Тема | Простые и сложные предложения |
Цель Задачи | Создать условия для формирования понятия о простом и сложном предложениях Развивать умение различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктационно оформлять предложения, составлять схемы; Развивать навыки связной осознанной речи, мышление, любознательность; Воспитывать сдержанность, умение выслушивать мнение других, интерес к учению. |
Планируемый предметный результат: | Знать понятия «простые» и «сложные» предложения Уметь определять простые и сложные предложения в тексте. Уметь строить простые и сложные предложения по схеме. |
Методы обучения | По источнику знаний: практический ( выполнение заданий), наглядный (наблюдения учеников), работа с книгой, словесный. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый. |
Ведущий вид деятельности | Проблемный (подводящий диалог) |
Образовательные ресурсы | Учебник, тетрадь на печатной основе, проектор, оценочные листы, индивидуальные карточки-задания |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению результатов | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
I Орг.момент Мотивация к учебной деятельности Цель: проверка готовности учащихся; организация внимания; создание позитивного настроя на урок. | Организует готовность к уроку Настрой на урок – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Словарная работа. Введение словарного слова тревога. Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: "Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришел! "
Не слышит тревоги их царственный лес. Под темной лазурью суровых небес Его спеленали могучие сны, И зреет в нем сила для новой весны. -Какую картину вы представили при прослушивании данного стихотворения? - Какое настроение передал автор? - какие слова вам в этом помогли? – Как вы объясните значение слова тревога? Комментированная запись слова тревога. Синонимы..антонимы – Подберите однокоренные слова так, чтобы они были разными частями речи. Тревога, тревожный, потревожить, тревожно. – Составьте простое предложение с словом тревога .Запишите его. | Подготовка к уроку | | |
II Актуализация знаний и постановка проблемы Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | – Что объединяет все эти схемы? (Схемы представлены на слайде/доске.) [ – = ]! [ = – ]. [ = – , – ]. [ – = ], [ – = ]. - Что такое предложение? - Что мы знаем о предложении? | (Это схемы предложений.) – это слово, или группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. По цели высказыванию, по интонации и т.д. | | |
III Формулирование темы и целей урока. Цель: мотивация к пробному учебному действию | [ – = ]! [ = – ]. [ = – , – ]. [ – = ], [ – = ]. - Сравните схемы. На какие группы их можно разделить? – Предположите, какие будут ключевые слова урока. (Простое, сложное предложение.) Запишите их. - Сформулируйте тему нашего урока - Сформулируйте цели сегодняшнего урока | [ – = ]! [ = – ]. [ = – , – ]. - это схемы простых предложений, в них одна грамматическая основа [ – = ], [ – = ]. - это схема сложного предложения, в нем две грамматические основы. - Простые и сложные предложения - Учиться различать простые и сложные предложения и т.д. | | |
IV Совместное открытие знаний Цель: организовать условия для решения учебной проблемной ситуации. | Работа в учебнике. 1. Упр. 49 – развивается умение отличать простые и сложные предложения, определять признаки простых предложений. Выполняется по «шагам» в задании. В тексте пять простых предложений, так как в каждом из них по одной грамматической основе. Ученики записывают предложения, составляют схемы. В 3-м и 4-м предложениях есть однородные второстепенные члены. Синтаксический разбор последнего предложения. | | | |
V Физминутка. Цель: организовать условия для сохранения здоровья | | | | |
VI Самостоятельное применение знаний. Цель: контроль за правильностью выполнения способа действия, коррекция усвоения материала | 2. Упр. 50 – развивается умение анализировать и сравнивать структуру простых предложений. Сделайте вывод: в чём сходство и отличие между предложениями? 3. Разноуровневые задания 1 гр. Инд работа в карточках. Прочитать текст. Выписать 1 простое и одно сложное предложение. Выделить грамматическую основу. Построить схемы предложений 2 гр. Составить из простых предложений сложные, записать, провести синтаксический разбор предложений. | (Все предложения простые. Отличие: первое – нераспространённое, два других – распространённые, в 3-м предложении есть однородные члены.) | | |
VII Домашнее задание. Цель: контроль за правильностью выполнения способа действий | - Дома составить небольшой рассказ, используя сложные предложения, на тему «Осенью в лесу». | | |
VIII Итог урока, рефлексия учебной деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности | - Какие предложения называются простыми? - Какие предложения называются сложными? - Чем отличается сложное предложение от простого? – Чему научились? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? | | |