kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Частица как служебная часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для проведения занятия в колледже для студентов 1 курса. На уроке повторяются основные сведения о частице как служебной части речи, предусмотрен контроль знаний по предыдущей теме: "Союз как часть речи", предложены упражнения для отработки навыка правописания частиц.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Частица как служебная часть речи"»

ГККП «Строительно-технологический колледж г. Кокшетау»

при Управлении образования Акмолинской области


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

учебного занятия № _____________


Дисциплина: русский язык

Группа: Курс: 1

Дата:

Тема: Частица как служебная часть речи

Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний.

Цели урока:

  • Знать разряды частиц, их функции в речи

  • Уметь находить частицы в предложении, правильно писать частицы со словами, в том числе частицы НЕ и НИ.

Оборудование: м/проектор, компьютер, экран, презентация «Частица как часть речи», таблица «Правописание частиц НЕ и НИ»

Литература к уроку: учебник Русский язык 10 класс ЕМН З.К.Сабитовой, Мектеп, 2014г.


ХОД УРОКА

  1. Организационная часть: проверка посещаемости, сообщение целей занятия

  2. Опрос и проверка пройденного материала: Тест по теме «Союз» по вариантам (см. Приложение) с последующей взаимопроверкой по ключу.

  3. Изучение нового материала:

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда Глагол на службу призовет,

Могу я вообще подвергнуть отрицанью

Все то, что кто-нибудь произнесет.

-О какой части речи мы сейчас будем говорить?

- Я предлагаю вам решить одну лингвистическую задачу. Почему ответы на вопрос: «Что такое частица?» могут быть разными.

( Это слово имеет несколько значений)

Работа по Толковому словарю С.И.Ожегова

ЧАСТИЦА 1, ы, ж. 1. Небольшая часть, степень, количество чего-н. Мельчайшая ч. Ч. таланта. 2. То же, что элементарная частица (спец.). Поток частиц. • Элементарная частица (спец.) мельчайшая часть физической материи.Взаимные превращения элементарных частиц. Стабильные, нестабильные элементарные частицы. | уменьш. частичка, и, ж. (к 1 знач.).

ЧАСТИЦА 2, ы, ж. В грамматике: 1) служебное слово, участвующее в образовании форм (напр. бы), оформляющее вопрос (напр. ли, разве) или отрицание (не, ни); 2) служебное слово, выражающее отношение, оценку (напр. ведь, же, таки) или характеризующее способ протекания действия (напр. бывало, едва, не). Формообразующие частицы. Модальные частицы.

- Как называются такие слова?

Это слова – омонимы.

-Как вы думаете, какая частица может интересовать нас на уроке русского языка, если мы повторяем морфологию? (Частица как служебная часть речи)

-Сформулируйте тему урока. (Частица как служебная часть речи)

1) работа по учебнику: параграф 33, стр. 249-250

2) работа по таблицам


3) работа по таблице «Различение НЕ и НИ»



  1. Закрепление изученного материала:

  1. упражнение 435(устно): в предложениях найти частицы, определить их разряд, указать, какие формы образуют формообразующие частицы.

  1. Каждому писателю было бы полезно знать вторую профессию и время от времени заниматься ею (Паустовский). 2. Даже цветы на родине пахнут по-иному (Куприн). 3. Не заставляй перо быть торопливым, пусть выдержкой прославится оно (Гамзатов). 4. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! (Крылов) 5. Одно лишь только худо – давно зубов у белки нет (Крылов). 6. Ты знал ли дикий край под знойными лучами, где рощи и луга поблекшие цветут? (Лермонтов). 7. Кто привык за победу бороться, с нами вместе пускай запоёт (Лебедев-Кумач).

  1. Объясните правописание частиц, списав предложения и раскрывая скобки. Частицы подчеркните.

1) Поди(ка) ты сюда, присядь(ка) ты со мной. (А. Пушкин) 2) Степан не решился(таки) идти прямо в усадьбу. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Нельзя(ли) пожалеть о ком(нибудь) другом. (А. Грибоедов) 4) Письмецо было вежливое, но все(таки) решительное и немногословное. (Ф. Достоевский) 5) Жил(бы) он славно, не знал(бы) заботы, кабы не стали глаза изменять. (Н. Некрасов) 6) Он(бы) тотчас ушел, если(б) не Лиза. (И. Тургенев) 7) Ведь были(ж) схватки боевые, да, говорят, еще какие! (М. Лермонтов) 8) «Нет(с), она не странная, а золотая лошадь, да(с)!» — с какою(то) гордостью заговорил Калин Калинович (М.С.). 9) Ребята! Не Москва(ль) за нами? (Л.). 10) Уж как я(ль) мою коровушку люблю! Уж как я(то) ей крапивушки нажну (Из народной песни).

  1. комментированное письмо: упражнение 438 (стр. 253): переписать, вставить Е или И.

  1. Самостоятельная работа учащихся: индивидуальная работа по карточкам:

1. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Всем извес...на пр...т...гательная сила родн...ков. (Н...) один путник (н...) может пройти мимо что (бы) (н...) остановй(т, ть)ся (н...) пр...пасть к студё...ной воде. И (н...) где: н... в людных местах н... в глухой тайге — родник (н...) остаё(т, ть)ся (н...) замеч...ным, к нему всегда есть тропа. Он нужен (н...) только людям но и зве­рям. Люди издавн... стремились пользова(т, ть)ся родн...ками с.лясь (во) круг них сохр...няли их и обустра...вали.

2.Вставьте пропущенные буквы.

1. Этот вариант нельзя было н... пр...нять во внимание. 2. Н... побывав в воде, плавать н... научиш...ся (пословица). 3. Онн... могн... отметить, что его попутчи­ки были в этом деле отнюдь (н...) новички. 4. Счастливые часов (н...) наблюдают. (А. Гриб.) 5. Я (н...) могу (н...) восх...щаться прон...кнове...ной красотой народной песни хоровой. (О. Консгп.) 6. Я (н...) могу (н...) думать об этом. 7. Н... за свое де­ло (н...) берись, а за своим делом (н...) ленись (пословица). 8. Я (н...) люблю любое время года, когда весёлых песен (н...) поют. (В. Высоц.) 9. Упруга правда, часто гнё(т, ть)ся, однако (ни) когда (н...) б...ё(т, ть)ся; робка порой, но (н...) (с, з)даё(т, ть)ся. (О. Конст.) 10. Ель (н...) сосна: шумит (не) спроста (пословица).

3. Подчеркните частицы, сверху укажите их значение.

1. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. (И. Кр.) 2. Именно в это время раз­дался звонок. 3. До чего же красивая бабочка! 4. Отдельные вершины даже летом сверкали белоснежными шапками. 5. Ведь ты б у нас была царь-птица. (И. Кр.) 6. Едва ли он свернул с дороги и пошёл напрямую по кустам и бурьянам. 7. А до цели оставалось почти три километра. 8. Вряд ли следовало идти этой дорогой. 9. А что за охотник без хорошего ружья? 10. Как поработала зима! 11. Вот этот дом, нам послуживший век, почти умеет пользоваться речью. (С. Марш.) 12. Разве я не добрый пёс, хоть и закорючкой хвост? (О. Конст.) 13. То не беркут ли кружится? Не гремучая ль змея проскользнула близ меня? (О. Конст.) 14. Звёзды низко, вот они. Только руку протяни, и огня ты их коснёшься. (О. Конст.) 15. Ум с хитростью лишь внешне схожи. (О. Конст.) 16. Вон как ярок вишни цвет. (О. Конст.)

4. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; подчеркните частицы.

(Не) уже (ли) кто (то) выб...рет этот экз...мпляр? (Как) буд (то) с...ориентировал­ся; повес...те (ка) г...рлянду; вряд (ли) он что (либо) извл...ч...т из этой истор...; кто (же) (с,з)береж...т; так (как) зад...ржалось пр...бытие поезда; потому (что) давным (давно) услыш...л это стари...ное пр...дание; (от) того (что) ...делал (точ...) в (точ...); (не) пр...су...ствовал (в) следстви... изм...нения с...туац...и; (в) виду того что пр...кр...тилась эпидемия; (как) только забормоч...т руч...и; однако (же) точ...но изобр...зил (по) памяти; ...кварель, (то) есть вод...ная краска; буд (то) (бы) предв...ри-тельный итог; едва (ли) (в) последстви... вспомн...шь об этом прои...шестви...; прыгни (ка) в ба...сейн; попробуй (ка) всё (таки) пройти всю д...станц...ю.

5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, предварительно устно определив часть речи слов с НЕ.

(Не) трогайте цветы; (не) был в школе; (не) мог ответить; (не) играл (бы) в фут­бол; (не )умолкая (не, ни) на минуту; (не) чувствуя (ни) какой боли; (не) усво-.'.в предыдущего; (не) смотря мне в глаза; пошли в поход, (не) смотря на (не) погоду; (не) доумевая; ему (не) здорови(т, ть)ся; (не) будь ...гоистом; (не) навид...л лож...; -пиджак (не) папин; повадки (не) лис...и; чайник (не) фарфоровый; письмо (не) на­писано; волосы (не) распуще...ны; (не) нужно так говорить; (не) обязан отвечать; (ни) чуть (не) жаль.

6. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; подчеркните частицы.

На столе (не) было н... пылинки; (н...) мог (н...) думать о победе в соревновани...; (н...) мало (не) сомневался в успехе; (н...) считаться н... с ч...ими интереса­ми; (не, ни) чем (не) мог помоч...; ему нельзя (не, ни) в (чём) довериться; (не, ни) к кому (не) обращался; (н...) знал н... правил, н... формул; нет покоя н... днём, н... ночью; как н... трудно, а сделать надо; нельзя н... гордиться его успехами в спорте; ...дание оказалось (н...) чем иным, как библиотекой; (н...) чем иным она (н...) интересовалась; (н...) шелохнё(т, ть)ся н... кустик, н... веточка; что н... сделает, всё хорошо; как н... старался, всё напрасно.

7.Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Всем извес...на пр...т...гательная сила родн...ков. (Н...) один путник (н...) может пройти мимо что (бы) (н...) останови(т, ть)ся (н...) пр...пасть к студёной воде. И (н...) где: н... в людных местах н... в глухой тайге — родник (н...) остаё(т, ть)ся (н...) замеч...ным, к нему всегда есть тропа. Он нужен (н...) только людям но и зве­рям. Люди издавн... стремились пользова(т, ть)ся родн...ками с..лясь (во) круг них сохр...няли их и обустра...вали.


  1. Подведение итогов урока, выставление оценок

  2. Рефлексия

- Что повторили на сегодняшнем уроке?

- Что вспомнили о разрядах частиц?

- Какая таблица помогает в правописании частиц НЕ и НИ (Алгоритм различения частиц НЕ и НИ).

-Что было трудно?

  1. Домашнее задание: параграфы 33, 34, упр. 439 (1-10): переписать, вставляя НЕ или НИ.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Тест по теме «Союз»

1 вариант

1. Найдите неправильное утверждение.

 1) Союз  - это неизменяемая часть речи.

 2) Союзы не являются членами предложения.

 3) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения

2. В каком предложении употреблен сочинительный союз?

 1) Он не смог ответить, потому что не был готов к уроку.

 2) Я не хочу, чтобы кто-то пострадал по моей неосторожности.

 3) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.

3. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

 1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

 2) Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо.

 3) Солнце заблистало и наступило радостное утро.

4. Укажите предложение, в котором союз И связывает простые предложения в составе сложного.

 1) Снег падал и засыпал дорожки сада.

 2) Снег падал и дорожки сада скоро покрылись пушистым снегом.

 3) Снег падал и покрывал снегом деревья.

5. Закончите начатое предложение так, чтобы получилось сложноподчиненное.

        Каждый день родители ждали…

 1) …приезда сына из Петербурга.

 2) … что приедет их сын из Петербурга

 3) … письма и надеялись на возвращение сына.

6. Найдите предложение с составным союзом.

 1) Он подошел к окну, чтобы открыть его.

 2) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли.

 3) Он сидел и писал неотложное письмо, в то время как посетитель ждал его в приемной.

7. Найдите предложение с простым союзом.

 1) Полководец был недоволен ходом операции, несмотря на то что дивизия одержала победу.

 2) В степи все открыто, зато ты у всех на виду.

 3) Она беспокойно оглядывалась на всех, как будто хотела перехватить эти взгляды.

8. Укажите предложение с противительным союзом.

 1) Солнце светит, но не греет.

 2) Это был не то белый, не то подберезовик.

 3) Встал сегодня, когда еще не взошло солнце.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

 1) Старик следил за тем чтобы, я правильно записывал его слова.

 2) Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

 3) Месяц светил так ярко, что была видна каждая травинка.

10. В каком предложении правильно расставлены запятые?

 1) Туристы подошли к роднику для того чтобы сделать запас воды на обратную дорогу, и умыться.

 2) Целый день шел мелкий дождь, и теперь тоже немного накрапывало.

 3) В городе нигде не было ни одной живой души ни единого огня, не слышалось ни возгласа.

11.В каком предложении союз и связывает два простых предложения в сложном?

1) Заросли вокруг были колючими и казались непроходимыми.

2) Все вокруг переливалось и сверкало на солнце.

3) Он вдруг приподнялся и пробормотав что-то вышел.

4) Зима была снежная и все ждали сильного половодья.

12.В каком варианте выделенные слова пишутся раздельно?

1) Вы то(же) здесь бывали?

2) Он обещал сделать то(же) самое.

3) За(то) тайга оживала, когда наступала весна.

4) Чего не знаешь, за(то) не берись.

13.В каком варианте перед да нужно поставить запятую?

1) В сене свежем вянет земляника да звезды нависают на ветвях.

2) Солнце докатилось до края земли да растеклось по небу заревом.

3) Утки зябли в зарослях да жалобно крякали всю ночь.

4) Вода была холодная да он не почувствовал ни холода, ни быстрого течения.

14.Укажите среди предложений сложноподчиненное.

1) Мать посмотрела в окно девочка тоже выглянула на улицу.

2) Навещу дедушку если не летом то ранней весной.

3) Выражение не то чтобы жалости а озабоченности появилось на его лице.

4) Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.

Тест по теме «Союз»

2 вариант

1. Найдите неправильное утверждение.

 1) Союз  не является самостоятельной частью речи.

 2) Союз не является служебной частью речи

 3) Союзы могут соединять однородные члены предложения

2. В каком предложении употреблен подчинительный союз?

 1) Солнце село, и мгновенно наступила непроглядная южная ночь.

 2) Музыка гремит, но никто не спешит на танец.

 3) Он весел и любезен только тогда, когда у него хорошее настроение.

3. В каком предложении союз связывает однород. члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

 1) Заря бывает не только утренняя но и  вечерняя.

 2) За окном медленно падал снежок и ясный свет лежал на стенах комнаты.

 3) Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.

4. В каком предложении употреблен сочинительный союз?

 1) Несмотря на плохую погоду, туристы отправились в поход.

 2) Мы выбрали эту дорогу, потому что она лежит через живописную речку.

 3) Он шутил и улыбался, и на душе у всех стало легче.

5. Закончите начатое предложение так, чтобы получилось сложносочиненное.

        Счастье охватило нас…

 1) … когда мы встретили своих родных.

 2) … как будто мы совершили научное открытие.

 3) … и мы двинулись дальше.

6. Найдите предложение с составным союзом.

 1) Едва начался дождь, ветер усилился.

 2) Прошел месяц, прежде чем я встретился с приятелем.

 3) Он требовал, чтобы все ехали вместе.

7. Найдите предложение с простым союзом.

 1) Мы оделись потеплее, так как погода начала ухудшаться

 2) Я спрятал ветку под кустом, чтобы она не облетела раньше времени.

 3) Он ушел, потому что его вызвали на работу.

8. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

    Ветер гнал (1) по синему небу рыхлые тучи (2) и по земле носились вперемежку (3) то холодные тени (4) то солнечные пятна (5) напоминавшие своими очертаниями (6) какие-то сказочные цветы.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

 1) Сорока прилетела к вечеру, когда лед стал оседать.

 2) За черным окном снова становилось тихо, и только море однообразно шумело.

 3) Он внезапно, изменился так что никто не узнавал его.

10. В каком предложении правильно расставлены запятые?

 1) Цветут липы, и по всему саду разносится сладкий запах.

 2) Я не заметил как день медленно перешел в ночь, принесшую долгожданную прохладу.

 3) Она не любила чтобы к ней приходили в её дом, который стоял на отшибе и наполовину развалился.

11.В каком предложении союз и связывает два простых предложения в сложном?

1) Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.

2) Взошла луна и своим мягким светом озарила лес.

3) Все окна раскрыты настежь и теплая ночь смотрит в них из сада.

4) Зима была снежная и всем доставляла радость.

12.В каком варианте выделенные слова пишутся раздельно?

1) Вы то(же) здесь бывали?

2) Что(бы) ни случилось – жизнь прекрасна.

3) Я хочу, что(б) ты дал мне совет.

4) Эта дверь закрывалась так(же), как и предыдущая.

13.В каком варианте перед да нужно поставить запятую?

1) Только слышится подвывание ветра в снастях да тихий гул моря.

2) Труд при учении скучен да плод от учения вкусен.

3) Вставало солнце мокрое над лугом да душу поражала тишина.

4) Утром от мороза хрустели дороги да стебли торчавшей из-под земли травы.

14.Укажите среди предложений сложноподчиненное.

1) То дожди шумят над головой то снежинки на ладони тают.

2) Он не то чтобы не понимал этого а просто не хотел этого понять.

3) Отправимся на Байкал не только в этом году но и в следующем.

4) Все встали со своих мест как только заиграла музыка.


Ключи к тесту по теме «Союз»

задания

1 вариант

2 вариант

1

3

2

2

3

3

3

1

1

4

2

3

5

2

3

6

3

2

7

2

2

8

1

2,4,5

9

1

3

10

2

2

11

4

3

12

2,4

2,4

13

1,4

2,3

14

4

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Частица как служебная часть речи"

Автор: Стрекозина Татьяна Алексеевна

Дата: 27.03.2020

Номер свидетельства: 544507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка самостоятельные и служебные части речи."
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokarusskoghoiazykasamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "297223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456155735"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Частица" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-na-tiemu-chastitsa"
    ["file_id"] => string(6) "223275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437481345"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по русскому языку на тему:"Самостоятельные и служебные части речи" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "195933"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427983545"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок русского языка "Части речи" 3  класс "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-russkogho-iazyka-chasti-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "233426"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443101834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства