Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку " Слово - основная единица речи"»
Конспект урока русского языка, 5 класс
«Лексика. Слово - основная единица речи»
Учитель Лемзякова И.Е.
Троицкий лицей
Урок русского языка, 5 класс
Тема: Лексика. Слово - основная единица речи
Цель: ознакомить учащихся с разделом « Лексика», учить определять лексическое значение слова, развивать навыки работы с толковыми словарями, расширять словарный запас учащихся, прививать интерес к изучению русского языка
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальная беседа:
- Что изучает фонетика?
Каким словом называют буквы, расположенные в алфавитном порядке?
Подберите синоним к слову алфавит.
Какие буквы русского алфавита не обозначают звуков?
Определить строку, в которой записаны слова, состоящие только из звонких (глухих) согласных.
- Назовите слова, в которых есть мягкие (твёрдые) согласные.
П. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
1. Изучение нового материала. Словарная работа (устно). Лексика, лексический, лексикон, лексикограф. Учитель: Знакомы ли вам эти слова? Что у них общего?
(Ответы учащихся) Лексис - гр.- слово. Именно слово является единицей раздела языкознания , который называется лексика.
(Запись в тетрадях указанных слов).
2. Проблемная беседа:
Как появились слова?
Что такое слово, для чего нужны слова?
(Рассуждения учащихся).
Учитель: Всё правильно. Слово называет предмет, явление, действие... Без слова нет общения. А знаете ли вы, что чудаки из «Приключения Гулливера» Д.Свифта считали, что говорить очень вредно, так как каждое сказанное слово способствует изнашиванию гортани, поэтому они таскали за собой мешки с
разными предметами, которые необходимы для выражения мыслей. Вместо того, чтобы называть какую-то вещь словом, академик вытаскивал из мешка этот предмет и показывал на него. Наверное , и нам с вами пришлось бы общаться таким фантастическим способом, если бы люди, кроме самих предметов, не использовали для их названия слова. Представить сегодня это невозможно. Почему?
/ Ответы учащихся /
Учитель: Названия для предметов, явлений обязательны для всех, Они закрепляются обществом. Но один и тот же предмет в разных языках называется по-разному. (Сравнивание слова упражнение в русском, украинском и английском языках (вправа, exercise) ЛЕКСИКА - все слова языка, его словарный запас ЛЕКСИКОН - словарный запас одного человека.
(Запись в тетрадях толкования слова лексика) Знаете ли вы, что основной запас языка представлен в толковых словарях.
- Как вы думаете, есть ли словарь, в котором записаны все слова?
( Ответы учащихся)
Учитель: Нет, и не может быть. Почему? Сравнительный анализ:
Словарь живого великорусского языка В.И.Даля - 200 ООО слов.
Академический словарь -120 480 слов.
Словарь СИ.Ожегова - 70 ООО слов. Учитель: Знакомы вам имена этих лексикографов?
(Сообщение учащихся о В.И.Дале, Казаке Луганском, земляке.)
В.И.Даль - наш великий земляк. Родился он в семье врача. Много профессий перепробовал: был морским офицером, армейским хирургом, крупным чиновником, но всю жизнь остался верен своему призванию писателя. Его воодушевляла любовь к России, к русскому народу, русскому слову... Собирать слова он начал в 1819 году, по дороге из Петербурга в Москву. По серому насту бежали сани, гудел ветер, шёл снег. В санях двое: ямщик, закутанный в тулуп, и юный мичман Даль. Он жмётся от холода и дует на руки. Вдруг ямщик тычет кнутовищем в небо и, утешая, басит: «Замолаживает».
Мичман вынул из кармана записную книжку и записал: «Замолаживать - иначе, пасмурнеть, клониться к ненастью». С этого слова, как известно, и начался его великий «Толковый словарь...»
Учитель:
Лексикон взрослого человека, имеющего высшее образование, составляет 12 ООО слов. Лексикон ребенка 10-11 лет - 3600 слов. Учитель: Какую задачу мы должны поставить перед собой, сопоставляя эти цифры?
- Языку надо учиться, постоянно обогащать свой словарный запас. З. Объяснение учителя.
Каждое слово имеет лексическое и грамматическое значение, которое мы находим в словарных статьях толковых словарей
-Работа со словарём С. И. Ожегова. Анализ словарной статьи. (На партах у учащихся образцы словарных статей: слово для
анализа; абзац).
Словарная статья состоит из:
Заголовочного слова
Грамматических помет
Толкований лексического значения
Примеры употребления
4. Творческая работа. Класс делится на 2 группы: «Поиск» и «Мысль». Учащиеся группы «Поиск» работают со словарями, ищут значение слова «портфель», а группа «Мысль» формулирует значение этого слова самостоятельно.
(Ответы учащихся и запись лексического и грамматического значений этого слова).
Учитель: Часто люди, не зная лексического значения слов, неправильно их употребляют, от этого в их речи появляются лексические ошибки, которые вызывают смех.
5.Редактирование. Работа по культуре речи.
Задание: найдите лексические ошибки и запишите исправленный
вариант предложения.
1 .Я люблю плавать в ластах /латах.
2.На окнах у соседей висит красивый толь/ тюль.
Даша отличается особым обонянием /обаянием/.
На уроке труда Маша выкроила пойму/ пройму.
Учитель: Как видите, неправильное употребление слов может исказить смысл предложения. Также непонятными будут высказывания людей с бедным лексиконом
(Разыгрывается сценка «Впечатление о походе».
Пятиклассник Глеб вернулся из похода. Он был возбужден.
Понравилось в походе? - спросила мама
Просто супер! - ответил сын.
Что же было классного?
Да было так классно! Сначала, значит, мы добрались до леса, а потом, стали пробираться по тропинке, понимаешь.. .ну, словом, класс.. .вообще, так сказать, мы сначала шли группами, так здорово, что понимаешь, вообще, супер. А потом, понимаешь, мы добирались уже, а они.. .ну, вообще здорово мы попутешествовали! Поняла?
Но мама лишь покачала головой. Вряд ли она поняла, чем запомнился поход сыну.
Учитель: Какой совет вы могли бы дать мальчику и какую помощь может ему оказать мама?
(Ответы учащихся)
III. Подведение итога урока
1 Лингвистическая игра - кроссворд. (Записать ответы на вопросы)
1. Сумка с учебниками, школьными принадлежностями.
(Портфель)
Длинная коробочка для ручек, карандашей, перьев. (Пенал)
Кусочек резины для стирания написанного. (Ластик)
Письменная принадлежность, графитная палочка, оправленная в дерево. (Карандаш)
Тетрадь для выставления оценок. (Дневник)
Стальная пластинка с расщепленным концом для писания чернилами, тушью. (Перо)