• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников(работа со словарем);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор(нахождение СПП среди других видов предложений.)
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Раздаточный материал: карточки с текстами.
Необходимое оборудование: учебник, проектор.
Демонстративный материал: презентация.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться. Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число, классная работа.
Учитель: Дома вы должны были выучить слова и найти их значение. Для чего вы это делали?
У: Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка.
Учитель:Сейчас мы напишем небольшой словарный диктант.
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.
Оцените друг друга.
0 ошибок-оценка 5
1 ошибка-4
2 ошибки-3.
А теперь скажите мне ,что же обозначает слово компромисс?
У: разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели.
Учитель:Хорошо. Пригодится ли нам знание этого слова в жизни? Искусственный?
У:созданный руками человека,неестественный.
Учитель:Где мы можем встретить то, что создано руками человека? Инициатива?
У: принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.
Учитель:Как вы думаете важно ли в современном мире быть инициативным человеком? Молодцы! А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов,которые мы записали.Что у вас получилось?
У: Синтаксис.
Учитель: А что изучает синтаксис?
У: Словосочетания,предложения и текст.
Учитель: Какие виды предложений вам известны?
У: Простые и сложные.
Учитель: А какими бывают сложные предложения?
У: Союзными,бессоюзными. Союзные делятся на ССП и СПП.
II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
Учитель: Совершенно верно! А теперь сравним 2 предложения. Какое из этих предложений не вызовет у вас затруднений при синтаксическом разборе?
У: Первое.
Учитель: Почему?
У: Так как мы знаем ,к какому виду оно относится. Это сложносочиненное предложение. Его особенности нам хорошо известны.
Учитель: А второе предложение? Знаем ли мы его особенности?
У: Нет. Это сложноподчиненное предложение. И мы этот вид еще не изучали.
Учитель: Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?
У: Сложноподчиненное предложение.
Учитель: Запишем тему нашего урока : «Понятие о сложноподчиненном предложении.(СПП)»
III.Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.
Учитель: Так что же именно вызывает у вас затруднение? А какие цели поставим перед собой ?
У: -дать понятие СПП.
-узнать о строении СПП.
-узнать правила постановки знаков препинания в СПП.
Учитель: Хорошо. Запомните цели, которые вы поставили перед собой. Для начала вспомним ,что мы знаем о словосочетании?
У: Состоит из двух и более слов. Есть главное и зависимое слово.
Учитель: Верно.А как вы думаете, что общего у словосочетания и СПП.
У: У СПП тоже есть зависимая часть.
Учитель: Верно. В СПП зависимая часть называется придаточной. Давайте откроем учебники на с. 52 и прочитаем, что же такое СПП.
А сейчас откроем наши справочники , запишем определение, пример и схему предложения. Обратите внимание ,что главное предложение на схеме обозначается квадратными скобками, а зависимое –круглыми.
Какая трудность у вас может возникнуть при работе с предложениями. С каким видом предложений мы можем спутать СПП?
У: ССП.
Учитель. Верно. И ССП и СПП имеют более одной грамматической основы.
Как же различать данные предложения? В чем их основные отличия?
У: Предложения в СПП присоединяются с помощью подчинительных союзов.
Учитель: Мы с вами говорили, что в ССП предложения равноправны между собой. А в СПП?
У: Неравноправны.
Учитель: А что мы можем сказать о правилах постановки знаков препинания в СПП?
У: Придаточное предложение отделяется запятой.
IV. Первичное закрепление нового знания во внешней речи.
Учитель: Итак, какой цели из поставленных нами мы достигли на данном этапе?
У:Мы узнали особенности СПП.
Учитель: Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?
У: Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.
Учитель: Полностью с вами согласна. А для чего ,по –вашему, мы используем с вами в нашей речи СПП?
У: Чтобы выразить сложную мысль, сообщить дополнительную информацию,чтобы сделать нашу речь более яркой.
Учитель: Чтобы убедиться в этом, предлагаю вам поработать с текстом. На ваших столах лежат карточки с текстом,в котором все предложения пронумерованы. Этот же текст вы видите на слайде. Давайте прочитаем этот текст по цепочке.
(ученики читают по одному предложению текста)
Учитель: Итак,о чем же этот текст?
У: Об истории нашего села.
Учитель: Совершенно верно. А какова основная мысль данного текста.
У: Основная мысль в том, что наше село появилось очень давно.
Учитель: Посмотрите еще раз на текст? Чего в нем не хватает?
У:Заглавия.
Учитель: Давайте попробуем озаглавить его.
У: История Старой Майны.
Учитель: А сейчас я попрошу вас обратить внимание на выделенное слово во 2 предложении. Как вы думаете, что оно обозначает?
У: (предположения)
Учитель: Давайте обратимся к словарю.
(Один ученик ищет значение в словаре, зачитывает)
Претендент-это лицо, которое претендует, рассчитывает на что-нибудь.
Учитель: А какое в русском языке есть слово, похожее по звучанию на слово претендент?
У: Прецедент.
Учитель: Найдем его значение.
У: Прецедент- событие,имевшее место в прошлом и служащее примером для аналогичных действий в настоящем.
Учитель: Как называем мы такие слова, которые имеют похожее звучание?
У: Паронимы.
Учитель: Верно. Найдите в предложении № 9 слово ,которое имеет пароним.
У: Искусный-искусственный.
Учитель: Первый ряд, составьте предложение со словом искусный, второй со словом искусственный.
Учитель: А теперь я попрошу вас выписать номера предложений, которые, по-вашему мнению, можно отнести к СПП.
У: 1,3,4,6,7,9,12.
Учитель: По каким признакам вы выделили эти предложения?
У: Наличие более одной грамматической основы, есть главное и придаточное предложения, придаточное присоединяется с помощью подчинительных союзов.
Учитель: А теперь найдите и выпишите предложение, в котором 2 придаточных предложения.
У:Предложение № 4.
Учитель: Верно. Давайте начертим схему данного предложения.
(один ученик на доске, остальные в тетради).
VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель: Итак, вы многое узнали сегодня о СПП, многому научились. Вы уверены в своих умениях?
У:Да.
Учитель: Давайте проверим. Как вы думаете, где еще вам могут пригодиться знания о СПП?
У: На экзамене.
Учитель: Совершенно верно. В ОГЭ по русскому языку есть ряд заданий как раз на знание СПП. Я предлагаю выполнить простейшие из них.
(работа с заданиями ОГЭ)
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Итак, мы сказали с вами, что в СПП особая постановка знаков препинания.
Как вы думаете, какое следующее задание вам предстоит выполнить?
У: Поставить знаки препинания в предложения.
Учитель: Верно. Для чего вы будете это делать?
У: Развивать пунктуационные навыки.
Учитель: Перед вами предложения. Но не все предложения здесь СПП. Вам нужно найти их, выписать и поставить верно знаки препинания.
VIII.Рефлексия учебной деятельности.
- Итак,ребята,чему был посвящен наш урок?
Какие трудности вы испытывали в начале урока?
Что нового узнали о СПП?
Я предлагаю вам составить синквейн по следующей схеме.(на слайде)
(зачитывают синквейны.)
Учитель: Наш урок подошел к концу, спасибо всем за работу. Запишем домашнее задание.