kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Простые и сложные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Простые и сложные предложения". Урок составлен по УМК Школа России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Простые и сложные предложения"»

Урок русского языка в 4 классе на тему: «ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цели урока:

образовательные:

познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";

научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;

познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;

учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

развивающие:

развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;

развивать навык чёткого и красивого письма;

развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

закрепить навык определения простых осложнённых и сложных предложений;

закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;

формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;

развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление

воспитательные:

расширять коммуникативные способности детей;

закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;

воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства;

воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная



Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, таблица со схемами предложений, карточки с упражнениями и тестами.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

2.Актуализация знаний

Учитель:

-Сегодня, ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение».

Ответим на вопросы:

-Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

-Какие бывают предложения по интонации?

(Восклицательные, невосклицательные).

-Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?

(Распространенные, нераспространенные)

-Что такое грамматическая основа предложения?

(Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)

-Какие бывают предложения по наличию главных членов?

(Если в предложении есть оба главных члена – это двусоставное предложение, если в предложении есть только один из главных членов, то это предложение - односоставное)

Учитель:

- А теперь, ребята, на доске даны 3 предложения. Давайте выделим в этих предложениях грамматическую основу и построим схемы этих предложений

(На доске заранее записаны предложения. Ученики по цепочке выходят к доске, выделяют грамматическую основу и строят схему предложений)

1)Снег выпал и покрыл всю землю.

2)Снег выпал, и деревья покрылись инеем

3)Снег выпал, деревья покрылись инеем

Учитель:

-Сколько грамматических основ в первом предложении?

- Как называется это предложение? (Это предложение простое, потому что в нем 1 грамматическая основа)

- Что общего во 2-м и 3-м предложениях? (В этих предложениях 2 грамматические основы)

-Как можно назвать эти предложения? (Сложные)

- Какой знак препинания стоит между простыми предложениями? (Запятая)

-Прочитаем 2-е предложение. Как соединяются здесь простые предложения? (При помощи интонации и союза и)

- Такие предложения называются союзными. Прочитаем 3-е предложение.

-Как соединяются здесь простые предложения? (При помощи интонации и без союза)

- Такие предложения называются бессоюзными

Исходя из наших рассуждений, сделаем вывод, какие предложения называются сложными? (Предложения, в которых две или несколько грамматических основ)

- Какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в составе сложного? (Запятые)

- Какие предложения называются союзными? (Сложные предложения, в которых ПП соединяются при помощи интонации и союза)

-Какие предложения называются бессоюзными? (Сложные предложения, в которых ПП соединяются только при помощи интонации, без союзов)

3. Формулирование темы и цели урока

-А теперь, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).

-Запишите в тетрадях тему урока. (На доске записывается тема урока.)

- Исходя из темы, сформулируйте цели урока. Используйте опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с ... ...;

2) Научиться различать ... и ...;

3) Научиться ставить ...

4) Научиться определять, как связываются…

-Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте прочитаем теоретический материал из учебника.

4. Изучение нового материала

А теперь, ребята, посмотрите на доку. Прочитайте, пожалуйста, текст.1.Солнце св..тило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поск…рее отнес бобренка к реке.

-Давайте объясним орфограммы

(Светило-свет, затопила - затопит, перетащили – тащит, оказались – окажется, выбился – бился, поскорее – скоро)

-Молодцы, ребята.

-О чем говорится в этом тексте? (В этом тексте рассказывается, как вода в реке поднимается, один бобренок тонет и как его спасают).

- Как можно озаглавить этот текст? (Этот текст можно назвать «Случай с бобрятами»)

- Определите стиль текста. (Художественный стиль текста)

Чему учит нас этот текст? (Этот текст учит нас тому, чтобы мы любили и охраняли природу). (Этот текст учит нас быть добрыми и помогать животным.

- Что мы можем сделать для охраны природы?

-Как мы должны вести себя на природе? 1.Не разжигать в лесу костер, чтобы не было пожара.

2.Не загрязнять окружающую среду.

3.Не разорять птичьи гнезда, муравейники

4.Зимой птицам делать кормушки, чтобы они не погибли от голода

5.Не ломать деревья, не рвать цветы

- А теперь, ребята, я вам раздам карточки. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. (Учитель раздает карточки с текстом)

1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде, поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, я поскорее отнес бобренка к реке.

-Закончили? Давайте проверим, правильно ли вы подчеркнули грамматические основы? (Ученики по цепочке находят грамматические основы)

- А теперь, ребята, немного отдохнем

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся,

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

-А теперь, на доске составим схемы этих предложений. (Дети по очереди выходят к доске, строят схемы предложений, объясняют какие это предложения, при помощи чего соединяются простые предложения в сложном)

-Какой вывод можно сделать из этого упражнения? (Если в предложении одна грамматическая основа – предложение простое),(Если две или несколько основ, то предложение сложное.)

-Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.

(Простые предложения в сложном соединяются при помощи союзов или только при помощи интонации)

Работа в парах. Следующее задание. Работаем в парах.

Первая пара: Выпишите номера простых предложений с однородными членами, связанными союзом и.

Вторая пара: Выписать номера сложных предложений

Выплыло из-за туч солнышко и направило на землю свои лучи. -ПП

Цветет черемуха, и над самой водой зеленеют кусты смородины. -СП

Дождевые капли тяжело шлепались о листья и падали на землю. -ПП

Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. -СП

Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам. -ПП

Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер. -СП

Простые предложения: 1, 3, 5

Сложные предложения: 2, 4, 6

Первая пара вы должны были выписать номера простых предложений. Родион, какие номера вы выписали? (1, 3, 5)

найди в этих предложениях грамматическую основу. Что соединяет союз и в этих предложениях? (Союз и соединяет однородные сказуемые)

-Вторая пара вы должны были выписать номера сложных предложений. Азамат, какие номера вы выписали? (2, 4, 6)

- Найдите в этих предложениях грамматическую основу. Что соединяет союз и в этих предложениях? (Союз и соединяет простые предложения в составе сложного)

-Какой вывод можно сделать из этого задания? (Союз и может соединять однородные члены в простом предложении. Может соединять простые предложения в составе сложного, поэтому необходимо быть внимательными при нахождении грамматической основы предложения, и определении типа предложения)

-А теперь, ребята, выполним тестовые задания (Учитель раздает тесты)

Ученики выполняют тесты

Закончили? Поменяйтесь тестами и проверьте друг друга. Правильные ответы на экране

Ответы:

1

2, 3,

2

2, 3

Оценки:

«5» - нет ошибок, «4» - одна ошибка , «3» - две - три ошибки, «2» - больше трех ошибок

Учитель: Поставьте друг другу оценки. Молодцы! (Учитель собирает тесты)

- А теперь выполним упражнение № 237 по учебнику. Прочитайте задание. (Ученики по цепочке составляют сложные предложения)

Учитель: Какой вывод можно сделать из этого упражнения? (Простые предложения могут соединятся при помощи разных союзов, при этом меняется смысл сложного предложения)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Сегодня, ребята, вы очень хорошо поработали. Молодцы. Давайте подведем итог

-Чему вы научились сегодня на уроке? (Различать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений)

-Какое предложение называют сложным? (Предложения, в которых две или несколько грамматических основ)

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении? (Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая)

-Как соединяются простые предложения в сложном?

(При помощи союзов или бессоюзно, при помощи интонации)

7. Домашнее задание: Выписать из любого художественного произведения 5 сложных предложений и составить их схемы п.46, упражнение 238

Спасибо за урок!

8. Оценка

Тесты

1. Выбрать схему сложного предложения

1.[– =], [– =].

2.[– =].

3.[– =, =].

2.Найти сложные предложения

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.

3.Над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.

3. Найти простые предложения с однородными членами

1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали желтые листья.

2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.

3.В небе появилась и засверкала первая звездочка.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Простые и сложные предложения"

Автор: Угарова Наталья Евгеньевна

Дата: 28.03.2021

Номер свидетельства: 576982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока русского языка на тему "Простые и сложные предложения.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_na_tiemu_prostyie_i_slozhnyie_priedlozhieniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "358323"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479025203"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Интонация БСП» (9 класс)            Технология встречных усилий"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosintonatsiiabsp9klasstiekhnologhiiavstriechnykhusilii"
    ["file_id"] => string(6) "304983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457857954"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка по теме "Общая характеристика сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448218063"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства