kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Словообразование существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по русскому языку. Конспект содержит в себе материалы по индивидуальной работе учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Словообразование существительных"»

Тема урока: Словоообразование существительных с помощью суффикса

Класс: 6 Предмет: русский язык Дата__________

ЦЕЛИ УРОКА: усвоить новую орфограмму «Мягкий знак перед суффиксами _чик_ и _щик_»; сформировать соответствующий навык; познакомиться с орфограммой «Буквы е—и в суффиксах существительных _ик_, _ек_».


Ход урока

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания: записать (по рядам): 1) слова с суффиксами, образующими существительные со значением лица; 2) слова с суффиксами, образующими существительные с отвлеченным значением; 3) слова с суффиксами, образующими существительные со значением уменьшительным, ласкательным, увеличительным, пренебрежительным.

Затем проверяется упр. 112 (на доске записывается 1_е предложение, в котором обозначаются все орфограммы, — дополнительное задание).


Задание: Давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик -слова. Я буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске:

- Человек, делающий доклад

- Солдат, обслуживающий пулемет

- Работник, который что-то режет

- Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь печатное издание

- Тот, кто делает заказ –

Человек, работающий посменно с другим

- Тот, кто точит ножи

(ответы) Докладчик, Пулемётчик,Перебежчик, Резчик, Подписчик, Заказчик, Сменщик,Точильщик


2. Орфограмму «Мягкий знак перед суффиксами _чик_и _щик_» школьники осваивают самостоятельно, выполняя задание упр. 113 и формулируя очень простое правило.

3. Упр. 114

4. Упр. 115 выполняется самостоятельно по рядам (каждому ряду достанется по пять слов, одно слово —фонарь — добавим).

5. 1_е задание задачи 117 выполняется сначала коллективно, устно, а затем уже письменно. Ответы на вопросы 2_го задания

6. Новая орфограмма «Буквы е—и в суффиксах существительных _ик_, _ек_» Учащиеся самостоятельно сформулируют правило, опираясь на материал орфограммы и выполняя задание упр. 118.

7. Итоги урока: «Что нового узнали на уроке об имени существительном?»

Домашнее задание: упр. 116 и 119






Карточка 1

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффиксов -чик, -щик.
2. Составьте предложение по схеме: 
[O и O].

Камен…, водопровод…, барабан…, стекол…, полиров…, сбор…, развед…, перебеж…, газет…, бетон…, рассказ.. .

Карточка 2

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффиксов -чик, -щик.
2. Составьте предложение по схеме: 
[ ], ( ).

Развед…, буриль…, табун…, разнос…, зачин…, перевод…, пулемёт…, уголь…, забастов.. .

Карточка 3

Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. Свой выбор объясните.

Пробираться по пустын…, бояться пустын…, узнать о пустын…, мечтать о побед…, путь к побед…, говорить о свобод…, радоваться свобод…, читать в газет…, работать в библиотек…, принести книги в дар библиотек…,на полках библиотек.. .































3 урок

Тема урока: Словоообразование существительных с помощью суффикса

Класс: 6 Предмет: русский язык Дата__________

ЦЕЛИ УРОКА: повторить изученный материал; усвоить орфограммы «Буквы о—е после шипящих в суффиксах существительных», «Буквы о—е после шипящих

и ц в окончаниях существительных»; сформировать соответствующие орфографические навыки.


Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Словарный диктант

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.


Проверка домашнего задания: 1) зачитываются самые интересные объявления (можно провести их конкурс); 2) в упр. 119 особое внимание обращается на орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», при этом подбираются проверочные слова.

  1. Закрепление материала предыдущего урока с помощью упр. 120.


Объяснение нового материала

Усвоение новой темы начинается с сопоставительного анализа материала двух орфограмм — 1_е задание упр. 122.


Первичное закрепление

Закрепляются правила правописания при выполнении 2_го задания упр. 122. При этом школьники запоминают сигналы обеих орфограмм: слышишь щипящий звук (видишь шипящую букву ) или ц в окончании или в суффиксе существительного, значит, надо решать орфографическую задачу: какую букву выбрать — о или е? Первая всегда под ударением, вторая — безударная.


Закрепление материала

Совершенствовать умение школьников подбирать антонимы и правильно обозначать гласную после шипящих в суффиксах существительных помогает упр. 123, а потренироваться в написании окончаний можно, выполнив следующее з а д а н и е.

_ Подберите синонимы с шипящими и ц на конце существительных.

Луну часто называют ... (месяцем); родник — ... (ключом); картину, изображающую природу, — ... (пейзажем); границу — ... (рубежом).


Упр. 124 (устно)

Орфоэпическая работа

усваивается акцентологическая норма: слова принˆять, принялˆа произносятся хо_

ром несколько раз. Можно добавить формы прˆинял, прˆиняли, в которых ударение переходит на первый слог. Шестиклассники хором несколько раз повторят эти слова (в них часто в разговорной речи фиксируются нарушения норм).

Можно поговорить о морфемном составе этого глагола: одни лингвисты вычленяют в нем приставку при_ и корень _ня_//_ним_ (принимать), другие — корень при_ ня_//приним_.

Упр. 125 (1,4 задания)

Итоги урока

Домашнее задание: 2_е и 3_е задания упр. 125. Выписать имена существительные, подобрать проверочоные слова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Словообразование существительных"

Автор: Чамкина Валентина Геннадьевна

Дата: 22.06.2021

Номер свидетельства: 583945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока русского языка по теме ".  Словообразование имён прилагательных." "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403780456"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "конспект урока « Почему учим английский». "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-pochiemu-uchim-anghliiskii"
    ["file_id"] => string(6) "103513"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402589367"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка Словообразование. Обобщение. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slovoobrazovaniie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "166115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422901096"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Морфемика. Орфография"."
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "264294"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449679714"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок-игра "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(37) "urok_ighra_imia_sushchiestvitiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "358584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479061731"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства