Учитель: Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и не скучным. Успехов нам и удачи! Открываем тетрадочки, записываем число. Комментирует …
(Ученик: Числительное пятнадцать сложное. Оно обозначает пять на дцать, т.е. десять. Ь знак в середине слова не пишется. Ноябрь – словарное слово, запоминаем букву О)
Минутка чистописания:
Учитель: Запишем сочетания букв: ть//ти//чь//. Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о них побольше.
Учитель: Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии. (Слайд № 2)
Взял книгу в руки – не заскучаешь.
Мы будем много знать, если мало будем спать.
Хорошо того учить, кто хочет много знать.
Сделали дело – гуляем смело!
Учитель: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим. Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.
(Диалог предлагается прочитать хорошо читающим ученикам)
Кор.: Что вы больше всего любите делать?
Часть речи: Люблю действовать!
Кор.: Что вы больше всего не любите?
Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!
Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
Часть речи: Могу путешествовать во времени!
(Дети отвечают, что это глагол)
Учитель: Выпишите глаголы из пословиц. Прочитайте.
Учитель: Да, это наши знакомые незнакомцы – глаголы. Почему я их так назвала?
(Ученики: Мы не всё знаем о глаголах, путаемся, когда их пишем или делаем разбор…)
Учитель: давайте упорядочим наши знания о глаголе, а для этого заполним таблицу.
( Таблица заранее начерчена на доске и заполняется учителем только в ходе ответов детей. В таблице даны предполагаемые ответы детей.)
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Обозначает действие предмета.
Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?
Изменяется по лицам.
Изменяется числам.
У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.
Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
В глаголах прошедшего времени есть суффикс – л.
Глаголы не употребляются с предлогами.
С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.
Имеет начальную или неопределённую форму.
( В этом классе дети знают, что глаголы будущего времени сложной формы состоят из глагола-помощника и глагола неопределённой формы. Если дети не вспомнят про неопределённую форму, то им можно предложить «ловушку».
Учитель: Вернёмся к глаголам, которые мы выписали из пословиц. Мне кажется, что мы выписали два одинаковых глагола. Кто согласен? Почему?
Ученики:Глагол будем знать – будущего времени, а глагол знать – неопределённая форма глагола.
После разъяснений и заполнения первого столбика таблицы продолжается работа над темой урока.) (Слайд № 4)
Учитель: Какое из записанных нами знаний изучено нами меньше всего?
(Ученики: начальная или неопределённая форма глагола)
Учитель: Это и будет темой нашего урока. (Тема записывается на доске)
Учитель:Что хотите узнать о неопределённой форме глагола? (Дети отвечают, а учитель заполняет вторую колонку таблицы ЗХУ)
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Обозначает действие предмета.
Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?
Изменяется по лицам.
Изменяется числам.
У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.
Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
В глаголах прошедшего времени есть суффикс – л.
Глаголы не употребляются с предлогами.
С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.
Имеет начальную или неопределённую форму.
Почему неопределённую форму глагола так назвали?
На какие вопросы отвечает?
Особенности неопределённой формы глагола.
( Слайд № 5)
Стадия осмысления
Учитель: Прежде чем начать свою работу по изучению неопределённой формы глагола, положите перед собой «Бортовые журналы»и определите пункты исследования. Вам поможет наша таблица ЗХУ.
(Таблицу для «Бортовых журналов» заранее распечатал учитель. Дети предлагают пункты, а учитель помогает им выявить главные и записывает их в левую колонку «Бортового журнала»)
Пункты исследования
Результаты исследования
Вопросы н.ф. глагола.
Изменение по лицам.
Изменение по числам.
Изменение по времени.
Изменение по родам.
Особенности глаголов н.ф.
(Слайд № 6)
Учитель: Для экономии времени я предлагаю провести исследования первых 5 пунктов по звёздочкам: для 1 звёздочки – первый вопрос, для 2 звёздочки – 2 вопрос и т.д. Работать будем с глаголами, выписанными из пословиц, а для 5 звёздочки я предлагаю другие глаголы. (Слайд № 7)
(В этом классе дети давно разделены на команды-звёздочки и выполняют различные задания учебного и не учебного характера. Командиры звёздочек докладывают о результатах своей работы.
1 звёздочка: Мы задавали вопросы к глаголам неопределённой формы и выяснили, что они отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?
2 звёздочка: Мы распределяли глаголы в группы по лицам и выяснили, что глаголы неопределённой формы не имеют лица.
3 звёздочка: Мы распределяли глаголы в группы по числу и выяснили, что глаголы неопределённой формы по числам не изменяются.
4 звёздочка: Мы распределяли глаголы в группы по времени и выяснили, что глаголы неопределённой формы по времени не изменяются.
5 звездочка :Мы распределяли глаголы по родам и определили, что у глаголов неопределённой формы род определить нельзя.
В результате работы заполняется «Бортовой журнал»)
Пункты исследования
Результаты исследования
Вопросы н.ф. глагола.
Изменение по лицам.
Изменение по числам.
Изменение по времени.
Изменение по родам.
Особенности глаголов н. ф.
Что делать?
Не изменяется.
Не изменяется.
Не изменяется.
Не имеет рода.
( Слайд № 8)
Физминутка
Учитель: Молодцы! Для дальнейшего исследования я предлагаю вам списать текст. Глаголы, записанные в скобках, поставьте в неопределённую форму.
Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотою. ( Слайд № 9)
Учитель: Какое предложение не такое как все, если расценивать его с точки зрения темы урока? (Слайд № 10)
( Ученики: Последнее, так как в нём глагол будущего сложного времени, а в остальных – глаголы н.ф.) ( Слайд № 11)
Учитель: Рассмотритевнимательно глаголы неопределённой формы. Какая у них особенность?
(Ученики: оканчиваются на -ть, - чь) (Слайд № 12)
Учитель: Подчеркните эти буквосочетания. Как вы умаете какой частью слова они являются? (Ученики отвечают: окончания, суффиксы. Оба эти предположения можно записать в «Бортовой журнал»
Учитель: Проверим себя по учебнику. Прочитайте правило на стр. 78 и отметьте значками:
\/ - известная информация;
+ - новая информация;
- - мы ответили неверно;
? – осталось непонятным;
! – вызвало интерес; ( Слайд № 13)
Учитель: Какие наши выводы оказались верными? Неверными? Непонятными?
Стадия рефлексии
Учитель: Что вызвало у вас интерес? (Если дети не дадут ответ на вопрос, то учитель может спросить: Является ли сочетание букв ЧЬ суффиксом?)
Учитель: Вернёмся к таблице ЗХУ и заполним последнюю колонку.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Обозначает действие предмета.
Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает?
Изменяется по лицам.
Изменяется числам.
У глагола 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее время.
Глаголы будущего времени могут быть простыми и сложными.
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
В глаголах прошедшего времени есть суффикс – л.
Глаголы не употребляются с предлогами.
С частицей НЕ глаголы пишутся отдельно.
Имеет начальную или неопределённую форму.
Почему неопределённую форму глагола так назвали?
На какие вопросы отвечает?
Особенности неопределённой формы глагола.
Не изменяется по числам, лицам, родам, времени.
Что делать? Что сделать?
Оканчивается на суффиксы –ТЬ,
- ТИ или на -ЧЬ
Имеет ещё одно название ИНФИНИТИВ.
( Слайд № 14)
Учитель: Кто скажет, что мы будем изучать на следующем уроке?
(Если дети не вспомнят, можно просто указкой показать сочетание букв
–ЧЬ в таблице или минутке чистописания.)
Учитель: А сейчас оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось….
Меня удивило….
Я могу похвалить себя за … (Слайд № 15)
Учитель: Благодарю всех за работу на уроке и желаю всем дальнейших успехов! (Слайд № 16)