Конспект урока на тему: "Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных".
Конспект урока на тему: "Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных".
План-конспект урока:" Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Тема: «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных»
Класс /возраст: 6 класс
Тип урока: урок изучения новой темы
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном, познакомить с правописанием одной и двумя буквами Н в суффиксах имен прилагательных.
Задачи:
- обучающие: закрепить полученные знания на практике; научиться правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами Н, рассуждать устно и письменно объясняя условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.
-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;
-воспитательные: организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.
Учитель: Добрый день, дорогие девочки и мальчики! Вы готовы отправиться в путешествие за новыми знаниями? Путь нам предстоит нелегким, в дороге будут встречаться разные препятствия, трудности, но мы должны все преодолеть, поэтому возьмём в дорогу знания, умения, а главное – хорошее настроение. А для этого:
Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все, без исключения!
Молодцы! Предлагаю занять свои места и проверить всё ли вы взяли с собой в дорогу? Учебники на месте? Тетрадки не забыли? Ручки, карандаши приготовили? Замечательно! Значит, можно отправляться за новыми знаниями!
Мы продолжаем знакомство с именем прилагательным.
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы "прекрасное",
А скажем "безобразное".
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу и брату и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е
Чтобы всё отлично стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Вот какая замечательная часть речи! Сегодня мы узнаем ещё один секрет правописания имён прилагательных. А какой – вы догадайтесь сами.
Для начала – откройте свои тетради и приготовьтесь слушать мои загадки. В загадках вы услышите имена прилагательные, их нужно выписать в тетрадь.
Не удержались в сите,
Серебряные нити
И, выскочив на волю,
Пришили тучи к полю. (Дождь)
В осеннем парке мы гуляли,
С деревьев краски облетали. (Листья)
Цветы на клумбе всполошились,
Кусты сирени удивились,
Кто обрызгал их водой
Ранней утренней порой? (Роса)
Дверцы стеклянные, бока деревянные,
Книги за стеклом – там их дом! (Книжные полки)
Итак, какие прилагательные вы выписали? Чем похожи они друг на друга? Правильно, все они пишутся с двумя или с одной буквой н. Именно эту орфограмму мы сегодня с вами и будем изучать. Я прошу подписать в тетрадках тему нашего урока: «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных».
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Но сначала давайте проверим ваше домашнее задание. (Учитель задаёт вопросы по домашнему упражнению, учащиеся отвечают и проверяют правильность выполнения в тетрадях).
3. Повторение изученного:
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с вами с правописанием суффиксов –к- и –ск- в прилагательных. В качестве повторения предлагаю поработать с модулем по теме «Правописание суффиксов -к- и -ск- », представленные в ОМС-плеерах на ваших компьютерах.[1] (Работа выполняется по вариантам. Затем учитель спрашивает о результатах работы. Учащиеся объявляют о своих результатах).
4. Изучение нового материала:
Учитель: Итак, мы продолжаем. Ребята, представьте себе, что вы учитель, и вам предстоит объяснить эту тему ученикам. Используя материалы учебника на с.122 и 123, подготовьтесь к такому объяснению. (Учащиеся работают с правилом в учебнике «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных» на с. 122 и 123. Самостоятельно готовятся к объяснению нового материала.)
Один из учащихся выступает в роли учителя, остальные исправляют ошибки, дополняют объяснение, приводят свои примеры.
Учитель: А теперь я предлагаю вам обратить внимание на экран, где будет представлена интерактивная таблица "Н и НН в прилагательных". [2] Обратите особое внимание на слова – исключения: оловянный, деревянный, стеклянный, ветреный и слова, которые необходимо запомнить: багряный, пряный, румяный, единый, свиной, олений, юный, зелёный.
(Учащиеся работают с таблицей, разбирают правила написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных. Записывают правило в виде таблицы в тетрадь. Слова, которые необходимо запомнить, выписывают отдельно.)
Учитель: Справились? Молодцы! Предлагаю вновь обратить своё внимание на экран, где мы увидим фрагмент мультимедийного урока «Правописание гласных в суффиксах -енн-, -ан-/-ян- и -ин-».[3] Мы вновь встретимся с нашим хорошим знакомым Андреем Ивановичем и его учениками. Я хочу, чтобы вы тоже участвовали в диалогах, высказывали своё мнение.
(Учащиеся работают с интерактивной доской, слушают звуковое пояснение к новому материалу и отвечают на поставленные вопросы, записывают «подсказки» в тетрадь.)
5. Физкультминутка.
Учитель: Мы с вами хорошо потрудились, пришло время и отдохнуть. Сядьте поудобнее, расправьте плечи. Давайте поможем нашим глазам снять напряжение:
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
А теперь немного подвигаемся:
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...
5. Закрепление изученного:
Учитель: На доске вы видите три строчки, в каждой из них по четыре прилагательных. Выпишите эти прилагательные в тетрадь и подчеркните лишнее. (задание «Четвёртый лишний»):
Учитель: А теперь откроем наши учебники и выполним упражнения № 275 с.123 (устно) и № 277 с.124 (письменно по вариантам) из учебника.
(работа с материалами учебника).
6. Задавание на дом:
Учитель: Домашнее задание вы выбираете сегодня сами, в зависимости от оценки, которую хотите получить. Кто хочет получить оценку «5», должен сочинить орфографическую сказку, оценку «4» получит тот, кто придумает стихотворение для запоминания правила, а для «3» достаточно будет выполнить упражнение № 281 на стр.125.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Итак, ребята. Время нашего урока подходит к концу. Сегодня мы узнали много нового. Давайте повторим изученное:
Вопросы:
– перечислите суффиксы прилагательных, в которых пишется н;
– перечислите суффиксы прилагательных, где пишется нн;
– в каком ещё случае в прилагательном может писаться нн?
– перечислите исключения из правил
– а какие слова нужно запомнить?
(учитель проводит фронтальный опрос по изученному материалу).
У вас на столах лежат кружочки жёлтого цвета. Вы видите, у них есть глазки – они похожи на маленькие смайлики. Возьмите ручки и нарисуйте улыбку, если вы хорошо усвоили материал на уроке, если у вас возникли какие-то затруднения, нарисуйте прямую линию. Ну а если, новые правила оказались для вас слишком сложны, то нарисуйте грустного смайлика. С обратной стороны подпишите свои имя и фамилию и сдайте их мне. (Учителю необходимо знать, как ребята усвоили новый материал, и с кем из учащихся необходимо поработать, чтобы материал был усвоен).
8. Оценивание: учитель выставляет отметки тем учащимся, кто активно работал на уроке.
Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю. и др. Русский язык. 6 класс// Под науч. ред. акад. РАО Леонтьева А.А.– М.: Баласс, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных". »
План – конспект урока:
«Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных»
Тема: «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных»
Класс /возраст: 6 класс
Тип урока: урок изучения новой темы
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном, познакомить с правописанием одной и двумя буквами Н в суффиксах имен прилагательных.
Задачи:
- обучающие: закрепить полученные знания на практике; научиться правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами Н, рассуждать устно и письменно объясняя условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.
-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;
-воспитательные: организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.
Приветствует учеников. Отмечает отсутствующих. Знакомит с целями, которые должны быть достигнуты к концу урока
Приветствуют учителя, настраиваются на урок, формулируют совместно с учителем цели урока
2
2
Проверка ДЗ
Контролирует выполнение учащимися ДЗ, корректирует ошибки и исправляет неточности, проводит фронтальный опрос
Отвечают на вопросы учителя, показывают готовность к уроку, корректируют ошибки и исправляют неточности в своих работах
5
3
Повторение изученного
Практикум по теме «Правописание суффиксов -к- и -ск- » (№1)
(N 140972)
(N 141046)
В качестве повторения предлагает поработать с модулем по теме «Правописание суффиксов -к- и -ск- », представленные в ОМС-плеерах на компьютерах учащихся в парах. Работа выполняется по вариантам. Затем спрашивает о результатах.
Работают по вариантам с заданиями теста на повторение суффиксов –к- и –ск- в прилагательных, представленного в ОМС-плеере. Объявляют свои результаты.
5
4
Изучение нового материала
Обращение к ученикам: «Ребята, представьте себе, что вы учитель, и вам предстоит объяснить эту тему ученикам. Используя материалы учебника на с.122 и 123, подготовьтесь к такому объяснению.
Работают с правилом в учебнике «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных» на с. 122 и 123. Самостоятельно готовятся к объяснению нового материала.
5
Предлагает одному из учащихся выступить в роли учителя и объяснить ученикам новый материал.
Один из учащихся выступает в роли учителя, остальные исправляют ошибки, дополняют объяснение, приводят свои примеры.
3
Таблица "Н и НН в прилагательных" (№ 2)
(N 140251)
Предлагает обратить внимание на экран, где будет представлена интерактивная таблица "Н и НН в прилагательных".
Работают с таблицей, разбирают правила написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных. Записывают правило в виде таблицы в тетрадь. Слова, которые необходимо запомнить, выписывают отдельно.
5
Мультимедиа «Правописание гласных в суффиксах -енн-, -ан-/-ян- и -ин-» (№ 3)
(N 188238)
Предлагает вниманию учащихся обратить внимание на экран, где будут представлены фрагменты мультимедийного урока «Правописание гласных в суффиксах -енн-, -ан-/-ян- и -ин-»
Работают с интерактивной доской, слушают звуковое пояснение к новому материалу и отвечают на поставленные вопросы, записывают «подсказки» в тетрадь.
5
5
Физкультминутка
Физкультминутка направлена на снятие усталости с глаз.
Выполняют упражнения для снятия усталости с глаз и для снятия мышечного напряжения.
3
5
Закрепление изученного
Предлагает выполнить упражнения 275 с.123 (устно) и 277 с.124 (письменно по вариантам) из учебника. Проверяет выполнение заданий, проведя фронтальный опрос.
Читают задания, выполняют упражнения. Упражнение 275 – отвечают устно, подняв руку. Упражнение 277 выполняют по вариантам. Отвечают на вопросы учителя.
7
6
Задавание на дом
Предлагает выполнить дома упражнение 281 на с.125 из учебника и подготовиться писать по памяти изучаемое правило
( в любой удобной для учащихся форме)
Читают задание к упражнению и обсуждают, что нужно выполнить дома. Записывают ДЗ
2
7
Подведение итогов.
Рефлексия
Проводит фронтальный опрос по тому, что было изучено на уроке.
Отвечают на вопросы учителя
2
8
Оценивание
Выставляет отметки учащимся, работавшим на уроке.
1
1. Оргмомент. Целеполагание.
Учитель: Добрый день, дорогие девочки и мальчики! Вы готовы отправиться в путешествие за новыми знаниями? Путь нам предстоит нелегким, в дороге будут встречаться разные препятствия, трудности, но мы должны все преодолеть, поэтому возьмём в дорогу знания, умения, а главное – хорошее настроение. А для этого:
Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все, без исключения!
Молодцы! Предлагаю занять свои места и проверить всё ли вы взяли с собой в дорогу? Учебники на месте? Тетрадки не забыли? Ручки, карандаши приготовили? Замечательно! Значит, можно отправляться за новыми знаниями!
Мы продолжаем знакомство с именем прилагательным.
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы "прекрасное",
А скажем "безобразное".
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу и брату и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е
Чтобы всё отлично стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Вот какая замечательная часть речи! Сегодня мы узнаем ещё один секрет правописания имён прилагательных. А какой – вы догадайтесь сами.
Для начала – откройте свои тетради и приготовьтесь слушать мои загадки. В загадках вы услышите имена прилагательные, их нужно выписать в тетрадь.
Не удержались в сите,
Серебряные нити
И, выскочив на волю,
Пришили тучи к полю. (Дождь)
В осеннем парке мы гуляли,
С деревьев краски облетали. (Листья)
Цветы на клумбе всполошились,
Кусты сирени удивились,
Кто обрызгал их водой
Ранней утренней порой? (Роса)
Дверцы стеклянные, бока деревянные,
Книги за стеклом – там их дом! (Книжные полки)
Итак, какие прилагательные вы выписали? Чем похожи они друг на друга? Правильно, все они пишутся с двумя или с одной буквой н. Именно эту орфограмму мы сегодня с вами и будем изучать. Я прошу подписать в тетрадках тему нашего урока: «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных».
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Но сначала давайте проверим ваше домашнее задание. (Учитель задаёт вопросы по домашнему упражнению, учащиеся отвечают и проверяют правильность выполнения в тетрадях).
3. Повторение изученного:
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с вами с правописанием суффиксов –к- и –ск- в прилагательных. В качестве повторения предлагаю поработать с модулем по теме «Правописание суффиксов -к- и -ск- », представленные в ОМС-плеерах на ваших компьютерах.[1] (Работа выполняется по вариантам. Затем учитель спрашивает о результатах работы. Учащиеся объявляют о своих результатах).
4. Изучение нового материала:
Учитель: Итак, мы продолжаем.Ребята, представьте себе, что вы учитель, и вам предстоит объяснить эту тему ученикам. Используя материалы учебника на с.122 и 123, подготовьтесь к такому объяснению. (Учащиеся работают с правилом в учебнике «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных» на с. 122 и 123. Самостоятельно готовятся к объяснению нового материала.)
Один из учащихся выступает в роли учителя, остальные исправляют ошибки, дополняют объяснение, приводят свои примеры.
Учитель: А теперь я предлагаю вам обратить внимание на экран, где будет представлена интерактивная таблица "Н и НН в прилагательных". [2] Обратите особое внимание на слова – исключения: оловянный, деревянный, стеклянный, ветреный и слова, которые необходимо запомнить: багряный, пряный, румяный, единый, свиной, олений, юный, зелёный.
(Учащиеся работают с таблицей, разбирают правила написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных. Записывают правило в виде таблицы в тетрадь. Слова, которые необходимо запомнить, выписывают отдельно.)
Учитель: Справились? Молодцы! Предлагаю вновь обратить своё внимание на экран, где мы увидим фрагмент мультимедийного урока «Правописание гласных в суффиксах -енн-, -ан-/-ян- и -ин-».[3] Мы вновь встретимся с нашим хорошим знакомым Андреем Ивановичем и его учениками. Я хочу, чтобы вы тоже участвовали в диалогах, высказывали своё мнение.
(Учащиеся работают с интерактивной доской, слушают звуковое пояснение к новому материалу и отвечают на поставленные вопросы, записывают «подсказки» в тетрадь.)
5. Физкультминутка.
Учитель: Мы с вами хорошо потрудились, пришло время и отдохнуть. Сядьте поудобнее, расправьте плечи. Давайте поможем нашим глазам снять напряжение:
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
А теперь немного подвигаемся:
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...
5. Закрепление изученного:
Учитель: На доске вы видите три строчки, в каждой из них по четыре прилагательных. Выпишите эти прилагательные в тетрадь и подчеркните лишнее. (задание «Четвёртый лишний»):
Учитель: А теперь откроем наши учебники и выполним упражнения № 275 с.123 (устно) и № 277 с.124 (письменно по вариантам) из учебника.
(работа с материалами учебника).
6. Задавание на дом:
Учитель: Домашнее задание вы выбираете сегодня сами, в зависимости от оценки, которую хотите получить. Кто хочет получить оценку «5», должен сочинить орфографическую сказку, оценку «4» получит тот, кто придумает стихотворение для запоминания правила, а для «3» достаточно будет выполнить упражнение № 281 на стр.125.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Итак, ребята. Время нашего урока подходит к концу. Сегодня мы узнали много нового. Давайте повторим изученное:
Вопросы:
– перечислите суффиксы прилагательных, в которых пишется н;
– перечислите суффиксы прилагательных, где пишется нн;
– в каком ещё случае в прилагательном может писаться нн?
– перечислите исключения из правил
– а какие слова нужно запомнить?
(учитель проводит фронтальный опрос по изученному материалу).
У вас на столах лежат кружочки жёлтого цвета. Вы видите, у них есть глазки – они похожи на маленькие смайлики. Возьмите ручки и нарисуйте улыбку, если вы хорошо усвоили материал на уроке, если у вас возникли какие-то затруднения, нарисуйте прямую линию. Ну а если, новые правила оказались для вас слишком сложны, то нарисуйте грустного смайлика. С обратной стороны подпишите свои имя и фамилию и сдайте их мне. (Учителю необходимо знать, как ребята усвоили новый материал, и с кем из учащихся необходимо поработать, чтобы материал был усвоен).
8. Оценивание: учитель выставляет отметки тем учащимся, кто активно работал на уроке.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Практикум по теме: «Правописание суффиксов -к- и -ск- »
Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю. и др. Русский язык. 6 класс// Под науч. ред. акад. РАО Леонтьева А.А.– М.: Баласс, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»).