Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке, надеюсь на плодотворную работу.
2.Актуализация знаний. (слайд№1)
Вставьте пропущенные буквы:
От движущ..ся коло..ы
Спускающ..ся г..рляндами
Отр..зивш..ся в озере луна
К отворивш..ся к..литке
Осыпающ..ся листьями
Соб..рающ..ся в стаи
(Вставляют, обмениваются тетрадями и выставляют друг другу оценки по критериям: (слайд3)
«5»-нет ошибок
«4»-2 ошибки
«3»-3-5 ошибок
«2»-5 ошибок и более
-Что изучали на прошлом уроке?
-Что такое причастие?
-Каковы признаки прилагательного у причастия?
-Чем отличается прилагательное от причастия?
-Каковы признаки глагола у причастия?
-Чем отличается причастие от глагола?
3. Определение темы, цели и задач.
-Сравните словосочетания(слайд5)
От движущейся колонны Отразившаяся в озере
К отворившейся калитке Собирающиеся в стаи
-Найдите и выделите в словосочетаниях главное слово!
- Какой вывод мы можем сделать? (Причастие может быть зависимым словом в с/соч., а может быть и главным словом и иметь при себе зависимые слова)
-Попробуйте догадаться как называется причастие с зависимыми словами в грамматике русского языка? (причастным оборотом).
-Итак, о чём будем сегодня говорить?
-Что будем изучать сегодня?
-какую цель поставим на урок?
-Что мы должны ОСМЫСЛИТЬ? (что такое причастный оборот)
-Что мы должны УСВОИТЬ? (как на письме выделяется причастный оборот)
-Чему мы должны НАУЧИТЬСЯ?(находить и выделять причастный оборот в предложении)
-проведя мини-исследование можем ли мы ответить на вопрос: что такое причастный оборот? (да, это причастие+зависимое слово)
-Достиги ли мы поставленной цели? (да)
4.Открытие нового знания.
Распределите в 2 столбика
бегущий мальчик
бегущая по волнам
листья, падающие с кленов
падающие листья
нарисованная картина
нарисованная мной
исполненная ученицей
исполненная песня
-Какие из них можем назвать причастным оборотом? (причастия с зависимыми словами)
-Как вы думаете, чем будет являться существительное по отношению к причастию во 2 столбике? (ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ словом, т.е главным от которого задаём к причастию вопрос.)
-Какой цели достигли, выполняя это задание? (научились различать причастный оборот)
Запишите предложения в тетрадь:
За полем расположена усадьба, заросшая цветами .
Усадьба, заросшая цветами , расположена за полем.
За полем расположена заросшая цветами усадьба.
-Найдите и обозначьте в предложениях определяемое слово и причастный оборот. Обозначьте графически.
-подчеркните главные члены предложения.
-попробуйте догадаться, каким членом предложения будет являться причастный оборот?(определением)
-Как вы пришли к такому выводу?( задали вопрос от определяемого слова к причастному обороту)
-Посмотрите внимательно на предложения, что вы заметили? (разное расположение причастного оборота)
-Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.
-Где могут стоять причастные обороты в предложении? (перед и после определяемого слова)
-Какую особенность в постановке знаков препинания заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет)
-Какой вывод следует из этого? Когда причастный оборот выделяется запятыми? (причастный оборот выделяется запятой, если стоит после определяемого слова, причастный оборот не выделяется запятой, если стоит перед определяемым словом) (Причастный оборот выделяется двумя запятыми, если находится в середине предложения.
-Причастный оборот, который на письме выделяется запятыми, в предложении является обособленным определением.
Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.
За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.
В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.
И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.
Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.
На засеянном по весне поле появились первые всходы.
Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
На окне все еще лежала забытая утром книга.
Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.
- У кого возникли трудности при выполнении этого задания? Почему?
-Что необходимио для этого сделать? (выучить теорию на стр 116-117 учебника)
-Слайд 11. Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете где может встретиться такое задание?( ОГЭ)
-Совершенно верно! Я для вас приготовила однозадание из экзаменационной работы 9 класса, попробуйте его выполнить.
Среди предложений 18—21 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения:
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.
(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.
- Сложно было?
6.Итоги урока. Рефлексия.
-Какая цель была поставлена на урок?
-Достигли мы цели?
-У кого всё получилось?
-Кому всё было понятно?
-У кого возникли вопросы?
7. Домашнее задание
На «5» найдите 3 предложения из худ. лит., в которых есть причастные обороты, запишите и графически объясните.
На «4» - составьте сами 3 предложения с причастным оборотом.