Сегодня нам пригодятся наши знания, полученные на предыдущих уроках.
III. Постановка темы урока.
Скажите, пожалуйста, есть ли у вас знания по теме «Имя прилагательное»? Как вы считаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?
Умение думать и смекать — важные умения в жизни каждого человека.
Сегодня нас ожидает интересный, необычный урок. Мы проведем его в форме игры-соревнования «Клуб знатоков».
Вас ожидает много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний по теме «Имя прилагательное». Мы не только поиграем, но и повторим всё, что мы узнали об этой части речи.
Игра – соревнование
«Играй, отгадывай, смекай!»
Класс должен разделиться на 2 команды. В конце урока мы подведем итоги соревнования и определим команду настоящих знатоков. За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон. Победителями будут участники команды, набравшей наибольшее количество жетонов.
IV. Ход игры
1.Составление кластера .Кто лучше расскажет об имени прилагательном.
2.Конкурс «Думай-ка»
Подбор синонимов к данным прилагательным. Кто больше?
1 команда — смелый (отважный, бесстрашный, дерзкий, храбрый, неустрашимый);
толстый ((полный, жирный, тучный, упитанный).
2 команда — умный (смышлёный, мудрый, рассудительный, смекалистый, сообразительный);
большой – (громадный, огромный, великий, гигантский, крупный).
3.Конкурс «Распознай-ка»
Каждая команда получает карточку с записанным на ней текстом. Необходимо вставить пропущенные буквы, найти имена
прилагательные, выделить окончания, указать падеж, разобрать по членам предложения.
Забл...стела на утренн... со...нце прохладная в...да.
II команда
К шумной реч...ке сб...гались в…сёлые руч...и.
В мя...ком иле пос..лились различ...ные ж...вотные.
— От чего зависит род прилагательных? ( От имён существительных)
Физкультминутка «Отдыхай-ка» .
4. Конкурс «Поиграй-ка»
А теперь для всех команд вопросы - шутки.
1. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
2. В какой печи не испечь калачи? (В доменной)
3. Из какого крана нельзя напиться? (Из подъемного)
4. На каком дереве сидит ворона во время дождя? (На мокром)
5. Конкурс «Словознай-ка»
Каждая команда получает карточку с записанными словосочетаниями.
Необходимо дописать окончания прилагательных, указать их род, число, падеж.
I команда
Из Цветочн... города,
за широк... рекой,
по песочн... берегу,
о голуб... шляпе,
прекрасн... принца,
волшебн... чудесами,
для предан... друга,
от хорош… песни.
II команда
Отважн... девочка,
по кроличь... норе,
с син... гусеницей,
хрусталь... туфельку,
со злы... сестрами,
в стар... бутылке,
с длинн... бородой,
от добр... феи.
6. Конкурс «Смекай-ка»
Вместо точек вставьте названия животных. (Кто быстрее)
I команда
Благородный как .... (олень)
Хитрый как ... (лис)
Колючий как ... (ёж)
Упрямый как ... (осёл)
Надутый как ... (сыч)
Изворотливый как ... (уж)
Неуклюжий как ... (слон)
Болтливый как ... (попугай)
II команда.
Трусливый как ... (заяц)
Грязный как ... (свинья)
Немой как ... (рыба)
Здоровый как …(бык)
Ласковый как... (котёнок)
Голодный как … (волк)
Преданный как … (собака),
Ловкий как... (обезьяна).
7. Конкурс «Просклоняй-ка»
— Вспомните, что мы называем именем прилагательным?
— Как изменяются имена прилагательные?
Просклоняйте словосочетания, а затем выполните самопроверку по эталону.
Зеленый сад, зеленое яблоко, зеленая ящерица.
Красный закат, красная ягода, красное лицо.
— Кто сможет подсказать своим товарищам, как легче запомнить падежные вопросы? (Подставить мысленно подходящее по смыслу существительное и от него ставить вопрос соответствующего падежа: голубого (шара) — шара (какого?) голубого.)