kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»»

Урок русского языка в 5 классе

«ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Комарова Л.А, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ п.Красный Текстильщик» МО «Город Саратов»


Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и коллективного взаимодействия.

Задачи:

Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»

Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Ход урока


1. Мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Друзья мои! Я очень рада

 Войти в приветливый ваш класс.

 И для меня уже награда

 Вниманье ваших умных глаз.

 Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

 Скрестите шпаги ваших мнений -

 И вместе начинаем наш урок!

- Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок!

Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку


1.Проверка домашнего задания

Терминологический диктант.

-Я буду зачитывать развёрнутые определения, а вы отвечать одним словом, без ошибок старательно записывать в тетрадях в строчку через запятую. А потом проверим, как вы справились с этим заданием.

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение?(синтаксис)

- Как называется главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении (подлежащее)

- Как называется предложение, в котором имеется оба главных члена?(двусоставное)

- Как называется предложение, в котором содержится сообщение?(повествовательное)

- Как называется предложение, в котором есть хотя бы один второстепенный член?(распространённое)

- Как называется предложение, в котором имеется одна грамматическая основа?(простое)

- Как называется предложение, в котором выражены какие-либо сильные чувства?(восклицательное)

3. Этап актуализации знаний

-А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.

Приём «Верные и неверные утверждения», «Тонкие и толстые вопросы»

1)Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные?

2)Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? А какие они бывают?

3)Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ?

4)Какие члены предложения являются главными?

5)Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью?

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы?

-Какой раздел науки о языке изучает предложение?

- Ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы «Предложение» и узнать, какая тема урока у нас сегодня будет, нам поможет игра «Знайка».

Итак, решите, пожалуйста, лингвистическую задачу:

-из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее

-из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое

-из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство

-из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение

-из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение


Учитель: Ребята, мы можем её решить? Совершенно верно. Не все смогли ее решить, так как мы ещё не изучили обстоятельство, определение и дополнение. А одним словом они называются … второстепенные члены предложения. Это и будет тема нашего урока. Давайте её запишем. (Записать на доске тему)


4.Работа над новой темой урока

Чтение правил в учебнике

Обратимся к учебнику, прочитайте и вспомните данный материал в учебнике, подготовьте вопросы по теме своим одноклассникам: п.37,38,39 стр.83 

Опрос. Три ученика в роли учителя выходят к доске и спрашивают ребят.

- На какие вопросы отвечает дополнение? Определение? Обстоятельство?

- Что обозначает?

- Какими частями речи может выражаться?

- Как подчёркивается?

Работа по таблице:

Второстепенный член предложения

На какие вопросы отвечает?

Какими частями речи могут быть выражены?

Дополнение

На вопросы косвенных падежей

Сущ., мест.

Определение

Какой? Чей?

Прил.

Обстоятельство

Где? Куда? Откуда? Как? Когда?

Сущ., нар.

Вернемся к нашему предложению  Я шагнула осторожно на лесную тропинку.

- Ребята, как вы думаете, для чего нужны второстепенные члены в предложении?

 (в предложении все слова взаимосвязаны, они дополняют друг друга, поясняют сведения, содержащиеся в подлежащем, в сказуемом)

- А если мы пропустим какое-то слово, что будет? (теряется смысл, точность, образность картины)

5. Первичное закрепление Работа в парах

«Одень матрёшку»: распространите текст определениями, выраженными прилагательными и местоимениями (текст распечатан): Рябину называют (какой?) кр..савицей. (Чьи?) гроздья восхитительны на фоне (какого?) неба. Рябина – (какая?) ягода. Она обогащает почву (чьими?) плодами, привл..кает (каких?) птиц.

- Объясните орфограммы в словах на месте пропусков.

- Выделите грамматические основы предложений и определения.

6. Закрепление нового материала (Работа в группах)

(распределить по группам). Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

Внимательно прочитайте задания.

Выполняя задания, чётко следуйте инструкции

Работайте дружно.

Уважайте мнение товарищей.

Выберите выступающего.

Учитель: У каждой группы на столе есть карточка с планом работы . Найдите. На выполнение этой работу вам даётся 6 мин.

Карточка №1

Прочитайте правило на странице 106.

Ответьте на вопросы о дополнении по плану:

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какой частью речи выражен?

-Как подчёркивается?

-Приведите пример.

Оформите теоретический материал о дополнении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)

Выберите выступающего для передачи материала классу.

Карточка №2

Прочитайте правило на станице 103.

Ответьте на вопросы об определении по плану:

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какой частью речи выражен?

-Как подчёркивается?

-Приведите пример.

Оформите теоретический материал об определении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)

Выберите выступающего для передачи материала классу

Карточка №3

Прочитайте правило на станице 108.

Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану:

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какой частью речи выражен?

-Как подчёркивается?

-Приведите пример.

Оформите теоретический материал об обстоятельстве в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)

Выберите выступающего для передачи материала классу

Учитель: А сейчас группы внимательно слушают выступления друг друга и Выступления групп

7. Практическое закрепление материала

Учитель: А сейчас мы поменяем группы (делит учитель,: сильная группа, средняя, послабее).

Вам нужно:

записать предложения, предназначенные для вашей группы,

вставить пропущенные буквы,

выделить основу предложения, указать, каким второстепенным членом является выделенное слово,

сделать вывод, для чего нужны второстепенные члены в предложении.

На выполнение этой работу вам даётся 5 мин.

1 группа (Сильная) красный цвет

Дикие гуси г…товились к отлёту.

Деревья постепенно обл…тают.

В небе в…сят белые облака.

2 группа(Средняя) синий цвет

Свежий в…терок играет листьями.

Пошёл ре…кий дождь.

Облака плывут на восток.

3 группа (Слабая) зеленый цвет

(Откуда?) Из-за туч выглянуло солнышко

Листочек оторвался ( от чего?) от дер…ва.

(На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов.

Учитель: Попробуйте сделать вывод.

Вывод: Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены.

8. Подведение итогов

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод, для чего нужны второстепенные члены предложения?

Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

9. Рефлексия

А теперь давайте подведём итог нашей работы. Оцените, как вы сегодня поработали, как разобрались в теме урока.

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке мне было трудно…

После урока мне захотелось…

Сегодня на уроке я похвалил бы себя за…

Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек (слайд 20)

Красный цвет: СТОП! КАРАУЛ! Материал не понят!

Зеленый цвет: ВПЕРЕД! Нет проблем! Я все понял(а), могу идти дальше!

10. Домашнее задание

Выберите то, которое вам больше понравилось, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.

1. Упр. 129 (по условию)

2. Нарисовать зимний пейзаж и подобрать к нему четверостишие из понравившегося стихотворения о зиме.

3. Попытайтесь написать свое стихотворение о зиме..






























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Автор: Комарова Лариса Александровна

Дата: 25.12.2025

Номер свидетельства: 679818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassiepo-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757192"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "конспект урока по русскому языку в 6 классе "Второстепенные члены предложения. Дополнение." "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "170109"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423500085"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока русского языка по теме: "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство." "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-obstoiatiel-stvo"
    ["file_id"] => string(6) "216231"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432907332"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по теме "Второстепенные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "287832"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454541177"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока   русского языка в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение» "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415131609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства