Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Безударные окончания имен существительных ".»
Конспект урока
ФИО
Аверьянова Ангелина Михайловна
Место работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Школа №30»
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Русский язык
Класс
3-10
Тема и номер урока в теме
«Безударные окончания имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения», урок № 6.
Предметная программа и её автор
Авторская программа курса «Русский язык» С.В. Иванов, А.О.Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2019.
Цель урока:
Отработать правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения.
Задачи урока:
-организовать деятельность учащихся по обобщению и закреплению знаний правописания безударных окончаний имён существительных;
-упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударных окончаниях имен существительных 1, 2 и 3 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;
-отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных.
АРМ учителя, класс – фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
Необходимое оборудование
1. С.В. Иванов, А.О.Евдокимова. Русский язык. 3 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2019.
2. Компьютер, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
3. Раздаточный материал (карточки с дополнительными заданиями).
Цели метапредметные.
Познавательные:
- развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщения, выводы.
Регулятивные:
- развивать умение планировать необходимые действия;
- контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы;
- осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
Коммуникативные:
- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные:
-формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания;
- содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.
Тип занятия: учебное занятие по обобщению и закреплению знаний и способов деятельности (урок – повторение).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ:- умеют правильно определять и писать безударные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение; умение добывать новые знания;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; постановка учебной задачи; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации, сравнивать результат с эталоном.
КОММУНИКАТИВНЫЕ – использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать грамматические нормы произношения; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
ЛИЧНОСТНЫЕ: самостоятельность и активность; формировать навыки самоконтроля.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Адаптационный этап.
Мотивация к деятельности.
Слушают музыкальный эпиграф.
Учитель:
- Теперь тихонько сядем и начнём наш урок. А начать хочу урок с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Давайте заглянем в словарь Ожегова и прочитаем определение что такое мудрость!
Ученики:
- Читают определение.
Учитель: - Я заглянула в Википедию и уточнила значение слова мудрость.
Му́дрость - это свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и выражающееся в способности уместного их применения...
Учитель:
- Как вы её понимаете?
Ученики:
Мы узнаём что-то новое и становимся умнее.
Постановка целей и задач. Актуализация знаний.
Учитель:
- Откройте тетради. Запишите число. Мы проведем минутку чистописания.
- На доске записаны буквы (с, у, е, щ, с, т, в, е, л, ь, н, е, и , т, о).
- Какое слово здесь зашифровано? Что получилось? (существительное)
Учитель:
(Учитель вешает табличку с надписью существительное)
- Дайте определение имени существительному.
Ученики:
- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Учитель:
Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат карточки со словосочетаниями. Ваша задача подумать и ответить на какие 3 группы можно разделить выделенные слова?
Задание 1. (Приложение 1.)
Прогноз погоды (1 скл.), записать в тетради (3 скл.),увидел медведя (2 скл.), любуюсь рыбой (1 скл.), до глубокой ночи (3 скл.), иду с другом (2 скл.), угостил конфетой (1 скл.), встречались у площади (3 скл.), любуюсь закатом (2 скл.), сюрприз маме (1 скл.), мимо озера (2 скл.), катался на лошади (3 скл.), жили в деревне (1 скл.), без света (2 скл.), подарок для дочери (3 скл.).
Ученики:
Это существительные 1, 2, 3 склонения
Учитель:
- Что надо сделать, чтобы определить склонение имени существительного?
Ученики:
- Надо поставить слово в начальную форму. Это именительный падеж, единственное число.
Учитель:
- Давайте вспомним какие существительные относятся к 1 склонению?
Ученики:
сущ. М.р. и Ж.р. с окончанием -а, -я – вешаю серединку ромашки.
Учитель:
давайте вспомним какие существительные относятся ко2 склонению?
Ученики:
сущ. М.р. с нулевым окончанием, существительные Ср.р. с окончаниями -о,
-е - вешаю серединку ромашки.
Учитель:
- Давайте вспомним какие существительные относятся к 3 склонению?
Ученики:
сущ. Ж.р. оканчивающиеся на ь с нулевым окончанием - вешаю серединку ромашки.
Учитель:
й ряд записывает сущ. 1 слк., 2-й ряд записывает сущ.2 скл., 3-й ряд записывает сущ. 3 скл.
Учитель:
- Давайте проверим, что у вас получилось и разместим слова на доске.
- Обратите внимание на выделенную часть слова и ударение.
- Кто может сформулировать тему урока?
Ученики:
«Безударные окончания имен существительных 1,2,3 склонения»
- Зачем нам надо знать, как пишутся безударные окончания имен существительных?
Ученики:
- Эти слова надо проверять, чтобы не делать в них ошибки и грамотно писать.
Учитель:
- Вы уже знаете, чем будете заниматься на уроке. Попробуйте оценить свой настрой на предстоящую работу. Зафиксируйте в таблице результатов. (Приложение 2.)
Моё настроение в начале урока.
Уверен (-а), что всё у меня получится!
Сомневаюсь, что получится, но я постараюсь.
Ничего у меня не получится…
Основной этап.
Обобщение и систематизация.
Учитель: - Давайте вспомним алгоритм действий при проверке безударных окончаний имён существительных.
- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно определить окончание в безударных окончаниях имён существительных.
Ученики:
Алгоритм проверки безударных окончаний
Слайд 1
Определяю склонение - ставлю слово с безударным окончанием в начальную форму (И.п., ед.ч.); выделяю окончание; определяю род.
Задание 2
Определи склонение имен существительных.
Слайд 2
Определяю падеж слова с безударным окончанием – по падежным вопросам.
Задание 3
Определи падеж имен существительных.
Слайд 3
Вспоминаю окончания этого склонения в нужном падеже.
Задание 4
Запиши падежные окончания имен существительных.
Слайд 4
Проверяю по опорным словам в форме того же падежа (1-е скл.- земля, весна; 2-е скл.- слон, колесо; 3-е скл.- рожь).
Задание 5
Запиши опорные слова.
Слайд 5
Записываю то же окончание в безударную позицию.
Задание 6
Запиши то же окончание в безударную позицию.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Учитель:
- Теперь, когда мы повторили все правила и алгоритм действий, мы сможем написать самостоятельную работу. Возьмите лист с самостоятельной работой №1. Посмотрите на предложенное вам задание. Что необходимо сделать?
Ученики: - Дописать безударные окончания имён существительных и доказать свой выбор графически.
Учитель: - Приступайте к выполнению.
Самостоятельная работа № 1 (Приложение 3)
Допиши безударные окончания имён существительных и докажи свой выбор графически.
Допиши безударные окончания имён существительных
докажи свой выбор графически
Начальная форма, окончание
Род
Скло-
нение
Падеж
Окон-
чание
Слово
помощник
играл на скрипк…
проехал мимо деревн…
ожидал на вокзал…
приехал к сестрёнк…
не чувствовал усталост…
висит на ветк…
болтали до ноч…
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель:
- Мы проведем взаимопроверку. Поменяйтесь листочками с соседом.
- Чтобы узнать, верно ли вы справились с работой, воспользуемся образцом выполнения задания.
- Карандашом зачеркните неверный ответ, не исправляя его. Слайд 7
Образец выполнения самостоятельной работы № 1
Допиши безударные падежные окончания имён существительных
докажи свой выбор графически
Начальная форма, окончание
Род
Скло-
нение
Падеж
Окон-
чание
Слово-помощник
играл на скрипкЕ
скрипка
Ж.р.
1 скл.
П.п.
- е
на землЕ
проехал мимо деревнИ
деревня
Ж.р.
1 скл.
Р.п.
- и
мимо землИ
ожидал на вокзалЕ
вокзал
М.р.
2 скл.
П.п.
- е
на слонЕ
приехал к сестрёнкЕ
сестрёнка
Ж.р.
1 скл.
Д.п.
- е
к землЕ
не чувствовал усталостИ
усталость
Ж.р.
3 скл.
Р.п.
- и
Нет ржИ
висит на веткЕ
ветка
Ж.р.
1 скл.
П.п.
- е
на землЕ
болтали до ночИ
ночь
Ж.р.
3 скл.
Р.п.
- и
До ржИ
Учитель:
- Сосчитайте количество неверно записанных окончаний имён существительных и зафиксируйте в таблице результатов. (Приложение 2)
Результаты моей работы
Вид работы
Без ошибок
1 ошибка
2 и более ошибок
Самостоятельная работа № 1
Справился
Не справился
Самостоятельная работа № 2
ДА
НЕТ
Умею грамотно писать безударные окончания имён существительных.
Учитель: - Кто выполнил задание без ошибок? Как вы думаете, почему вам удалось успешно справиться с заданием?
Ученики:
- Знаем правила, умеем их применять. Запомнили алгоритм действий. Были внимательными. Постарались.
Учитель: - Кто допустил в задании только 1 ошибку? Как думаете, почему?
-У кого в задании 2 и более ошибок? Как думаете, какая причина?
Ученики: - Плохо выучили правило. Были невнимательными.
Учитель: - Проведем работу над ошибками. Те, кто допустили ошибки проверьте, верно ли вы определили склонение, падеж и выбрали окончание. Если нет исправьте их. Кто выполнил работу без ошибок, выполняет дополнительное задание. (Индивидуальные задания для тех, кто справился без ошибок) (Приложение 4)
Могучий лось тяжело пробирался по высокой густой траве .
Белым снегом занесло все лесные тропинки .
Мы читаем стихи о весенней капели .
Физкультминутка.
Я буду называть существительное. Если в окончании надо писать -е, то вы поднимаете руки вверх, если - и, опускаете вниз.
По дорожке (в) чему? Д.п. 1 скл.,
от кошки (н) чего? Р.п. 1 скл.,
дам лошади (н) кому? Д.п. 3 скл.,
в тетради (н) чём? П.п. 3 скл.,
к ромашке (в) чему? Д.п. 1 скл.,
на обложке (в) чём? П.п. 1 скл.,
от осинки (н) чего? Р.п. 1 скл.,
от деревни (н) чего? Р.п. 1 скл.,
на макушке (в) чём? П.п. 1 скл.,
у дочки (н) кого? Р.п. 3 скл.,
от веточки (н) Чего? Р.п. 1 скл.,
к тёте (в) Кому? Д.п. 1 скл.,
до деревни (н) Чего? Р.п. 1 скл.,
к речке (в) Чему? Д.п. 1 скл.,
на лодке (в) чём? П.п. 1 скл.
Творческий этап.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа № 2 (Приложение 5)
Учитель: - У вас на столах лежат листы с самостоятельной работой №2. Здесь представлены 3 задания. Вы можете выбрать и выполнить любое, с которым, на ваш взгляд, вы справитесь лучше всего. Работа на оценку.
Учитель: - Приступайте к выполнению.
Учитель: - Кто выполнял задание 1? Проверим.
- Кто выполнял задание 2? Проверим.
- Кто выполнял задание 3? Проверим.
Учитель: - Зафиксируйте результат в таблице результатов. Графа самостоятельная работа №2. Справились вы с заданием или нет.
Результаты моей работы (Приложение 2)
Вид работы
Без ошибок
1 ошибка
2 и более ошибок
Самостоятельная работа № 1
Справился
Не справился
Самостоятельная работа № 2
ДА
НЕТ
Умею грамотно писать безударные окончания имён существительных.
8. Домашнее задание.
Учитель: Выполнить задания в тетради на печатной основе «Пишем грамотно»: С.22 упр.1,2, 3.
9. Рефлексия
Учитель: - Урок мы начали с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Какую частичку мудрости добавил вам сегодняшний урок? (Если останется время, то записать).
Ученики: - Мы закрепили свои знания и будем писать безударные окончания без ошибок.
Учитель: - Просмотрите свои листки самооценки и сделайте выводы: можете ли вы поставить «плюс» напротив графы «Умею грамотно писать безударные окончания имён существительных»? Ответить на этот вопрос вам поможет таблица результатов.
Учитель: - За что вы можете сегодня себя похвалить?
Учитель: - А теперь проанализируем наше настроение в конце урока и сравним его с настроением в начале урока.
Моё настроение в конце урока. (Приложение 2)
У меня всё получилось!
Мне было нелегко, но я очень старался (старалась)
У меня ничего не получилось…
Учитель: - Какой вывод можно сделать?
Учитель:-Вы, действительно, замечательно работали. Спасибо всем за интересный урок!
Приложение 1
Прогноз погоды, записать в тетради,увидел медведя, любуюсь звёздами, до глубокой ночи, иду с другом, угостил конфетой, встречались у площади, любуюсь закатами, сюрприз маме, мимо озера, катался на лошади, жили в деревне, без света, подарок для дочери.
Приложение 2
Лист самооценки
Моё настроение в начале урока.
Уверен (-а), что всё у меня получится!
Сомневаюсь, что получится, но я постараюсь.
Ничего у меня не получится…
Результаты моей работы
Вид работы
Без ошибок
1 ошибка
2 и более ошибок
Самостоятельная работа № 1
Справился
Не справился
Самостоятельная работа № 2
ДА
НЕТ
Умею грамотно писать безударные окончания имён существительных.
Моё настроение в конце урока.
У меня всё получилось!
Мне было нелегко, но я очень старался (старалась)
У меня ничего не получилось…
Приложение 3
Самостоятельная работа № 1
Допиши безударные окончания имён существительных и докажи свой выбор графически.
Допиши безударные окончания имён существительных
докажи свой выбор графически
Начальная форма, окончание
Род
Скло-
нение
Падеж
Окон-
чание
Слово
помощник
играл на скрипк…
проехал мимо деревн…
ожидал на вокзал…
приехал к сестрёнк…
не чувствовал усталост…
висит на ветк…
болтали до ноч…
Приложение 4
Дополнительное задание
Допиши окончания в словах.
Зимой на улиц… шёл сильный снегопад.
Метель понеслась и закружилась в снежном вальс…. .
Могучий лось тяжело пробирался по высокой густой трав…. .
Белым снег…. занесло все лесные тропинки .
Мы читаем стихи о весенней капел…. .
Приложение 5
Самостоятельная работа № 2
Выбери и выполни любое из трёх предложенных заданий.
работать на (завод) _____________________________________________________________
купил для (брат) _______________________________________________________________
уехала в (деревня) ______________________________________________________________
у Олега в(тетрадь) ______________________________________________________________
3. Творческое задание.
Придумай и запиши предложения так, чтобы в первом предложении были существительные только первого склонения, во втором – только второго, а в третьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2–3 имён существительных).