kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Словообразование существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по русскому языку. Конспект содержит в себе материалы по индивидуальной работе учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Словообразование существительных"»

Тема урока: Словоообразование существительных с помощью суффикса

Класс: 6 Предмет: русский язык Дата__________

ЦЕЛИ УРОКА: усвоить новую орфограмму «Мягкий знак перед суффиксами _чик_ и _щик_»; сформировать соответствующий навык; познакомиться с орфограммой «Буквы е—и в суффиксах существительных _ик_, _ек_».


Ход урока

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания: записать (по рядам): 1) слова с суффиксами, образующими существительные со значением лица; 2) слова с суффиксами, образующими существительные с отвлеченным значением; 3) слова с суффиксами, образующими существительные со значением уменьшительным, ласкательным, увеличительным, пренебрежительным.

Затем проверяется упр. 112 (на доске записывается 1_е предложение, в котором обозначаются все орфограммы, — дополнительное задание).


Задание: Давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик -слова. Я буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске:

- Человек, делающий доклад

- Солдат, обслуживающий пулемет

- Работник, который что-то режет

- Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь печатное издание

- Тот, кто делает заказ –

Человек, работающий посменно с другим

- Тот, кто точит ножи

(ответы) Докладчик, Пулемётчик,Перебежчик, Резчик, Подписчик, Заказчик, Сменщик,Точильщик


2. Орфограмму «Мягкий знак перед суффиксами _чик_и _щик_» школьники осваивают самостоятельно, выполняя задание упр. 113 и формулируя очень простое правило.

3. Упр. 114

4. Упр. 115 выполняется самостоятельно по рядам (каждому ряду достанется по пять слов, одно слово —фонарь — добавим).

5. 1_е задание задачи 117 выполняется сначала коллективно, устно, а затем уже письменно. Ответы на вопросы 2_го задания

6. Новая орфограмма «Буквы е—и в суффиксах существительных _ик_, _ек_» Учащиеся самостоятельно сформулируют правило, опираясь на материал орфограммы и выполняя задание упр. 118.

7. Итоги урока: «Что нового узнали на уроке об имени существительном?»

Домашнее задание: упр. 116 и 119






Карточка 1

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффиксов -чик, -щик.
2. Составьте предложение по схеме: 
[O и O].

Камен…, водопровод…, барабан…, стекол…, полиров…, сбор…, развед…, перебеж…, газет…, бетон…, рассказ.. .

Карточка 2

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффиксов -чик, -щик.
2. Составьте предложение по схеме: 
[ ], ( ).

Развед…, буриль…, табун…, разнос…, зачин…, перевод…, пулемёт…, уголь…, забастов.. .

Карточка 3

Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. Свой выбор объясните.

Пробираться по пустын…, бояться пустын…, узнать о пустын…, мечтать о побед…, путь к побед…, говорить о свобод…, радоваться свобод…, читать в газет…, работать в библиотек…, принести книги в дар библиотек…,на полках библиотек.. .































3 урок

Тема урока: Словоообразование существительных с помощью суффикса

Класс: 6 Предмет: русский язык Дата__________

ЦЕЛИ УРОКА: повторить изученный материал; усвоить орфограммы «Буквы о—е после шипящих в суффиксах существительных», «Буквы о—е после шипящих

и ц в окончаниях существительных»; сформировать соответствующие орфографические навыки.


Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Словарный диктант

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.


Проверка домашнего задания: 1) зачитываются самые интересные объявления (можно провести их конкурс); 2) в упр. 119 особое внимание обращается на орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», при этом подбираются проверочные слова.

  1. Закрепление материала предыдущего урока с помощью упр. 120.


Объяснение нового материала

Усвоение новой темы начинается с сопоставительного анализа материала двух орфограмм — 1_е задание упр. 122.


Первичное закрепление

Закрепляются правила правописания при выполнении 2_го задания упр. 122. При этом школьники запоминают сигналы обеих орфограмм: слышишь щипящий звук (видишь шипящую букву ) или ц в окончании или в суффиксе существительного, значит, надо решать орфографическую задачу: какую букву выбрать — о или е? Первая всегда под ударением, вторая — безударная.


Закрепление материала

Совершенствовать умение школьников подбирать антонимы и правильно обозначать гласную после шипящих в суффиксах существительных помогает упр. 123, а потренироваться в написании окончаний можно, выполнив следующее з а д а н и е.

_ Подберите синонимы с шипящими и ц на конце существительных.

Луну часто называют ... (месяцем); родник — ... (ключом); картину, изображающую природу, — ... (пейзажем); границу — ... (рубежом).


Упр. 124 (устно)

Орфоэпическая работа

усваивается акцентологическая норма: слова принˆять, принялˆа произносятся хо_

ром несколько раз. Можно добавить формы прˆинял, прˆиняли, в которых ударение переходит на первый слог. Шестиклассники хором несколько раз повторят эти слова (в них часто в разговорной речи фиксируются нарушения норм).

Можно поговорить о морфемном составе этого глагола: одни лингвисты вычленяют в нем приставку при_ и корень _ня_//_ним_ (принимать), другие — корень при_ ня_//приним_.

Упр. 125 (1,4 задания)

Итоги урока

Домашнее задание: 2_е и 3_е задания упр. 125. Выписать имена существительные, подобрать проверочоные слова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Словообразование существительных"

Автор: Чамкина Валентина Геннадьевна

Дата: 22.06.2021

Номер свидетельства: 583945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока русского языка по теме ".  Словообразование имён прилагательных." "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403780456"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "конспект урока « Почему учим английский». "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-pochiemu-uchim-anghliiskii"
    ["file_id"] => string(6) "103513"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402589367"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка Словообразование. Обобщение. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slovoobrazovaniie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "166115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422901096"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Морфемика. Орфография"."
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "264294"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449679714"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок-игра "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(37) "urok_ighra_imia_sushchiestvitiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "358584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479061731"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства