kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Безударные окончания имен существительных ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Безударные окончания имен существительных".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Безударные окончания имен существительных ".»

Конспект урока


ФИО

Аверьянова Ангелина Михайловна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Школа №30»


Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

3-10

Тема и номер урока в теме

«Безударные окончания имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения», урок № 6.

Предметная программа и её автор

Авторская программа  курса «Русский язык» С.В. Иванов, А.О.Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2019.


Цель урока:

Отработать правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения.

Задачи урока:

-организовать деятельность учащихся по обобщению и закреплению знаний правописания безударных окончаний имён существительных;

-упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударных окончаниях имен существительных 1, 2 и 3 склонения  проговаривая алгоритм выбора буквы;

-отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных.

Тип урока

Урок повторение

Методы работы

Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Модель организации УПД младших школьников

АРМ учителя, класс – фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

Необходимое оборудование

1. С.В. Иванов, А.О.Евдокимова. Русский язык. 3 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2019.

2. Компьютер, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point. 

3. Раздаточный материал (карточки с дополнительными заданиями).












Цели метапредметные.

Познавательные:

- развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию;

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщения, выводы.

Регулятивные:

- развивать умение планировать необходимые действия;

- контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы;

- осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные:

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные:

-формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания;

- содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.

Тип занятия: учебное занятие по обобщению и закреплению знаний и способов деятельности (урок – повторение).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: - умеют правильно определять и писать безударные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение; умение добывать новые знания;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; постановка учебной задачи; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации, сравнивать результат с эталоном.

КОММУНИКАТИВНЫЕ – использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать грамматические нормы произношения; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ЛИЧНОСТНЫЕ: самостоятельность и активность; формировать навыки самоконтроля.



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Адаптационный этап.

  1. Мотивация к деятельности.

Слушают музыкальный эпиграф.

Учитель:

- Теперь тихонько сядем и начнём наш урок. А начать хочу урок с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

- Давайте заглянем в словарь Ожегова и прочитаем определение что такое мудрость!

Ученики:

- Читают определение.

Учитель: - Я заглянула в Википедию и уточнила значение слова мудрость.


Му́дрость - это свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и выражающееся в способности уместного их применения...

Учитель:

- Как вы её понимаете?

Ученики:

Мы узнаём что-то новое и становимся умнее.

  1. Постановка целей и задач. Актуализация знаний.

Учитель:

- Откройте тетради. Запишите число. Мы проведем минутку чистописания.

- На доске записаны буквы (с, у, е, щ, с, т, в, е, л, ь, н, е, и , т, о).

- Какое слово здесь зашифровано? Что получилось? (существительное)

Учитель:

(Учитель вешает табличку с надписью существительное)

- Дайте определение имени существительному.

Ученики:

- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Учитель:

Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат карточки со словосочетаниями. Ваша задача подумать и ответить на какие 3 группы можно разделить выделенные слова?

Задание 1. (Приложение 1.)

Прогноз погоды (1 скл.), записать в тетради (3 скл.), увидел медведя (2 скл.), любуюсь рыбой (1 скл.), до глубокой ночи (3 скл.), иду с другом (2 скл.), угостил конфетой (1 скл.), встречались у площади (3 скл.), любуюсь закатом (2 скл.), сюрприз маме (1 скл.), мимо озера (2 скл.), катался на лошади (3 скл.), жили в деревне (1 скл.), без света (2 скл.), подарок для дочери (3 скл.).

Ученики:

Это существительные 1, 2, 3 склонения

Учитель:

- Что надо сделать, чтобы определить склонение имени существительного?

Ученики:

- Надо поставить слово в начальную форму. Это именительный падеж, единственное число.

Учитель:

- Давайте вспомним какие существительные относятся к 1 склонению?

Ученики:

сущ. М.р. и Ж.р. с окончанием -а, -я – вешаю серединку ромашки.

Учитель:

давайте вспомним какие существительные относятся ко2 склонению?

Ученики:

сущ. М.р. с нулевым окончанием, существительные Ср.р. с окончаниями -о,

-е - вешаю серединку ромашки.

Учитель:

- Давайте вспомним какие существительные относятся к 3 склонению?

Ученики:

сущ. Ж.р. оканчивающиеся на ь с нулевым окончанием - вешаю серединку ромашки.

Учитель:

  1. й ряд записывает сущ. 1 слк., 2-й ряд записывает сущ.2 скл., 3-й ряд записывает сущ. 3 скл.

Учитель:

- Давайте проверим, что у вас получилось и разместим слова на доске.

- Обратите внимание на выделенную часть слова и ударение.

- Кто может сформулировать тему урока?



Ученики:

«Безударные окончания имен существительных 1,2,3 склонения»

- Зачем нам надо знать, как пишутся безударные окончания имен существительных?

Ученики:

- Эти слова надо проверять, чтобы не делать в них ошибки и грамотно писать.

Учитель:

- Вы уже знаете, чем будете заниматься на уроке. Попробуйте оценить свой настрой на предстоящую работу. Зафиксируйте в таблице результатов. (Приложение 2.)



Моё настроение в начале урока.

Уверен (-а), что всё у меня получится!


Сомневаюсь, что получится, но я постараюсь.


Ничего у меня не получится…


Основной этап.

  1. Обобщение и систематизация.

Учитель: - Давайте вспомним алгоритм действий при проверке безударных окончаний имён существительных.

- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно определить окончание в безударных окончаниях имён существительных.

Ученики:

Алгоритм проверки безударных окончаний

Слайд 1

  1. Определяю склонение - ставлю слово с безударным окончанием в начальную форму (И.п., ед.ч.); выделяю окончание; определяю род.

Задание 2

Определи склонение имен существительных.



Слайд 2

  1. Определяю падеж слова с безударным окончанием – по падежным вопросам.

Задание 3

Определи падеж имен существительных.

Слайд 3

  1. Вспоминаю окончания этого склонения в нужном падеже.

Задание 4

Запиши падежные окончания имен существительных.


Слайд 4

  1. Проверяю по опорным словам в форме того же падежа (1-е скл.- земля, весна; 2-е скл.- слон, колесо; 3-е скл.- рожь).

Задание 5

Запиши опорные слова.

Слайд 5

  1. Записываю то же окончание в безударную позицию.

Задание 6

Запиши то же окончание в безударную позицию.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель:

- Теперь, когда мы повторили все правила и алгоритм действий, мы сможем написать самостоятельную работу. Возьмите лист с самостоятельной работой №1. Посмотрите на предложенное вам задание. Что необходимо сделать?

Ученики: - Дописать безударные окончания имён существительных и доказать свой выбор графически.

Учитель: - Приступайте к выполнению.

Самостоятельная работа № 1 (Приложение 3)

Допиши безударные окончания имён существительных и докажи свой выбор графически.

Допиши безударные окончания имён существительных

докажи свой выбор графически

Начальная форма, окончание

Род

Скло-

нение

Падеж

Окон-

чание

Слово

помощник

играл на скрипк…







проехал мимо деревн…







ожидал на вокзал…







приехал к сестрёнк…







не чувствовал усталост…







висит на ветк…







болтали до ноч…









5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель:

- Мы проведем взаимопроверку. Поменяйтесь листочками с соседом.

- Чтобы узнать, верно ли вы справились с работой, воспользуемся образцом выполнения задания.

- Карандашом зачеркните неверный ответ, не исправляя его. Слайд 7

Образец выполнения самостоятельной работы № 1

Допиши безударные падежные окончания имён существительных

докажи свой выбор графически

Начальная форма, окончание

Род

Скло-

нение

Падеж

Окон-

чание

Слово-помощник

играл на скрипкЕ

скрипка

Ж.р.

1 скл.

П.п.

- е

на землЕ

проехал мимо деревнИ

деревня

Ж.р.

1 скл.

Р.п.

- и

мимо землИ

ожидал на вокзалЕ

вокзал

М.р.

2 скл.

П.п.

- е

на слонЕ

приехал к сестрёнкЕ

сестрёнка

Ж.р.

1 скл.

Д.п.

- е

к землЕ

не чувствовал усталостИ

усталость

Ж.р.

3 скл.

Р.п.

- и

Нет ржИ

висит на веткЕ

ветка

Ж.р.

1 скл.

П.п.

- е

на землЕ

болтали до ночИ

ночь

Ж.р.

3 скл.

Р.п.

- и

До ржИ



Учитель:

- Сосчитайте количество неверно записанных окончаний имён существительных и зафиксируйте в таблице результатов. (Приложение 2)



Результаты моей работы

Вид работы

Без ошибок

1 ошибка

2 и более ошибок

Самостоятельная работа № 1





Справился

Не справился

Самостоятельная работа № 2




ДА

НЕТ

Умею грамотно писать безударные окончания имён существительных.





Учитель: - Кто выполнил задание без ошибок? Как вы думаете, почему вам удалось успешно справиться с заданием?

Ученики:

- Знаем правила, умеем их применять. Запомнили алгоритм действий. Были внимательными. Постарались.

Учитель: - Кто допустил в задании только 1 ошибку? Как думаете, почему?

-У кого в задании 2 и более ошибок? Как думаете, какая причина?

Ученики: - Плохо выучили правило. Были невнимательными.

Учитель: - Проведем работу над ошибками. Те, кто допустили ошибки проверьте, верно ли вы определили склонение, падеж и выбрали окончание. Если нет исправьте их. Кто выполнил работу без ошибок, выполняет дополнительное задание. (Индивидуальные задания для тех, кто справился без ошибок) (Приложение 4)











Учитель: - Давайте проверим дополнительное задание.

Допиши окончания в словах.

Зимой на улице шёл сильный снегопад.

Метель понеслась и закружилась в снежном вальсе .

Могучий лось тяжело пробирался по высокой густой траве .

Белым снегом занесло все лесные тропинки .

Мы читаем стихи о весенней капели .



  1. Физкультминутка.

Я буду называть существительное. Если в окончании надо писать -е, то вы поднимаете руки вверх, если - и, опускаете вниз.


По дорожке (в) чему? Д.п. 1 скл.,

от кошки (н) чего? Р.п. 1 скл.,

дам лошади (н) кому? Д.п. 3 скл.,

в тетради (н) чём? П.п. 3 скл.,

к ромашке (в) чему? Д.п. 1 скл.,

на обложке (в) чём? П.п. 1 скл.,

от осинки (н) чего? Р.п. 1 скл.,

от деревни (н) чего? Р.п. 1 скл.,

на макушке (в) чём? П.п. 1 скл.,

у дочки (н) кого? Р.п. 3 скл.,

от веточки (н) Чего? Р.п. 1 скл.,

к тёте (в) Кому? Д.п. 1 скл.,

до деревни (н) Чего? Р.п. 1 скл.,

к речке (в) Чему? Д.п. 1 скл.,

на лодке (в) чём? П.п. 1 скл.






Творческий этап.

  1. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа № 2 (Приложение 5)

Учитель: - У вас на столах лежат листы с самостоятельной работой №2. Здесь представлены 3 задания. Вы можете выбрать и выполнить любое, с которым, на ваш взгляд, вы справитесь лучше всего. Работа на оценку.

Учитель: - Приступайте к выполнению.

Учитель: - Кто выполнял задание 1? Проверим.

- Кто выполнял задание 2? Проверим.

- Кто выполнял задание 3? Проверим.

Учитель: - Зафиксируйте результат в таблице результатов. Графа самостоятельная работа №2. Справились вы с заданием или нет.

Результаты моей работы (Приложение 2)

Вид работы

Без ошибок

1 ошибка

2 и более ошибок

Самостоятельная работа № 1





Справился

Не справился

Самостоятельная работа № 2




ДА

НЕТ

Умею грамотно писать безударные окончания имён существительных.



8. Домашнее задание.

Учитель: Выполнить задания в тетради на печатной основе «Пишем грамотно»: С.22 упр.1,2, 3.













9. Рефлексия

Учитель: - Урок мы начали с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Какую частичку мудрости добавил вам сегодняшний урок? (Если останется время, то записать).

Ученики: - Мы закрепили свои знания и будем писать безударные окончания без ошибок.



Учитель: - Просмотрите свои листки самооценки и сделайте выводы: можете ли вы поставить «плюс» напротив графы «Умею грамотно писать безударные окончания имён существительных»? Ответить на этот вопрос вам поможет таблица результатов.

Учитель: - За что вы можете сегодня себя похвалить?

Учитель: - А теперь проанализируем наше настроение в конце урока и сравним его с настроением в начале урока.

Моё настроение в конце урока. (Приложение 2)

У меня всё получилось!


Мне было нелегко, но я очень старался (старалась)


У меня ничего не получилось…




Учитель: - Какой вывод можно сделать?

Учитель: -Вы, действительно, замечательно работали. Спасибо всем за интересный урок!



















Приложение 1

Прогноз погоды, записать в тетради, увидел медведя, любуюсь звёздами, до глубокой ночи, иду с другом, угостил конфетой, встречались у площади, любуюсь закатами, сюрприз маме, мимо озера, катался на лошади, жили в деревне, без света, подарок для дочери.











































Приложение 2

Лист самооценки

Моё настроение в начале урока.

Уверен (-а), что всё у меня получится!


Сомневаюсь, что получится, но я постараюсь.


Ничего у меня не получится…


Результаты моей работы

Вид работы

Без ошибок

1 ошибка

2 и более ошибок

Самостоятельная работа № 1





Справился

Не справился

Самостоятельная работа № 2




ДА

НЕТ

Умею грамотно писать безударные окончания имён существительных.





Моё настроение в конце урока.

У меня всё получилось!


Мне было нелегко, но я очень старался (старалась)


У меня ничего не получилось…




Приложение 3

Самостоятельная работа № 1

Допиши безударные окончания имён существительных и докажи свой выбор графически.

Допиши безударные окончания имён существительных

докажи свой выбор графически

Начальная форма, окончание

Род

Скло-

нение

Падеж

Окон-

чание

Слово

помощник

играл на скрипк…







проехал мимо деревн…







ожидал на вокзал…







приехал к сестрёнк…







не чувствовал усталост…







висит на ветк…







болтали до ноч…































Приложение 4

Дополнительное задание


Допиши окончания в словах.

Зимой на улиц… шёл сильный снегопад.

Метель понеслась и закружилась в снежном вальс…. .

Могучий лось тяжело пробирался по высокой густой трав…. .

Белым снег…. занесло все лесные тропинки .

Мы читаем стихи о весенней капел…. .









































Приложение 5

Самостоятельная работа № 2

Выбери и выполни любое из трёх предложенных заданий.

  1. Заполни таблицу.


Докажи правильность выбора

Склонение

Падеж

Слово- помощник

вылез из берлоги




остался без помощи




разглядел в тумане




приехал к бабушке




мечтал о медали




по узкой тропинке




ехала по дороге






  1. Составь словосочетания, раскрой скобки. Определи склонение и падеж существительных, выдели окончания.

спрятался за (туча) ______________________________________________________________

над седьмым (этаж) _____________________________________________________________

доволен (друг) _________________________________________________________________

работать на (завод) _____________________________________________________________

купил для (брат) _______________________________________________________________

уехала в (деревня) ______________________________________________________________

у Олега в(тетрадь) ______________________________________________________________


3. Творческое задание.

Придумай и запиши предложения так, чтобы в первом предложении были существительные только первого склонения, во втором – только второго, а в третьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2–3 имён существительных).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Безударные окончания имен существительных ".

Автор: Аверьянова Ангелина Михайловна

Дата: 15.02.2022

Номер свидетельства: 600283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) ": Правописание безударных окончаний имен  существительных в родительном, дательном и предложном падежах."
    ["seo_title"] => string(117) "pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-v-roditiel-nom-datiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "296784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456077916"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "105469"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402854895"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Конспект и презентация урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже" "
    ["seo_title"] => string(152) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-v-tvoritiel-nom-padiezhie"
    ["file_id"] => string(6) "107794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403448020"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_pravopisanie_bezudarnykh_okonchanii_imen_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "508995"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1556873913"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме " Падежные окончания имен существительных ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_4_klass_po_teme_padezhnye_okonchaniia_imen_sus"
    ["file_id"] => string(6) "594047"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1639061747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства