Конспект урока по теме "Словообразование существительных"
Конспект урока по теме "Словообразование существительных"
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по русскому языку. Конспект содержит в себе материалы по индивидуальной работе учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Словообразование существительных"»
Тема урока: Словоообразование существительных с помощью суффикса
Класс: 6 Предмет: русский язык Дата__________
ЦЕЛИ УРОКА: усвоить новую орфограмму «Мягкий знак перед суффиксами _чик_ и _щик_»; сформировать соответствующий навык; познакомиться с орфограммой «Буквы е—и в суффиксах существительных _ик_, _ек_».
Ход урока
1. Оргмомент
2. Проверка домашнего задания: записать (по рядам): 1) слова с суффиксами, образующими существительные со значением лица; 2) слова с суффиксами, образующими существительные с отвлеченным значением; 3) слова с суффиксами, образующими существительные со значением уменьшительным, ласкательным, увеличительным, пренебрежительным.
Затем проверяется упр. 112 (на доске записывается 1_е предложение, в котором обозначаются все орфограммы, — дополнительное задание).
Задание: Давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик -слова. Я буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске:
- Человек, делающий доклад
- Солдат, обслуживающий пулемет
- Работник, который что-то режет
- Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь печатное издание
2. Орфограмму «Мягкий знак перед суффиксами _чик_и _щик_» школьники осваивают самостоятельно, выполняя задание упр. 113 и формулируя очень простоеправило.
3. Упр. 114
4. Упр. 115 выполняется самостоятельно по рядам (каждому ряду достанется по пять слов, одно слово —фонарь — добавим).
5. 1_е задание задачи 117 выполняется сначала коллективно, устно, а затем уже письменно. Ответы на вопросы 2_го задания
6. Новая орфограмма «Буквы е—и в суффиксах существительных _ик_, _ек_» Учащиеся самостоятельно сформулируют правило, опираясь на материал орфограммы и выполняя задание упр. 118.
7. Итоги урока: «Что нового узнали на уроке об имени существительном?»
Домашнее задание: упр. 116 и 119
Карточка 1
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффиксов -чик, -щик. 2. Составьте предложение по схеме: [O и O].
Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. Свой выбор объясните.
Пробираться по пустын…, бояться пустын…, узнать о пустын…, мечтать о побед…, путь к побед…, говорить о свобод…, радоваться свобод…, читать в газет…, работать в библиотек…, принести книги в дар библиотек…,на полках библиотек.. .
3 урок
Тема урока: Словоообразование существительных с помощью суффикса
Класс: 6 Предмет: русский язык Дата__________
ЦЕЛИ УРОКА: повторить изученный материал; усвоить орфограммы «Буквы о—е после шипящих в суффиксах существительных», «Буквы о—е после шипящих
и ц в окончаниях существительных»; сформировать соответствующие орфографические навыки.
Ход урока
Оргмомент
Словарный диктант
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.
Проверка домашнего задания: 1) зачитываются самые интересные объявления (можно провести их конкурс); 2) в упр. 119 особое внимание обращается на орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», при этом подбираются проверочные слова.
Закрепление материала предыдущего урока с помощью упр. 120.
Объяснение нового материала
Усвоение новой темы начинается с сопоставительного анализа материала двух орфограмм — 1_е задание упр. 122.
Первичное закрепление
Закрепляются правила правописания при выполнении 2_го задания упр. 122. При этом школьники запоминают сигналы обеих орфограмм: слышишь щипящий звук (видишь шипящую букву ) или ц в окончании или в суффиксе существительного, значит, надо решать орфографическую задачу: какую букву выбрать — о или е? Первая всегда под ударением, вторая — безударная.
Закрепление материала
Совершенствовать умение школьников подбирать антонимы и правильно обозначать гласную после шипящих в суффиксах существительных помогает упр. 123, а потренироваться в написании окончаний можно, выполнив следующее з а д а н и е.
_ Подберите синонимы с шипящими и ц на конце существительных.
Луну часто называют ... (месяцем); родник — ... (ключом); картину, изображающую природу, — ... (пейзажем); границу — ... (рубежом).
Упр. 124 (устно)
Орфоэпическая работа
усваивается акцентологическая норма: слова принˆять, принялˆа произносятся хо_
ром несколько раз. Можно добавить формы прˆинял, прˆиняли, в которых ударение переходит на первый слог.Шестиклассники хором несколько раз повторятэти слова (в них часто в разговорной речи фиксируютсянарушения норм).
Можно поговорить о морфемном составе этого глагола: одни лингвисты вычленяют в нем приставку при_ и корень _ня_//_ним_ (принимать), другие — корень при_ня_//приним_.
Упр. 125 (1,4 задания)
Итоги урока
Домашнее задание:2_е и 3_е задания упр. 125. Выписать имена существительные, подобрать проверочоные слова