I. Орг. момент. II. Целеполагание. III. Повторение. Проверка домашнего задания. Проводится фронтальный опрос по темам, посвященным причастию. В это же время один ученик работает у доски. IV. Объяснение нового материала. Работа с учебником. V. Первичное закрепление. Словарно-орфографическая работа. Осложненное списывание. VI. Подведение итогов. VII. Задавание на дом. | Приветствие. Проверка присутствующих на уроке. Открываем тетради, записываем число, тему – Не с причастиями. Мы продолжаем изучение причастия. Сегодня мы повторим уже известный нам материал и узнаем о правописании частицы НЕ с причастиями. Что было задано на дом? Вспомним, что такое причастие? Задание: выписать из домашнего упражнения слова, словосочетания с пропущенными орфограммами, объяснить написание. Чем отличаются причастия от прилагательных? Что такое причастный оборот? Пример? Когда обособляется причастный оборот? Когда в суффиксах причастий пишется одна и две буквы н? Пример? Проверка домашнего упражнения (на доске). Теперь обратимся к нашей новой теме. Ученикам предлагается посмотреть на доску и ответить на вопросы учителя. Запись на доске: 1. Незакончившееся собрание. 2. Не закончившееся вовремя собрание. 3. Не законченное, а начатое собрание. 4. Собрание не закончено. Обратите внимание, от чего зависит написание не с причастиями. ?: Почему в одних случаях не пишется слитно, а в других – раздельно? Учитель рассказывает правило, опираясь на приведенные примеры. Мы определили, от чего зависит написание не с причастиями. Теперь обратимся к учебнику. Посмотрим, о чем мы не сказали. О чем же не сказано? После прочтения текста учебника дети получают наглядный материал – таблицу Не с причастиями и карточки с текстом. Задание: послушать текст, определить его тему. После прочтения текста учитель задает вопросы. О чем же текст? Как можно озаглавить текст? А теперь посмотрим в текст, найдем выделенное слово, прочитаем его: ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Что такое впечатление? Это слово многозначное, в каком же значении оно употреблено в нашем тексте? Запишем это значение. Проговорим слово четко, по слогам все вместе. Учитель пишет слово на доске, ученики – в словариках (тетрадях). Отмечаем ударный слог, подчеркиваем безударные гласные. ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Подберем и запишем однокоренное слово, проведем морфемный анализ. Впечатление – сущ., изм. Впечатлительный – прил., изм. Составим словосочетание. Работа с карточками. Опираясь на табличку Не с причастиями, определим, где причастие и не пишется слитно, а где - раздельно. Найдем причастные обороты и расставим знаки препинания при них. Какую же тему мы сегодня изучали? Какие причастия всегда пишутся слитно с не? Оценивание. По учебнику - §29, упражнение 365. Выучить таблицу Не с причастиями. Вариант выполнения заданного упражнения. Мы давно не были в своем деревенском доме. Во-первых, неотремонтированный дом потерял свой нарядный вид: стекла потускнели, невыкрашенные стены выглядели уныло, печь осталась невыбеленной и не радовала глаз. Мы дружно взялись за работу и через неделю вернули жилью его прежний праздничный облик. Все, что было не выкрашено, не вымыто, не прибрано, засверкало чистотой. Отдых начался! | Оформляется запись в тетради. Ответ: Домашним заданием к уроку было упражнение 362 и повторение теоретического материала по причастию. Ответ: Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета (лица) по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? какое? Какие? Причастие имеет признаки глагола и прилагательного. Ответ: Имена прилагательные обозначают постоянные признаки предмета (лица). Причастия же обозначают проявляющиеся во времени признаки. Ответ: Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Например: Небо, грозно потемневшее, резко освещалось вспышками молний. Ответ: Причастный оборот обособляется в позиции после определяемого слова и не обособляется в позиции перед определяемым словом. Ответ: В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы н (сорванный цветок, украшенный зал). Краткие причастия пишутся с одной н в суффиксе (цветы сорваны, комнаты украшены). Гостиная; кожаного дивана; с кожаными креслами; стол, окруженный креслами; старинный глобус; окна гостиной; двор, усаженный каштанами; закругленные окна; серебряные флакончики. (Ученик читает запись, объясняет орфограммы: Гостиная – сущ., перешедшее из разряда прилагательных. Кожаного и кожаными – прилаг. с суффиксом –ан, не исключения, пишется одна н. Старинный – прилаг., Удвоенная н на стыке морфем: корень – старин- и суффикс –н. Усаженный и закругленные – полные страд. прич., в суффиксе – две н (по правилу).) Возможные ответы: Не пишется слитно с полными причастиями, если нет зависимых слов (1). Не пишется раздельно с краткими причастиями (4) и с полными причастиями, если при них есть зависимые слова (2) или противопоставление (3). Примеры с доски записываются в тетради. Одним из учеников читается теоретический материал учебника. Не с причастиями может писаться и слитно, и раздельно: Нераспаханное поле Нераспаханное до сих пор поле Поле не распахано Не с полными причастиями пишется слитно, если при них нет пояснительных (зависимых) слов: Незатихающая буря ломала деревья. По незамерзшему пруду плавали утки. Не с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть пояснительные слова: Ни на минуту не затихающая буря ломала деревья. По ещё не замёрзшему пруду плавали утки. С краткими причастиями не пишется раздельно: Картина не завершена. – Картина до сих пор не завершена. Если причастие не употребляется без не, то не пишется слитно: негодующий человек, недоумевающий взгляд. Таких слов всего несколько. Ответ: О правописании не с причастиями, которые без не не употребляются. Один из учеников выразительно читает текст, остальные слушают. (Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря еще (не) закрытая черной приближающейся тучей озаряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не) прекращавшийся в течение целого часа. Сквозь (не) занавеше(н/нн)ые окна постоянно видна была молния. (Не) смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не) прекращавшегося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик стоящий на высоком берегу реки. (С. Аксаков.) Предположительные ответы: О грозе; о страшной грозе; о впечатлениях, которые она оставила. Предположительные ответы: Гроза. Страшная гроза. Впечатления от грозы. Один ученик читает по словарю: Впечатление – 1. След, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым. 2. Влияние, воздействие. 3. Мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-нибудь, чем-нибудь. Ответ: В первом значении. Ученики записывают в тетрадь: Впечатление – 1. След, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым. Один ученик читает слово по слогам: ВПЕ-ЧА-ТЛЕ-НИ-Е. ВПЕ-ЧА-ТЛЕ-НИ-Е. Ответ: Однокоренные слова: впечатлительный. Ответ: Детские впечатления, дорожные впечатления, незабываемое впечатление. Ученики по цепочке объясняют написание не с причастиями, находят причастные обороты, расставляют пропущенные знаки препинания. Гроза. Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще не закрытая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа. Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращавшегося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу реки. (С. Аксаков.) Ответ: Не с причастиями. Всегда пишутся слитно с не причастия, которые не употребляются без не. Тетради сдаются на проверку. |