kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА по теме " Три склонения имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока закрепляются знания об имени существительном, формируется представление о трёх типах склонений, отрабатываются первоначальные умения определять склонение имён существительных по роду и окончанию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА по теме " Три склонения имен существительных"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40» города Магнитогорска












КОНСПЕКТ УРОКА по предмету "Русский язык"

в 4 классе по теме

" Три склонения имен существительных"

(урок-исследование)










Учитель начальных классов: Сайнасарова Саржан Нагашваевна











Магнитогорск, 2020

Тема: Три склонения имен существительных.


Цель: показать, от чего зависит склонение имен существительных, их окончания.


Формируемые УУД:

  1. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

  2. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

  3. Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

  4. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Оборудование урока:

  1. Учебник “Русский язык” 4 класс, 1 часть. (В.П.Канакина,В.Г.Горецкий)

  2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  3. Презентация к уроку.


Формы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.


Ход урока

I. Организационный момент.


– Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл?

– Почему я решила применить его к нашему уроку?

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л.Н. Толстой.


– Мы будем сегодня сами добывать знания, мы будем исследовать объекты русского языка.

– Кто хочет прикоснуться к науке?

– Кто хочет быть исследователем? 

– Тогда на уроке вам необходимо быть внимательными, дружными, активными, собранными.


II. Минутка чистописания. (слайд Чистописание)

- Откройте тетрадь и запишите дату.

1)Угадайте, какую букву мы будем прописывать? (букву К)

- Пропишите буквы.

2) Прочитайте слова на доске. Поставьте ударение ( дети читают слова с ударением)

квартал включим свёкла

- Где мы можем узнать, как произносятся слова? (орфографическом словарь)

Запишите слова и запомните, как произносятся и правильно употребляйте в своей речи.

Лексическое значение: квартал - часть городской постройки, ограниченной улицами, и участок в лесном хозяйстве, ограниченный просеками.

Кроме того, так называется четверть года, три месяца.

-Устно составьте предложение с любым из слов.


III. Словарно – орфографическая работа ( на слайде)

Вода, земля, конь, сердце, окно, сирень, Юра, дочь.

- Объясните написание орфограмм в этих словах.


- Что общего между этими словами?

(Это имена существительные, которые стоят в именительном падеже, в единств. числе, в начальной форме).

- Разделите эти слова на группы.

Сколько групп у вас получилось? (три группы)

По какому признаку вы разделили? (по родам) (Задание выполняется устно). Запишите эти слова в три столбика. (1-й слайд )


III. Актуализация знаний и постановка задачи урока.

- К какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)

- Что вы знаете об имени существительном? (Это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.)

- Перечислите постоянные признаки? (Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род)

- Перечислите непостоянные признаки? (Число, падеж)

- Каким членом предложения может быть имя существительное в предложении? (Подлежащим; дополнением – отвечает на косвенные вопросы или падежные; обстоятельством – отвечает на смысловые вопросы)


- Прочитайте предложение записанное на доске.

Марина написала сочинение о зиме и осени.

- Сделайте разбор предложения.


- Назовите однородные члены предложения?

Сделайте разбор этих имен существительных как части речи. ( 2 чел. у доски)


1 – й ряд – о зиме – сущ., н.ф. – зима, неодуш., нариц., ж.р., ед.ч., П.п.

2 – й ряд – об осени - сущ., н.ф. – осень, неодуш., нариц., ж.р., ед.ч., П.п.


- Назовите общие признаки имен существительных. (Неодушевленные, нарицательные, ж.р., ед.ч., П.п., отвечают на вопрос о чем? Второстепенные члены предложения: дополнение)


- А чем же отличаются эти имена существительные? (окончаниями)

Выделите окончания.

- Так почему же род, число, падеж одинаковые, а окончания разные?

- Можем ответить на этот вопрос?

- Попробуем ответить на этот вопрос. Проведем исследование.


IV. Работа над темой урока (слайд)

- На слайде записаны слова:

Страна, мышь, земля, дедушка, дядя, озеро, поле, печь, стол.


1. Что можете сказать о словах? (Существительные стоят в начальной форме.)

2. На какие три группы их можно разделить? ( По родам.)

3. Их можно разделить и на другие три группы. Ориентируясь на таблицу, вы сделаете это самостоятельно (на слайде).






2

3

М.р.

а

я





Ж.р.

я

а






Ср.р.


о

е





- Назовите существительные, которые вы запишите в первую группу? Записать и выделить окончания. (Страна, земля, дедушка, дядя.) Чем отличаются и чем похожи эти имена существительные.


- Запишите существительные во вторую группу. Выделить окончания. (Стол, озеро, поле.)


- Запишите существительные в третью группу. Выделить окончания. (мышь, печь)


- Что можно сказать об этом имени существительном?


- По каким признакам группировали имена существительные? (По их роду и окончанию.)

С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного.

Существительные бывают 1, 2, 3 – го склонения.



1 скл.

2 скл.

3 скл.

М.р.

а

я





Ж.р.

я

а






Ср.р.


о

е





- Сделайте вывод.

- Какие имена сущ. относятся к 1 скл., 2 скл., 3 скл.?

Как определить склонение имен существительных?

Дети делают вывод.


Послушаем Ивана Ивановича Самоварова и сверим наш ответ (на диске)

(По начальной форме: обращая внимание на род и окончание) (9-й слайд)


- Определите тему нашего урока (склонения имён существительных)


- А теперь давайте вернемся к нашему предложению. Делая морфологический разбор имен существительных о зиме и о осени у нас возник проблемный вопрос.


- Почему в этих словах разные окончания, когда род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения.)


- А как определить склонение этих существительных? (Необходимо поставить слова в начальную форму.)


- Составим алгоритм.

Алгори́тм — это точный набор инструкций, описывающих порядок действий некоторого исполнителя для достижения результата…


Алгоритм определения склонения (10-й слайд)

о зиме об осени


нач. ф.- зима нач. ф - осень


род – ж. р. род – ж. р.


окончание – а окончание - нулевое


склонение – 1 склонение - 3


- У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих существительных.

- Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?


V. Закрепление

- Найдите в учебнике упражнение 25. Выполняем работу в парах.


Игра «Заведи в каждый порт свои лодки»

На доске висят три порта – 1, 2, 3 склонения. Каждому ученику раздается корабль со словом, который необходимо прикрепить к нужному порту.


Физминутка. Игра «Слушай, думай, хлопай»

(Уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)

Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.


1. Найдите в учебнике на странице 18 упражнение 24. Работаем с комментированием.

Распределить имена существительные в группы по склонениям. Определить род и выделить падежные окончания.

2. Найдите в учебнике на странице 19 упражнение 26. Самостоятельная работа.

Объяснить написание слов с пропущенными буквами. Указать род, склонение и падеж каждого имени существительного. Выделить окончание.

Проверка упражнения.


VI. Итог урока.

- Что нового вы узнали?

- Что такое склонение?

- Сколько склонений у существительного?

- Какие существительные относятся к 1 – ому, 2 – ому, 3 – ому склонению?

- Как определить склонение существительного?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КОНСПЕКТ УРОКА по теме " Три склонения имен существительных"

Автор: Саржан Нагашваевна Сайнасарова

Дата: 28.04.2022

Номер свидетельства: 605932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "конспект урока русского языка на тему "Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "192340"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427451647"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка, презентация, самоанализ   урока по теме "Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-samoanaliz-uroka-po-tiemie-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151549"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420721659"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по русскому языку «Три склонения имени существительного»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokaporusskomuiazykutrisklonieniiaimienisushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "271514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451565870"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему "Три склонения имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677849"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имён существительных" 4 класс. "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "244029"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445871802"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства