kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по русскому языку

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными».

Цели урока:

образовательные: дать понятие сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными; показать особенности придаточных изъяснительных; закреплять умения находить главное  и придаточное предложения; определять место придаточного, его связи с главным;

развивающие: отрабатывать навыки составления схем сложноподчиненных предложений; развивать умение правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении, отличать союзы от союзных слов;

воспитательные: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Выполнила: Хижняк Алина

План-конспект урока по русскому языку

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными».


Цели урока:

образовательные: дать понятие сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными; показать особенности придаточных изъяснительных; закреплять умения находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного, его связи с главным;

развивающие: отрабатывать навыки составления схем сложноподчиненных предложений; развивать умение правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении, отличать союзы от союзных слов;

воспитательные: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.


Оборудование: учебник, доска, мел, карточки.

План урока:

I. Организационный момент

II. Повторение изученного на прошлом уроке

III. Изучение нового материала

IV. Итоги урока

V. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент

На прошлом уроке мы изучали сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сегодня мы познакомимся с придаточными изъяснительными.

II. Повторение изученного на прошлом уроке

  • Речевая разминка

На доске даны предложения. Найдите и исправьте речевую ошибку.

Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. (Надела).

Войдя в лес, стало темно. (Либо – «Войдя в лес, мы заметили, что стало темно», либо «Когда мы вошли в лес, стало темно»).

Врач сказал, чтобы больной сдал его анализы. (Местоимение является лишним).

Мне дали понять о том, что я жду напрасно. (Лишнее «о том».)

  • Работа по карточке у доски (Алина Степанова)


    Уж проходят к_р_ваны через те скалы где н_сились лишь туманы да (цари)орлы. (Лермонтов)


    Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть. Определить вид придаточной части. Построить схему.

  • Фронтальный опрос (пока проходит работа по карточке)

Что такое придаточные определительные? (Придаточные определительные относятся к имени существительному (местоимению) главной части СПП и отвечают на вопросы определений какой? чей? Разумовская, с.88).

С помощью чего присоединяются придаточные определительные к главной части? (С помощью союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда).

Что вы можете сказать о месте придаточных определительных в составе сложноподчиненного предложения? (они всегда стоят после определяемого слова).

Закончите фразу: Союзные слова который, какой, чей с определяемым словом только согласуются в роде, числе, а падежная форма их зависит от того… (…каким членом предложения являются эти союзные слова в придаточной части).

Верно ли утверждение: Слово который может стоять не только в начале, но и внутри придаточной части? (Верно).

  • Разбираем предложение:

Андрий поднял глаза и увидел стоящую у окна такую красавицу, какой еще не видывал отроду. (Гоголь)

Выделяем грамматические основы. Где придаточная, а где главная?

К чему относится придаточная часть? Задайте вопрос.

Чем присоединяется?

Каким членом предложения является союзное слово какой?

Определите вид придаточного.



  • Проверка работы у доски по карточке

Уж проходят караваны через те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы. (Лермонтов)

[те + сущ.],(где…). Определительное.

III. Изучение нового материала

Задания:

1. Найдите главную и придаточную части.

2. Определите и отметьте, к чему (к каким словам в главном предложении) относится придаточная часть.

3. Задайте вопрос от главной части к придаточной.

4. Найдите, обозначьте и определите средства связи.



1) О, я была уверена, что ты придёшь назад. (А. Ахматова)



2) Всю ночь было слышно, как веселился народ.



3) Я боялся только, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.



4) Одного из атлетов спросили, выполнил ли он нормы мастера спорта.



Обратите внимание на то, что в качестве поясняемых слов могут быть слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия, состояние, речь. Это могут быть глаголы, прилагательные, наречия и слова категории состояния, а также существительные.

В наших примерах это слова была уверена, было слышно, боялся, спросили.

Исследование предложенных примеров по всем указанным признакам подведет к формулировке сложноподчиненного предложения с придаточной изъяснительной. В результате совместной работы должно сложиться следующее определение:

Сложноподчиненным предложением с придаточной изъяснительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову со значением речи, мысли, восприятия, состояния, находящемуся в главной части, раскрывает его содержание, отвечает на вопросы косвенных падежей и присоединяется союзами или союзными словами. (При слове в главной части может быть указательное слово).



Разграничение предложений с придаточными изъяснительными и определительными, зависящими от существительных, может вызвать сложности.

Сравните:

1) Вопрос, что ему задали, показался ему странным. (Союзное слово что можно заменить союзным словом который). Определительное.

2) Вопрос, что ему теперь делать, мучил его. (Замена союзного слова что союзным словом который невозможна). Изъяснительное.

1) Мысль, что пришла ему в голову утром, не давала ему покоя целый день. (Союзное слово что можно заменить союзным словом который). Определительное.

2) Мысль, что он не прав, мучила его. ( Что - союз). Изъяснительное.

IV. Итоги урока

Что нового вы сегодня узнали?

Что такое придаточное изъяснительное? (Отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП).

Какие слова могут выступать в качестве поясняемых? (Разных частей речи (глаголы, прилагательные, наречия и категория состояния, существительные), обозначающие мысли, чувства, восприятия, речь.

V. Домашнее задание

Параграф 15 по новым учебникам. Упражнение 134 (Начинается: Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан?).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Автор: Хижняк Алина Николаевна

Дата: 22.03.2020

Номер свидетельства: 543724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iziasnitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "236453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444066548"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс.  Презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiasnieskolkimipridatochnymi9klasspriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "277444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452903159"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными "
    ["seo_title"] => string(72) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iziasnitiel-nymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "186930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426435880"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Сложноподчиненные предложения с придаточными изьяснительными "
    ["seo_title"] => string(71) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iz-iasnitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "186934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426436090"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства