kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме : "Не с причастиями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока-комбинированный. При изучении нового материала используется метод эвристической беседы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме : "Не с причастиями"»




Конспект урока

по теме: «Не с причастиями»

(программа под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта).











































Целевые установки урока.


Воспитательные цели: развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи, воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду.


Развивающие цели: развитие памяти, внимания, мышления.


Обучающие цели.

Знания: дать знания о правописании не с причастиями, повторение тем прошлых занятий: Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот, знаки препинания при причастном обороте. Одна и две буквы н в суффиксах причастий. Повторение правописания -н и -нн в прилагательных.

Умения: совершенствование умения видеть причастный оборот в тексте и ставить знаки препинания при нем, совершенствование умений лингворазборов (орфографического, морфемного, пунктуационного).

Навыки: продолжается формирование навыка грамотного письма:

- орфограммы: не с причастиями и глаголами, и -нн в суффиксах прилагательных и причастий; попутное повторение других орфограмм.

- пунктограммы: знаки препинания при причастном обороте.


Развитие речи: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической речи, письмо: количество записанных на уроке слов – 107, развитие коммуникативно-речевых умений (составление словосочетаний, умение определять тему и идею текста, давать тексту заглавие).

  • Высокий речеразвивающий характер дидактического материала (использование образцового художественного текста С. Аксакова).

  • Стилистический аспект: на уроке использовался учебно-научный подстиль научного стиля.

Оборудование урока: карточки, таблицы, словари.


Тип урока – комбинированный.

При изучении нового материала на уроке использовался метод эвристической беседы.


При подготовке использовалась литература:

  1. Учебная программа по русскому языку (М. М. Разумовская и др.).

  2. Учебник русского языка для 6 класса под ред. М. М. Разумовской.

  3. Учебник русского языка для 7 класса под ред. Н. М. Шанского.

  4. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

  5. Памятка Е. И. Никитиной – Конспект урока русского языка (техника составления).


Этап урока,

вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников


I. Орг. момент.





II. Целеполагание.








III. Повторение.


Проверка домашнего задания.



Проводится фронтальный опрос по темам, посвященным причастию.

В это же время один ученик работает у доски.




















































IV. Объяснение нового материала.



































Работа с учебником.












































V. Первичное закрепление.





































Словарно-орфографическая работа.







































Осложненное списывание.

















































VI. Подведение итогов.







VII. Задавание на дом.


Приветствие. Проверка присутствующих на уроке.

Открываем тетради, записываем число, тему – Не с причастиями.



Мы продолжаем изучение причастия. Сегодня мы повторим уже известный нам материал и узнаем о правописании частицы НЕ с причастиями.



Что было задано на дом?




Вспомним, что такое причастие?








Задание: выписать из домашнего упражнения слова, словосочетания с пропущенными орфограммами, объяснить написание.


Чем отличаются причастия от прилагательных?






Что такое причастный оборот? Пример?





Когда обособляется причастный оборот?






Когда в суффиксах причастий пишется одна и две буквы н?


Пример?







Проверка домашнего упражнения (на доске).


















Теперь обратимся к нашей новой теме.

Ученикам предлагается посмотреть на доску и ответить на вопросы учителя.


Запись на доске:


1. Незакончившееся собрание.


2. Не закончившееся вовремя


собрание.


3. Не законченное, а начатое


собрание.


4. Собрание не закончено.


Обратите внимание, от чего зависит написание не с причастиями.


?: Почему в одних случаях не пишется слитно, а в других – раздельно?







Учитель рассказывает правило, опираясь на приведенные примеры.



Мы определили, от чего зависит написание не с причастиями. Теперь обратимся к учебнику. Посмотрим, о чем мы не сказали.





































О чем же не сказано?





После прочтения текста учебника дети получают наглядный материал – таблицу Не с причастиями и карточки с текстом.

Задание: послушать текст, определить его тему.























После прочтения текста учитель задает вопросы.

О чем же текст?




Как можно озаглавить текст?




А теперь посмотрим в текст, найдем выделенное слово, прочитаем его:

ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Что такое впечатление?







Это слово многозначное, в каком же значении оно употреблено в нашем тексте?

Запишем это значение.









Проговорим слово четко, по слогам все вместе.

Учитель пишет слово на доске, ученики – в словариках (тетрадях). Отмечаем ударный слог, подчеркиваем безударные гласные.


ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

Подберем и запишем однокоренное слово, проведем морфемный анализ.


Впечатление – сущ., изм.


Впечатлительный – прил., изм.

Составим словосочетание.





Работа с карточками. Опираясь на табличку Не с причастиями, определим, где причастие и не пишется слитно, а где - раздельно. Найдем причастные обороты и расставим знаки препинания при них.











































Какую же тему мы сегодня изучали?

Какие причастия всегда пишутся слитно с не?



Оценивание.



По учебнику - §29, упражнение 365. Выучить таблицу Не с причастиями.


Вариант выполнения заданного упражнения.


Мы давно не были в своем


деревенском доме. Во-первых,


неотремонтированный дом потерял


свой нарядный вид: стекла


потускнели, невыкрашенные стены


выглядели уныло, печь осталась


невыбеленной и не радовала глаз.


Мы дружно взялись за работу и


через неделю вернули жилью его


прежний праздничный облик. Все,



что было не выкрашено, не вымыто,


не прибрано, засверкало чистотой.


Отдых начался!





Оформляется запись в тетради.










Ответ: Домашним заданием к уроку было упражнение 362 и повторение теоретического материала по причастию.


Ответ: Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета (лица) по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? какое? Какие?

Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.




Ответ: Имена прилагательные обозначают постоянные признаки предмета (лица). Причастия же обозначают проявляющиеся во времени признаки.


Ответ: Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Например: Небо, грозно потемневшее, резко освещалось вспышками молний.


Ответ: Причастный оборот обособляется в позиции после определяемого слова и не обособляется в позиции перед определяемым словом.



Ответ: В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы н (сорванный цветок, украшенный зал). Краткие причастия пишутся с одной н в суффиксе (цветы сорваны, комнаты украшены).



Гостиная; кожаного дивана;


с кожаными креслами;


стол, окруженный креслами;


старинный глобус;


окна гостиной;


двор, усаженный каштанами;


закругленные окна;


серебряные флакончики.

(Ученик читает запись, объясняет орфограммы: Гостиная – сущ., перешедшее из разряда прилагательных. Кожаного и кожаными – прилаг. с суффиксом –ан, не исключения, пишется одна н. Старинный – прилаг., Удвоенная н на стыке морфем: корень – старин- и суффикс –н. Усаженный и закругленные – полные страд. прич., в суффиксе – две н (по правилу).)















Возможные ответы: Не пишется слитно с полными причастиями, если нет зависимых слов (1). Не пишется раздельно с краткими причастиями (4) и с полными

причастиями, если при них есть зависимые слова (2) или противопоставление (3).


Примеры с доски записываются в тетради.



Одним из учеников читается теоретический материал учебника.

Не с причастиями может писаться и слитно, и раздельно:

Нераспаханное поле

Нераспаханное до сих пор поле

Поле не распахано

  1. Не с полными причастиями пишется слитно, если при них нет пояснительных (зависимых) слов:

  1. Незатихающая буря ломала деревья.

  2. По незамерзшему пруду плавали утки.

  1. Не с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть пояснительные слова:

  1. Ни на минуту не затихающая буря ломала деревья.

  2. По ещё не замёрзшему пруду плавали утки.

  1. С краткими причастиями не пишется раздельно:

Картина не завершена. – Картина до сих пор не завершена.

Если причастие не употребляется без не, то не пишется слитно: негодующий человек, недоумевающий взгляд.


Таких слов всего несколько.

Ответ: О правописании не с причастиями, которые без не не употребляются.







Один из учеников выразительно читает текст, остальные слушают.


(Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря еще (не) закрытая черной приближающейся тучей озаряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не) прекращавшийся в течение целого часа. Сквозь (не) занавеше(н/нн)ые окна постоянно видна была молния. (Не) смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не) прекращавшегося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик стоящий на высоком берегу реки.

(С. Аксаков.)



Предположительные ответы: О грозе; о страшной грозе; о впечатлениях, которые она оставила.

Предположительные ответы: Гроза. Страшная гроза. Впечатления от грозы.


Один ученик читает по словарю:

Впечатление – 1. След, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым. 2. Влияние, воздействие. 3. Мнение, оценка, сложившиеся после знакомства,


соприкосновения с кем-нибудь, чем-нибудь.

Ответ: В первом значении.



Ученики записывают в тетрадь:

Впечатление – 1. След, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым.

Один ученик читает слово по слогам:

ВПЕ-ЧА-ТЛЕ-НИ-Е.


ВПЕ-ЧА-ТЛЕ-НИ-Е.








Ответ: Однокоренные слова: впечатлительный.






Ответ: Детские впечатления, дорожные впечатления, незабываемое впечатление.


Ученики по цепочке объясняют написание не с причастиями, находят причастные обороты, расставляют пропущенные знаки препинания.

Гроза.

Незабываемое впечатление


оставила гроза в деревне.


Началась она вечером. Светлая


заря, еще не закрытая черной


приближающейся тучей,


озаряла розовым светом нашу



спальню. Вдруг страшный


громовой удар потряс весь дом,


и полил дождь, не


прекращавшийся в течение


целого часа. Сквозь


незанавешенные окна


постоянно видна была молния.



Не смолкавшие ни на минуту


раскаты грома сковали нас и


держали в состоянии


непрекращавшегося страха.


Казалось, что какая-то сила


снесет наш домик, стоящий на


высоком берегу реки.

(С. Аксаков.)



Ответ: Не с причастиями.

Всегда пишутся слитно с не причастия, которые не употребляются без не.


Тетради сдаются на проверку.



Наглядный материал к уроку (у каждого ученика).



(Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря еще (не) закрытая черной приближающейся тучей озаряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не) прекращавшийся в течение целого часа. Сквозь (не) занавеше(н/нн)ые окна постоянно видна была молния. (Не) смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не) прекращавшегося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик стоящий на высоком берегу реки.

(С. Аксаков.)

































Наглядный материал к уроку (у каждого ученика).


Не с причастиями.

Слитно

Раздельно


  1. Причастие не употребляется без не



  1. При отсутствии зависимых слов




  1. При отсутствии противопоставления с союзом а






  1. С краткими причастиями




  1. При наличии зависимых слов





  1. При наличии противопоставления




Примеры в таблицу дети вписывают дома.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме : "Не с причастиями"

Автор: Кибенко Валентина Петровна

Дата: 03.12.2018

Номер свидетельства: 488696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема Причастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(45) "tiema-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "163624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422520292"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "конспект урока "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-dieistvitiel-nyie-prichastiia-nastoiashchiegho-i-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "102071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402477796"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "280610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393910"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia1"
    ["file_id"] => string(6) "280611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства