высокий 4. самый высочайший

5. Укажите выражения, где НЕ с прилагательными нужно писать слитно.

1. решил (не)лёгкую задачу 2. (не)широкая, а узкая тропинка

3. (не)взрачный кустарник 4. совсем (не)опасная дорога

6. Укажите прилагательные, где нужно писать одну Н.

1. листве… ый, кури… ый

2. ветре… ый, кожа… ый

3. подли… ый, стекля… ый

7. Найдите слово с суффиксом –Н-.

1. гусиный 2. Оловянный 3. клюквенный 4. картинный

8. Выберите группу прилагательных, в которых пишется суффикс –СК-.

1. немец… ий, матрос… ий, белорус… ий

2. матрос… ий, белорус… ий, киргиз… ий

3. немец… ий, белорус… ий, турец… ий

9. Укажите, какие сложные прилагательные нужно писать с дефисом.

1.(багряно)жёлтые листья

2. (бело)крылая птица

3. (нежно)розовый цветок

4. (средне)вековая литература 10. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква? 1) Груш…вый напиток, образц…вый ответ, ключ…вая вода 2) Пунц…вые щёки, плюш…вый медвежонок, обаятельная девч…нка 3) Кумач…вая косынка, свинц…вая пуля, морж…вый клык 11. В каком варианте ответа во всех словах пишутся НН? 1) овся…ый, берест…ной, сви…ой, дли…ый 2) искусстве…ый, зел….ый, весе…ий, ветре…ый 3) были…ый, маши…ый, деревя…ый, безветре… 12.В каком ряду пропущена одна и та же буква буква? 1) глубок…м озером, с плакуч…й ивы 2) неуклюж…го медвежонка, чутк…м отношением 3) пригож…м молодцем, осенн…ми каникулами 4) о могуч…м борце, дремуч…ми лесами 13. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? 1) У девочки (не)длинная, а короткая чёлка.

2) Послышавшийся где-то невдалеке (не)громкий шорох пугал ребят.

3) Вовсе (не)расчётливый приятель. 4) Ничуть (не)простые вопросы были в задании.




Тест по тема «Имя прилагательное». 6 класс 3 вариант.

1. Имя прилагательное изменяется

1. по числам 2. Падежам, числам, родам 3. По падежам, в ед.числе по родам

2. Укажи выражения, где неправильно написаны окончания прилагательных.

1. зимнем утром 3. в зимнюю вьюгу

2. от хорошого дня 4. под могучими дубами

3. Найдите качественное прилагательное.

1. мамина шаль 2. розовый цветок 3. гусиная походка 4. шерстяная кофта

4. Найдите грамматическую ошибку в образовании степени сравнения.

1. самый сладкий 3. слаще

2. более сладкий 4. более слаще

5. Укажи выражения, где НЕ с прилагательными пишется раздельно.

1. (Не)свежий хлеб 2. (Не)мамин пирог

3. (Не)приглядный вид 4. (Не)широка, а узка

6. Укажи прилагательные, где нужно писать две Н.

1. каме… ый ветре..ый,

2. багря… ый, гуси..ый

3. деревя… ый, безветре…ый

7. Найдите слово с суффиксом –Н- .

1. весенний 2. змеиный 3. ледяной 4. ветреный

8. Выберите группу прилагательных, в которых пишется суффикс –СК- .

1. сибир… ий, рус…ий, француз… ий

2.немец..ий турец… ий, матрос… ий,

3. дерз…ий, матрос… ий, француз… ий

9. Укажите, какие сложные прилагательные нужно писать слитно.

1. (средне)вековый

2. (северо)западный

3. (светло)желтый

4. (пяти)этажное 10. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква? 1) песц…вый воротник, камыш…вые заросли, ландыш…вый запах 2) маленький зайч…нок, дрожж…вой хлеб, куч…вые облака 3) кумач…вая косынка, холщ…вый мешок, неглубокая реч…нка 11. В каком варианте ответа во всех словах пишется Н? 1) карти…ый, румя….ый, льви…ый, стари…ый 2) обыкнове…ый, качестве…ый, стекля….ый, болезне…ый 3) берестя…ой, телефо….ый, сви…ой, деревя…ый 4) ветря…ая, серебря….ый, ветре…ый, торфя…ой 12. В каком ряду пропущена одна и та же буква буква? 1) к трудн…му дню, со строг…м 2) о грядущ..м дне, о младш…й сестре учителем 3) колюч…го кустарника, к чуж…му дому 4) за ловк…м охотником, свеж…го воздуха 13. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) (Не)дешевая ваза стояла на столе. 2) Эта история совсем (не)интересна 3) (Не)настное утро испортило настроение. 4)(Не)глубокая, но широкая река.




Тест по тема «Имя прилагательное». 6 класс 4 вариант.

1. Имя прилагательное в предложении является

1. определением 2. сказуемым 3. определением и сказуемым

2. Укажите выражения, где неправильно написаны окончания прилагательных.

1. по свежому следу 3. у большого зеркала

2. летние дни 4. с хорошем настроением

3. Найдите относительное прилагательное.

1. мелкий ручей 2. серебряное кольцо 3. куриные яйца 4. железный характер

4. Найдите грамматическую ошибку.

1. самый стройнейший 3. стройнейший

2. самый стройный 4. стройнее

5. Укажите выражения, где НЕ с прилагательными нужно писать слитно.

1. (не)чаянная встреча 2. (не)ловкое движение

3. вовсе (не)интересная книга 4. (не)папин подарок

6. Укажите прилагательные, где нужно писать одну Н.

1. песча…ый, ветре…ый

2. безветре… ый . кожа… ый

3. серебря…ый . оловя… ый

7. Найдите слово с суффиксом –Н-.

1. утиный 2. ценный 3. хозяйственный 4. глиняный

8. Выберите группу прилагательных, в которых пишется суффикс –СК-.

1. немец… ий, матрос… ий, белорус… ий

2. индус…ий, звер…ий, киргиз… ий

3. рез…ий, белорус… ий, турец… ий

9. Укажите, какие сложные прилагательные нужно писать с дефисом.

1.(юго)западный

2. (красно)щекая девочка

3. (горько)сладкий вкус

4. (средне)вековая литература 10. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква? 1) Груш…вый напиток, образц…вый ответ, ключ…вая вода 2) Пунц…вые щёки, плюш…вый медвежонок, обаятельная девч…нка 3) маленький зайч…нок, свинц…вая пуля, морж…вый клык 11. В каком варианте ответа во всех словах пишутся НН? 1) гли…ый, берест…ной, сви…ой, дли…ый 2) искусстве…ый, олов…ый, весе…ий, безветре…ый 3) были…ый, маши…ый, деревя…ый, ветре…ый 12.В каком ряду пропущена одна и та же буква буква? 1) звонк…м голосом, об устн..й речи 2) неуклюж…го медвежонка, чутк…м отношением 3) пригож…м молодцем, осенн…ми каникулами 4) о строг..м учителе, дремуч…ми лесами 13. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? 1) У девочки совсем (не)длинные волосы

2) Мне купили (не)дорогую игрушку..

3) Вовсе (не)расчётливый приятель. 4) (Не)простая, а сложная задача.


Домашнее задание. подготовиться к контрольному диктанту, повторить параграфы №№ 55-66, упр. 388




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

Автор: Комарова Светлана Ивановна

Дата: 17.02.2021

Номер свидетельства: 573423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) ""Мы с тобой не прощаемся, Имя Прилагательное!" Урок-обобщение по теме "Имя прилагательное"."
    ["seo_title"] => string(105) "my-s-toboi-nie-proshchaiemsia-imia-prilaghatiel-noie-urok-obobshchieniie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "317312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460318427"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока "Обобщение знаний об имени прилагательном" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-prilaghatiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "219423"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434172013"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект игрового урока по русскому языку "Повторение и обобщение по теме "Имена прилагательные", презентация."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_ighrovogho_uroka_po_russkomu_iazyku_povtorieniie_i_obobshchieniie_po_t"
    ["file_id"] => string(6) "363009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480244995"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение изученного об имени прилагательном" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-ob-imieni-prilaghatiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "102264"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402492379"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока "Анализ ошибок и коррекция знаний по теме «Имя прилагательное»". "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-analiz-oshibok-i-korriektsiia-znanii-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "219652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434305727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства