Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: проектор, компьютер, карточки для работы в парах,
Тема: Неопределённая форма глагола.
Задачи:
Обучающие: обобщить знания учащихся о глаголе: умение различать времена глаголов по смыслу и по вопросам; умение различать числа глагола; формировать представления о неопределенной форме глагола; составить кластер;
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в группе, парах.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному языку, чувство дружбы и коллективизма.
Планируемые результаты:
Личностные:
-посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе.
- оценивать свою работу.
Метапредметные:
- воспитывать чувство ответственности, наблюдательности;
-использовать в учебной деятельности различные источники знания, как один из способов познания;
Предметные:
-уточняет свои представления о глаголе, умение различать числа и время глагола;
- узнает, что такое неопределённая форма глагола.
1.Организационный момент.
- Прочитайте пословицу.
Хорошо того учить, кто хочет много знать.
- Как вы понимаете смысл пословицы.
(Для того, чтобы много знать - надо много учиться, а значит спать некогда, если человек много читает, он становится умней)
- Как вы думаете, когда урок будет интересным и нескучным, а удачным?
- Что необходимо делать на уроке?
(слушать, рассуждать, читать, думать, писать).
- Ребята, пусть вам сегодня на уроке помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
Так и будет!
1. Актуализация знаний о глаголе.
Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью.
Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.
Интервью разыгрывают дети:
– Корреспондент: Что вы больше всего любите?
– Часть речи: Люблю действовать.
– Корреспондент: Что вы больше всего не любите?
– Часть речи: Не люблю предлоги и известную всем частицу не!
– Корреспондент: Что бы вы пожелали ребятам?
– Часть речи: Чтобы русский все ребята на "пятёрку" знали.
На письме и в разговоре нас употребляли.
- Ребята, какая часть речи отвечала на вопросы?
- Конечно же - это Глагол.
- Как вы думаете мы всё уже знаем о глаголе? (наверно нет)
- Чтобы узнать что – то новое, нужно повторить.
Итак: Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
Составление кластера.
Что такое глагол?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.
2. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
- Назовите времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее)
- У вас на столах лежат индивидуальные карточки со словами, положите перед собой.
Карточка
тает, пришла, светить, зацветут, зазеленеет, прилетели, цвести, бегут, обрадовать
- Запишите эти глаголы в три столбика.
( наст.вр. прош. вр. буд. вр. )
тает пришла зазеленеет
бегут прилетели зацветут
цвести, светить, обрадовать
- Какие слова оказались лишними? Почему?
- Определите время глаголов? ( нельзя)
- Определите число глаголов? (нельзя)
- Куда поместим глаголы, в отдельный столбик?
- Задайте вопросы к этим глаголам.
(Эти слова отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?)
- А как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить время и число? (неопределённая форма)
4. Изучение нового материала
Составление алгоритма
глагола неопределённой формы
1. На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы
2. На что оканчиваются глаголы
Неопределённая форма глагола
? \
Что делать? Что сделать?
? \ \
- ть - ти чь
- Сформулируйте тему урока. Неопределённая форма глагола.
- Чему должны научиться на уроке.
1.Отличать неопределённую форму глагола от другой формы .
2.Ставить вопросы.
3.Уметь правильно употреблять и находить глаголы неопределённой формы в речи.
4.Образовывать неопределённую форму.
- Где можем узнать о новой форме глагола7 ( в учебнике)
- Откройте учебники на странице 84 , прочитайте правило.
- А что нового вы ещё узнали из учебника об этой форме глагола? (встретились примеры слов оканчивающие на чь)
( Добавить в алгоритм - чь)
- Звук [ч’] мягкий, и мягкий знак в этих словах не указывает на мягкость согласного, не играет роль разделительного, а указывает на неопределённую форму глагола.
- ть ь - для обозначение мягкости согласного на письме.
5.Физминутка
Встать, потянуться, распрямиться.
Присесть, подняться, наклониться,
Распрямиться, повернуться, улыбнуться!
- Глаголы, какой формы помогли выполнить физминутку.
6.Закрепление изученного материала.
- Давайте, потренируемся, записывать глаголы неопределённой формы.
Работа в тетрадях.
- Замените фразеологизм глаголом в неопределённой форме.
(При необходимости используйте словарь).
1. зарубить на носу - запомнить;
2. держать язык за зубами - молчать, не выдавать секрет;
3. водить за нос - обманывать;
4. клевать носом - дремать, засыпать;
5. дать слово - обещать
- Докажите, что вы записали глаголы неопределённой формы.
( поставить вопрос)
- Проверка по ЭТАЛОНУ. (презентация)
- Дальше будете самостоятельно выполнять задание в тетради.
- Выделите признаки начальной формы в словах. (окончание)
- Проверьте сами себя ещё раз. –ть, это ОКОНЧАНИЕ.
( на полях, если справился без ошибок +; если были ошибки ?)
7.Работа по учебнику.
- Прочитайте с 1 – 4пословицы из упражнения 136, на стр. 84
- Выполняйте по образцу.
(Что делает?) любит - (что делать?) любить
(Что делает?) блестит - (что делать?) блестеть
(Что делает?) кормит - (что делать?) кормить
(Что делает?) течёт - (что делать?) течь
- Оцените работу своих товарищей, поменяйтесь тетрадями.
- Проверьте правильность постановки и запись глаголов неопределённой формы.
- Чем интересно слово течь?
(Это слово может относиться к разным частям речи: это может быть имя существительное женского рода и глагол неопределённой формы. Они одинокого пишутся и произносятся).
- Составьте предложение, в котором слово течь было бы существительным.
Корабль дал течь. (сущ) Вода устала течь. (глагол)
8.Вернёмся к глаголам, с которыми работали в начале урока на листочках.
- Какой темой объединены эти слова? (весна)
Работа в парах
- Устно составьте из этих слов небольшой текст о весне.
- Озвучьте свои тексты о весне.
( У вас получились замечательные тексты о весне)
- Запишите самые красивые предложения в тетрадь. ( 2 – 3 предложения)
- Укажите время глагола.
9.Рефлексия. Домашнее задание.
Используя данные глаголы опишите свою деятельность на уроке изменив форму глагола.
« Я на уроке думала, рассуждала, слушала, читала, писала, говорила».
- Мне сегодня очень приятно было с вами работать на уроке.
Я увидела умных и заинтересованных детей.
А если у кого – то что – то
не получилось – не беда.
Вы всё равно узнали что – то новое,
значит, стали умнее.
- Молодцы!
Спасибо за работу!
Мне приятно было с вами работать, мыслить, учиться.
Д/з. Подобрать и написать 7 пословиц с глаголами неопределённой формы.