содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции;
воспитательные:
формировать навыки контроля и самоконтроля;
воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине.
Ход урока
I Организационный момент
II Тема урока. Постановка целей
Приветствие. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз.
В этот осенний день рада видеть вас и гостей на уроке.
— Садитесь те, у кого день рождения в октябре!
— Садитесь те, у кого день рождения осенью!
— Садитесь те, кто любит осень!
— Садитесь те, кто сегодня настроен творчески работать на уроке!
Мне очень приятно, что вы все готовы к уроку, и хочу поделиться своим хорошим настроением с вами.
Пусть хорошее настроение не покидает вас, несмотря на то, что всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. На память приходят слова А. С. Пушкина:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей...
Всё чаще дуют ветры-листодёры, срывают с деревьев весь роскошный наряд. И ложится он золотым ковром, прикрывая родную землю. Вот уже и первый снег припорошил дорожки.
И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки... Воздух прозрачен и чист, дышится легко. Все это мы видим, слышим и радостно на душе от этой красоты. Душа просит песни...
Ролик «Мой район Жамбылский»
— Понравилась вам песня?
— О чем она? (О любви к родному краю)
— Тема сегодняшнего урока тесно связана с темой любви к своей малой Родине. Вы научитесь делать синтаксический разбор словосочетания. Прежде, чем перейти к теме синтаксического разбора словосочетания, повторим то, что вам известно с прошлых уроков.
III Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.
1.Терминологический диктант.
а) Два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически (словосочетание) б) Из каких слов состоит словосочетание (из главного и зависимого) в) Какова связь между главным и зависимым словом в словосочетании (подчинительная) г) Подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова (согласование) д) Подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова (примыкание) е) Образец, по которому строится словосочетание (схема) ж) Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний (синтаксис)
Взаимопроверка, результаты озвучиваются.
2. Коллективная работа. (Текст на карточках получает каждый учащийся) Задание: выписать из предложений словосочетания.
Там, где озера и поля в белом краю берез, Это родная сторона, мир моих светлых грез Мой район Жамбылский, здесь моя земля, Красотой чудесною славится она. Шепчут нивы хлебные, золотом маня: «Ты такая милая, Родина моя!»
Какие теоретические знания необходимо применить для выполнения задания?
— Знать определение словосочетания
— Что не является словосочетанием.
Чтобы выделить словосочетание, нужно: найти грамматическую основу предложения, она не является словосочетанием; при помощи вопросов выделить все словосочетания.
Выписанные словосочетания: нивы хлебные, красотою славится, в краю берез.
3. Работа у доски. Записать словосочетание, привести доказательства.
— Ребята, а какого типа словосочетаний не было в выписанных? (Примыкание)
— Придумайте словосочетание с таким видом подчинительной связи, запишите его. (Легко дышится)
4. Самостоятельная работа.
Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного.
Задание: составьте словосочетания со значением «предмет и его признак», «действие и его признак», «действие и предмет, на который оно направлено», используя слова
содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции;
воспитательные:
формировать навыки контроля и самоконтроля;
воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине.
Данный урок является завершающим в изучении темы «Словосочетание». При планировании урока были учтены следующие факторы: возраст детей, индивидуальные особенности школь-ников.
На уроке применялись такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный.
На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, само-стоятельная.
На 1 этапе урока была использован психологический настрой к уроку. Проблемный во-прос помог при объяснении нового материала. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации деятельности учащихся.
При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, таблица «Способы связи слов в словосочетании», схема «Синтаксический разбор словосочетания», ра-бота с учебником. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно — наглядный, демонстрационный.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, взаимопроверка.
Закрепление нового материала было дано в форме творческих заданий. Учебно—познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок учащиеся получили положительные оценки.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособно-сти и активности учащихся на уроке.
Проведение физминутки способствовало снятию усталости у учащихся.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.
В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения постав-ленных задач и изучения заявленной темы.
Метапредметный подход на уроке осуществлялся путём привлечения знаний учащихся из смежного предмета (литературы).
Задачи урока реализованы, программные требования учтены.