КОНСПЕКТ УРОКА по теме " Три склонения имен существительных"
КОНСПЕКТ УРОКА по теме " Три склонения имен существительных"
В ходе урока закрепляются знания об имени существительном, формируется представление о трёх типах склонений, отрабатываются первоначальные умения определять склонение имён существительных по роду и окончанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: показать, от чего зависит склонение имен существительных, их окончания.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
- Каким членом предложения может быть имя существительное в предложении? (Подлежащим; дополнением – отвечает на косвенные вопросы или падежные; обстоятельством – отвечает на смысловые вопросы)
- Прочитайте предложение записанное на доске.
Марина написала сочинение о зиме и осени.
- Сделайте разбор предложения.
- Назовите однородные члены предложения?
Сделайте разбор этих имен существительных как части речи. ( 2 чел. у доски)
1 – й ряд – о зиме – сущ., н.ф. – зима, неодуш., нариц., ж.р., ед.ч., П.п.
2 – й ряд – об осени - сущ., н.ф. – осень, неодуш., нариц., ж.р., ед.ч., П.п.
- Назовите общие признаки имен существительных. (Неодушевленные, нарицательные, ж.р., ед.ч., П.п., отвечают на вопрос о чем? Второстепенные члены предложения: дополнение)
- А чем же отличаются эти имена существительные? (окончаниями)
Выделите окончания.
- Так почему же род, число, падеж одинаковые, а окончания разные?
- Можем ответить на этот вопрос?
- Попробуем ответить на этот вопрос. Проведем исследование.
IV. Работа над темой урока (слайд)
- На слайде записаны слова:
Страна, мышь, земля, дедушка, дядя, озеро, поле, печь, стол.
1. Что можете сказать о словах? (Существительные стоят в начальной форме.)
2. На какие три группы их можно разделить? ( По родам.)
3. Их можно разделить и на другие три группы. Ориентируясь на таблицу, вы сделаете это самостоятельно (на слайде).
2
3
М.р.
а
я
Ж.р.
я
а
Ср.р.
о
е
- Назовите существительные, которые вы запишите в первую группу? Записать и выделить окончания. (Страна, земля, дедушка, дядя.) Чем отличаются и чем похожи эти имена существительные.
- Запишите существительные во вторую группу. Выделить окончания. (Стол, озеро, поле.)
- Запишите существительные в третью группу. Выделить окончания. (мышь, печь)
- Что можно сказать об этом имени существительном?
- По каким признакам группировали имена существительные? (По их роду и окончанию.)
С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного.
Существительные бывают 1, 2, 3 – го склонения.
1 скл.
2 скл.
3 скл.
М.р.
а
я
Ж.р.
я
а
Ср.р.
о
е
- Сделайте вывод.
- Какие имена сущ. относятся к 1 скл., 2 скл., 3 скл.?
Как определить склонение имен существительных?
Дети делают вывод.
Послушаем Ивана Ивановича Самоварова и сверим наш ответ (на диске)
(По начальной форме: обращая внимание на род и окончание) (9-й слайд)
- Определите тему нашего урока (склонения имён существительных)
- А теперь давайте вернемся к нашему предложению. Делая морфологический разбор имен существительных о зиме и о осени у нас возник проблемный вопрос.
- Почему в этих словах разные окончания, когда род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения.)
- А как определить склонение этих существительных? (Необходимо поставить слова в начальную форму.)
- Составим алгоритм.
Алгори́тм — это точный набор инструкций, описывающих порядок действий некоторого исполнителя для достижения результата…
Алгоритм определения склонения (10-й слайд)
о зиме об осени
нач. ф.- зима нач. ф - осень
род – ж. р. род – ж. р.
окончание – а окончание - нулевое
склонение – 1 склонение - 3
- У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих существительных.
- Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?
Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?
V. Закрепление
- Найдите в учебнике упражнение 25. Выполняем работу в парах.
Игра «Заведи в каждый порт свои лодки»
На доске висят три порта – 1, 2, 3 склонения. Каждому ученику раздается корабль со словом, который необходимо прикрепить к нужному порту.