kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 11 классе СПП с несколькими придаточными

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок повторения изученного материала.Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Цель:повторение сведений сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

1.обучающие:углубить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными,

повторить понятия парралельное, последовательное, однородное, комбинированное подчинение,

тренировать умение расстановки знаков препинания в спп с несколькими придаточными,

повторить основные группы спп, умение отличать союзы от союзных слов,

учить видеть структуру и схемы предложений.

2.развивающие: совершенствование пунктуационных навыков,практических навыков анализа сложного предложения, навыков граммотного письма.

развивать орфографическую зоркость, память, внимание,

развивать аналитическое мышление учащихся,способность систематизировать знания,  самостоятельно делать вывод ,

3.воспитательные: развивать любовь к родному языку

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в 11 классе СПП с несколькими придаточными »

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе.

Тема. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Цель урока: повторение сведений о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

Обучающие:

углубить знания о сложноподчинённом предложении;

повторить понятия параллельное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;

повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова;

учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений.

Развивающие:

совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма;

развивать орфографическую зоркость, память, внимание;

развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок повторения.

Ход урока

I. Организация

II. Актуализация прежних знаний (цифровой диктант) + частичная проверка домашнего задания

Цель:

- Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова, а самое главное - вспомним и повторим материал о сложных синтаксических конструкциях, а именно, предложения с несколькими придаточными. Повторение данной темы важно, потому что в заданиях ЕГЭ помимо тех, которые касаются синтаксиса сложного предложения, есть, например, задание В4, в котором требуется найти среди нескольких предложение с несколькими придаточными, соответствующее определённому типу подчинения. Поэтому сегодняшний урок будет направлен именно на отработку этого умения..

Проверка домашнего задания:

- Дома вы тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях, а также в определении их грамматической основы (упр. 407 (II)). Как это у вас получилось, я проверю. Помимо этого, нужно было произвести полный разбор … предложения. Это я проверю на оценку.

2 человека у доски выполняют разбор предложения: первый – разбор предложения как сложного, второй – разбор простых в составе сложного.

Цифровой диктант:

- В это время остальные работают со мной. Вспомним некоторые сведения, касающиеся простого и сложного предложения. Я буду диктовать вам утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с ним, ставьте цифру 1, если нет – 0.

Верно ли утверждение, что:

- Союзы что, если, где – подчинительные? (1)

- Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей? (0)

- Союз а относится к группе соединительных союзов? (0)

- Односоставное предложение может быть неопределённо-личным? (1)

- В предложении Сделано всё, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? (0)

- Обособленное обстоятельство может быть выражено сравнительным оборотом? (1)

- Если вводное слово однако стоит в начале предложения, то оно не выделяется запятой? (1)

- Предложение Обоз тронулся с места, когда садилось солнце сложноподчинённое с придаточным времени? (1)

- Союз не только… но и является подчинительным? (0)

- Части в СПП могут быть соединены союзами или союзными словами? (1)

Проверка: 1001011101

- Поднимите руку те, у кого нет ошибок. У кого 1-2 ошибки? У кого больше 4 ошибок?

- Проверим, что получилось на доске (Проверка разборов, оценки). Проверьте, всё ли верно у вас в тетради.

III. Повторение материала.

Беседа:

- Какие виды придаточных предложений вы знаете?

- А как вы будете определять вид придаточного? Вспомните алгоритм.

- Как отличить союз от союзного слова?

- Наиболее типичной для СПП является форма с одним придаточным. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы поработаем с такими предложениями.

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

Работа с презентацией:

- Запишите в тетрадь предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.

[ ], (когда…), (где… ).

СПП с придаточными времени и определительным.

- Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:

первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

Главное предложение

Придаточное предложение1-ой степени

Придаточное предложении 2-ой степени

Работа с учебником: чтение правила на стр.244.

- Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных? (Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.)

- В каком случае запятая между ними ставится? (Запятая ставится, если после придаточного нет второй части союза - ТО или ТАК)

Знаки препинания при стечении союзов

Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.

Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать.

Работа с презентацией:

- Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

(Когда…), [ ], (которых…).

СПП с придаточными определительным и времени

Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:

придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

- Спишите предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

[ ], (когда…), (когда…).

СПП с придаточными времени

Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:

придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными

- При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться.

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

[ ], (когда…), (…), (…).

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

- Видов подчинения в одном предложении может быть сразу несколько, например:

В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя, которого гул и треск выгнали из леса. (Однородное и последовательное подчинение)

IV. Тренировочные упражнения

1 - Задание по рядам. Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите вид подчинения.

Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая поразила всех.

Слышно было, как над полем пел жаворонок и кого-то передразнивал скворец.

Дети рассказывали, что выбрали те цветы, которые так любила мама.

- Таким образом, какие три типа подчинения в СПП нужно помнить?

2 – Составление сложных предложений из простых (устно). Из трёх простых предложений составьте одно сложное

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)

2) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)

3 - Распределите в колонки (на интерактивной доске) номера предложений с разными видами подчинения (таблички с предложениями у каждого.)

Когда поезд проходил мимо Бреста, шёл такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать.

Он поймёт, потому что он способен понять всё, что выражено логично и просто.

Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое тёмное время.

Пока он говорил, я заметил, что русский язык доставлял ему большое удовольствие.

Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестаёт стучать маятник, это будит сонного.

Известно, что если музыкант долго не подходит к инструменту, то пальцы его теряют гибкость.

V. Контроль знаний

Тест:

Вариант 1

1. Укажите вид предложения: Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Ю.Яковлев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

3. Укажите вид предложения: Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то ходит на другом конце села. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

4. Укажите вид предложения: Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем прошлом, кто старательно идет по однажды избранной дороге.(А.Бахвалов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

Вариант 2

1. Укажите вид предложения: Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и что посторонним тут делать нечего. (В.Дудинцев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть, как смеется племянница.(Н.Давыдова)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

3. Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

4. Укажите вид предложения: Если попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце.(В.Солоухин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

VI. Итоги урока, домашнее задание

- Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

- Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?

Домашнее задание: упр. 417 (отработка умения составлять СПП с несколькими придаточными)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока русского языка в 11 классе СПП с несколькими придаточными

Автор: Лобастова Валентина Геннадьевна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 170058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ. Часть С" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-podghotovka-k-iege-chast-s"
    ["file_id"] => string(6) "142960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418398414"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "СПП с придаточными времени и места."
    ["seo_title"] => string(33) "sppspridatochnymivriemieniimiesta"
    ["file_id"] => string(6) "292044"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455209532"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока на тему "Нормы современного русского литературного языка""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-na-tiemu-normy-sovriemiennogho-russkogho-litieraturnogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "309442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458807866"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства