Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени."»
Учитель: Кухарева Елена Алексеевна
Предмет: Русский язык.
Класс: 4.
Тема: Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени.
Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык» 4 класс.
Тип урока: Освоение новых знаний.
Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов глаголов в прошедшем времени.
Задачи:
Образовательные:
-содействовать систематизации знаний учащихся об образовании глаголов прошедшего времени;
-упражнять в правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени;
-способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе. Прививать интерес к русскому языку
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, конверты с заданиями, пословицы и поговорки.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация деятельности.
1. Долгожданный дан звонок - Вот и начался урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. (Слайд 1)
- Как вы понимаете эти слова? – Какие вы знаете пословицы о времени? 2. Пословицы. Не трать время попусту. Время – не ждёт. Знай минутам цену, секундам счёт. Упустишь минуту - потеряешь час. (Слайд 2)
3. Правила посадки.
- Проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.
- Зачем нам нужно соблюдать эти правила? ( Чтобы была красивая осанка, хорошее зрение и было легко дышать). - Ребята, когда вы держите спину ровно, кровь по вашему организму бежит легко, быстро и от этого ваш мозг работает лучше.
-Можно ли сказать, что правильная осанка помогает вам хорошо учиться?
- Поднимите руку, кто из вас хочет хорошо учиться.
- Распределите слова на группы. – На какие группы можно разделить глаголы? - А о какой части речи мы будем говорить сегодня вы узнаете, если мысленно расположите фигуры с буквами по цветам радуги. (Слайд 3) – Какое слово получилось? (Глагол) – Какое стихотворение нам помогло? (Каждый охотник желает знать где сидит фазан.)
4. Игра «Верите ли вы?»
- Верите ли вы, что глагол – это самостоятельная часть речи? - Верите ли вы, что глаголы отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? - Верите ли вы, что глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? - Верите ли вы, что глаголы прошедшего времени отвечают на вопрос что делает? - Верите ли вы, что глаголы имеют 3 грамматических признака? - Верите ли вы, что глаголы изменяются по лицам и числам? - Верите ли вы, что глаголы прошедшего времени единственного числа, женского рода имеют окончание – о? - Верите ли вы, что у возвратных глаголов в неопределенной форме перед суффиксом – ся пишется мягкий знак?
– Чем интересно это стихотворение? – Что можно сказать об этих глаголах? – Докажите. (Отвечают на вопрос что сделал? и имеют суффикс – л) - О каких глаголах будем говорить? (прошедшего времени)
- Что вы можете сказать об этих словах? – В какой части слова пропущена орфограмма? – Знаем ли мы правило, которое можем применить? - Чему мы сегодня будем учиться? (Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать суффикс перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени.)
IV. Физкультминутка
Потрудились - отдохнуть, Нужно, без сомнения. Дружно быстренько встаем, Выполним движения. – Я буду называть глаголы в прошедшем времени и соответствующую им неопределенную форму. Если услышите глагол в прошедшем времени - руки вверх. Если я назову неопределенную форму глагола - приседаем.
- Как вы думаете, нужно ли для написания суффикса определять спряжение? – А что мы делаем для определения спряжения? – Не поможет ли нам неопределенная форма? (Тоже имеет 2 суффикса) – Давайте проверим свои предположения.
2. Работа по учебнику.
1) стр. 113 - правило;
2) упр. 240
- второе слово пишем с комментированием по образцу; - остальные слова самостоятельно по рядам.
3. Работа по карточкам.
4. Работа по диску.
- Устно.
VI. Развитие речи. - Можно ли представить нашу речь без глаголов?
- Что делают глаголы? (Оживляют нашу речь, оживляют предметы.)
- В словаре Даля читаем:
Глагол – это речь человека, разумный говор, язык. Является основой языка.
- А могли бы поэты, писатели создать свои произведения без глаголов?
- Какое сейчас время года? - Чтение отрывка из стихотворения Ф.И. Тютчева о весне.
Еще природа не проснулась, но сквозь редеющего сна, Весну прослышала она и ей невольно улыбнулась.
- Найдите глаголы прошедшего времени.
- Но не только поэты и писатели изображают весну, но и художники.
Посмотрите, как изобразили весну И. Левитан “Большая вода”,
А. Саврасов “ Грачи прилетели”. (Картины о весне.) (Слайды 5, 6)
- Вот если бы вы писали сочинение по этим картинам, какие бы глаголы прошедшего времени вы использовали.
VII. Дифференцированное домашнее задание.
- Я при составлении весенней картины использовала глаголы. Вы с ними продолжите работать дома.
- Домашнее задание спряталось, чтобы его найти нужно скопировать движение стрелки по классу.
Красный конверт – легкое задание. Зеленый конверт – сложнее. Желтый конверт– самое трудное.
1. Списать, вставить пропущенные буквы, поставить глагол в неопределенную форму.