kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для учащихся 4 класса

Цель урока:  познакомить с особенностями глаголов неопределённой формы.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;
  • Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы глагола;
  • Познакомить с суффиксами, которые указывают на неопределённую форму глагола;

Развивающие:

  • Развивать критическое мышление учащихся;
  • Развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы;
  • Развивать умение обобщать полученные данные и делать выводы;
  • Обогащать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к языку и слову;
  • Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания;

Приёмы ТРКМ: таблица «ЗХУ», «Бортовой журнал», «Инсерт».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол" »

Сопроводительная информация к уроку


1. Ф.И.О. учителя Мартьянова Ольга Николаевна

2. Город, школа г. Пермь, МАОУ «СОШ № 83»

3. Предмет Русский язык

4. Класс 4 класс, СРО Л.В. Занкова

5. Тема урока Неопределённая форма глагола

6. Место урока в теме Изучение нового материала






Тема урока: Неопределённая форма глагола


Цель урока: познакомить с особенностями глаголов неопределённой формы.


Задачи урока:

Обучающие:

  • Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;

  • Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы глагола;

  • Познакомить с суффиксами, которые указывают на неопределённую форму глагола;

Развивающие:

  • Развивать критическое мышление учащихся;

  • Развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы;

  • Развивать умение обобщать полученные данные и делать выводы;

  • Обогащать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к языку и слову;

  • Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания;

Приёмы ТРКМ: таблица «ЗХУ», «Бортовой журнал», «Инсерт».


Ход урока:


  1. Стадия вызова

  1. Организационный момент:

Учитель: Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и не скучным. Успехов нам и удачи! Открываем тетрадочки, записываем число. Комментирует …

(Ученик: Числительное пятнадцать сложное. Оно обозначает пять на дцать, т.е. десять. Ь знак в середине слова не пишется. Ноябрь – словарное слово, запоминаем букву О)

  1. Минутка чистописания:

Учитель: Запишем сочетания букв: ть//ти//чь//. Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о них побольше.

Учитель: Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии. (Слайд № 2)

Взял книгу в руки – не заскучаешь.

Мы будем много знать, если мало будем спать.

Хорошо того учить, кто хочет много знать.

Сделали дело – гуляем смело!


Учитель: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим. Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.


(Диалог предлагается прочитать хорошо читающим ученикам)

Кор.: Что вы больше всего любите делать?

Часть речи: Люблю действовать!

Кор.: Что вы больше всего не любите?

Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!

Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

(Дети отвечают, что это глагол)


Учитель: Выпишите глаголы из пословиц. Прочитайте.

(Ученик: Взял, не заскучаешь, будем знать, будем спать, учить, знать, сделали, гуляем) (Слайд № 3)


Учитель: Да, это наши знакомые незнакомцы – глаголы. Почему я их так назвала?

(Ученики: Мы не всё знаем о глаголах, путаемся, когда их пишем или делаем разбор…)


Учитель: давайте упорядочим наши знания о глаголе, а для этого заполним таблицу.

( Таблица заранее начерчена на доске и заполняется учителем только в ходе ответов детей. В таблице даны предполагаемые ответы детей.)


Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Обозначает действие предмета.

  • Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?

  • Изменяется по лицам.

  • Изменяется числам.

  • У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.

  • Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.

  • Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

  • В глаголах прошедшего времени есть суффикс – л.

  • Глаголы не употребляются с предлогами.

  • С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.

  • Имеет начальную или неопределённую форму.




( В этом классе дети знают, что глаголы будущего времени сложной формы состоят из глагола-помощника и глагола неопределённой формы. Если дети не вспомнят про неопределённую форму, то им можно предложить «ловушку».

Учитель: Вернёмся к глаголам, которые мы выписали из пословиц. Мне кажется, что мы выписали два одинаковых глагола. Кто согласен? Почему?

Ученики: Глагол будем знать – будущего времени, а глагол знать – неопределённая форма глагола.

После разъяснений и заполнения первого столбика таблицы продолжается работа над темой урока.) (Слайд № 4)


Учитель: Какое из записанных нами знаний изучено нами меньше всего?

(Ученики: начальная или неопределённая форма глагола)

Учитель: Это и будет темой нашего урока. (Тема записывается на доске)

Учитель: Что хотите узнать о неопределённой форме глагола? (Дети отвечают, а учитель заполняет вторую колонку таблицы ЗХУ)


Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Обозначает действие предмета.

  • Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?

  • Изменяется по лицам.

  • Изменяется числам.

  • У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.

  • Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.

  • Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

  • В глаголах прошедшего времени есть суффикс – л.

  • Глаголы не употребляются с предлогами.

  • С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.

  • Имеет начальную или неопределённую форму.


  • Почему неопределённую форму глагола так назвали?


  • На какие вопросы отвечает?



  • Особенности неопределённой формы глагола.



( Слайд № 5)

  1. Стадия осмысления


Учитель: Прежде чем начать свою работу по изучению неопределённой формы глагола, положите перед собой «Бортовые журналы» и определите пункты исследования. Вам поможет наша таблица ЗХУ.

(Таблицу для «Бортовых журналов» заранее распечатал учитель. Дети предлагают пункты, а учитель помогает им выявить главные и записывает их в левую колонку «Бортового журнала»)


Пункты исследования

Результаты исследования

  • Вопросы н.ф. глагола.

  • Изменение по лицам.

  • Изменение по числам.

  • Изменение по времени.

  • Изменение по родам.

  • Особенности глаголов н.ф.


(Слайд № 6)

Учитель: Для экономии времени я предлагаю провести исследования первых 5 пунктов по звёздочкам: для 1 звёздочки – первый вопрос, для 2 звёздочки – 2 вопрос и т.д. Работать будем с глаголами, выписанными из пословиц, а для 5 звёздочки я предлагаю другие глаголы. (Слайд № 7)

(В этом классе дети давно разделены на команды-звёздочки и выполняют различные задания учебного и не учебного характера. Командиры звёздочек докладывают о результатах своей работы.

1 звёздочка: Мы задавали вопросы к глаголам неопределённой формы и выяснили, что они отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

2 звёздочка: Мы распределяли глаголы в группы по лицам и выяснили, что глаголы неопределённой формы не имеют лица.

3 звёздочка: Мы распределяли глаголы в группы по числу и выяснили, что глаголы неопределённой формы по числам не изменяются.

4 звёздочка: Мы распределяли глаголы в группы по времени и выяснили, что глаголы неопределённой формы по времени не изменяются.

5 звездочка :Мы распределяли глаголы по родам и определили, что у глаголов неопределённой формы род определить нельзя.

В результате работы заполняется «Бортовой журнал»)


Пункты исследования

Результаты исследования

  • Вопросы н.ф. глагола.

  • Изменение по лицам.

  • Изменение по числам.

  • Изменение по времени.

  • Изменение по родам.

  • Особенности глаголов н. ф.

  • Что делать?

  • Не изменяется.

  • Не изменяется.

  • Не изменяется.

  • Не имеет рода.

( Слайд № 8)

Физминутка


Учитель: Молодцы! Для дальнейшего исследования я предлагаю вам списать текст. Глаголы, записанные в скобках, поставьте в неопределённую форму.

Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотою. ( Слайд № 9)

Учитель: Какое предложение не такое как все, если расценивать его с точки зрения темы урока? (Слайд № 10)

( Ученики: Последнее, так как в нём глагол будущего сложного времени, а в остальных – глаголы н.ф.) ( Слайд № 11)

Учитель: Рассмотрите внимательно глаголы неопределённой формы. Какая у них особенность?

(Ученики: оканчиваются на -ть, - чь) (Слайд № 12)

Учитель: Подчеркните эти буквосочетания. Как вы умаете какой частью слова они являются? (Ученики отвечают: окончания, суффиксы. Оба эти предположения можно записать в «Бортовой журнал»

Учитель: Проверим себя по учебнику. Прочитайте правило на стр. 78 и отметьте значками:

\/ - известная информация;

+ - новая информация;

- - мы ответили неверно;

? – осталось непонятным;

! – вызвало интерес; ( Слайд № 13)

Учитель: Какие наши выводы оказались верными? Неверными? Непонятными?


  1. Стадия рефлексии


Учитель: Что вызвало у вас интерес? (Если дети не дадут ответ на вопрос, то учитель может спросить: Является ли сочетание букв ЧЬ суффиксом?)

Учитель: Вернёмся к таблице ЗХУ и заполним последнюю колонку.


Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Обозначает действие предмета.

  • Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?

  • Изменяется по лицам.

  • Изменяется числам.

  • У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.

  • Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.

  • Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

  • В глаголах прошедшего времени есть суффикс – л.

  • Глаголы не употребляются с предлогами.

  • С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.

  • Имеет начальную или неопределённую форму.


  • Почему неопределённую форму глагола так назвали?


  • На какие вопросы отвечает?



  • Особенности неопределённой формы глагола.

  • Не изменяется по числам, лицам, родам, времени.

  • Что делать? Что сделать?

  • Оканчивается на суффиксы –ТЬ,

- ТИ или на -ЧЬ

  • Имеет ещё одно название ИНФИНИТИВ.

( Слайд № 14)

Учитель: Кто скажет, что мы будем изучать на следующем уроке?

(Если дети не вспомнят, можно просто указкой показать сочетание букв

ЧЬ в таблице или минутке чистописания.)

Учитель: А сейчас оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось….

Меня удивило….

Я могу похвалить себя за … (Слайд № 15)

Учитель: Благодарю всех за работу на уроке и желаю всем дальнейших успехов! (Слайд № 16)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол"

Автор: Мартьянова Ольга Николаевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186921

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Спряжение глагола" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-spriazhieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "169690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423458162"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства