kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока " Правописание приставок и предлогов" поможет сформировать у обучающихся умение распознавать и правильно писать предлог и приставку со словами. На уроке используются интерактивные  задания на платформах ЯКЛАСС.ру и Учу.ру. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов "»

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Правописание приставок и предлогов»

Учебник: Русский язык. Л.Ф. Климанова. 3 класс

Цель урока: создание условий для формирования умений распознавать и правильно писать предлог и приставку со словами.

Планируемые результаты

Личностные: выделять границы собственного знания и «незнания»; формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивы достижения целей.

Метапредметные

Регулятивные -   принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные - определять способы решения учебной задачи; строить речевые высказывания в устной и письменной речи; работать с информационными Интернет-ресурсами.

Коммуникативные  - формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач; участвовать в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения.

Предметные:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

находить в словах приставки, понимать, как отличить приставку от предлога; объяснять правописание приставок и предлогов.



Этапы урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Л; формировать мотивы достижения целей

К: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками

(На слайде)

Приветствие учащихся:

- Друзья! На прогулку за наукой сегодня мы пойдем.

Внимание, смекалку с собою мы возьмем.

Улыбнитесь девочки, улыбнитесь мальчики!

Солнышко в окошко подмигивает нам.

С хорошим настроением начинаем наш урок.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над грамотностью письма, и вы откроете для себя новые знания.

- Открываем тетради, записываем дату с комментированием.

(На слайде)

Два . цать ч .твёртое д. к . бря.

Кла .. ная р . бота

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Л: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности

К: участвовать в диалоге

Поз: работать с информационными Интернет-ресурсами, строить речевое высказывание

Р: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы

П: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки

- Ребята, какие предлоги встретились в моем приветствии? (на, за, с, в)

- Какие еще предлоги вы знаете? (к, от, про, до, под)

- От какого слова в дате можно образовать глаголы? (работа)

- Назовите эти глаголы (заработать, поработать, наработать)

(На доске фиксируются все записи)

- Какая часть слова помогла образовать новые слова? (приставка)

- Назовите эти приставки (за, по, на)

- Давайте выполним задание на платформе Якласс.ру, выделим в словах приставки.

- Молодцы, хорошо поработали!

- Итак, какие мы знаем приставки? (за, по, над, в, с, от, у, на, про )

- На какую часть речи похожи приставки в русском языке? (на предлоги)

- Какая опасность может возникнуть? (можем не отличить приставку от предлога)

- Можете ли вы из наших рассуждений определить тему урока? (Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов).

- Запишите в тетрадь тему урока.

(На слайде)

Правописание приставок и предлогов

- Ребята, какую цель поставим перед собой?

(Уметь находить приставки и предлоги., отличать приставку от предлога. Научиться применять правила написания слов с приставками и предлогами)

- А почему это нужно уметь? (грамотно писать, не допускать ошибок в письмах, объявлениях, текстах)

III. Выявление места и причины затруднений

Л: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности

К: формировать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при решении учебных задач

Поз: использовать знаково-символические средства

(На слайде)

вы по к про пере от для об за

- Ребята, что означают данные сочетания букв? (это приставки и предлоги)

-  Назовите те из них, которые бывают только приставками. (вы, пере)

- Назовите те их них, которые бывают только предлогами. (к, для)

- А какие из них бывают как приставками, так и предлогами? (по, под, про, об, за)

- Ребята, давайте вспомним все, что мы знаем о приставке и предлоге. Поработаем в группах, составим кластеры. Помогут вам опорные слова.

1 группа: о предлоге

2 группа: о приставке

(На слайде)


часть

стоит

служит

пишется



(После ответов и обсуждения на слайде появляются схемы)

- Молодцы, дружно поработали.

(На слайде)

Путники, до, пристани, добрались.

Снежинки, за, окном, закружились.

Ежик, по, дорожке, побежал.

- Составьте из слов предложения, запишите. Приставку выделите, предлог подчеркните.

(Дети выполняют задание на доске и в тетрадях. Проверка работ)

- Выполним следующее задание.

(На слайде)

Решили волки зайчика (за) печь,

А заяц (из) духовки прыг (за) печь.

- Прочитайте предложение. Раскройте скобки, запишите.

- Какая проблема у вас возникла? (Слово (за) печь – писать вместе или раздельно?)

IV. Построение проекта выхода из затруднений

Л: выделять границы собственного знания и «незнания»

К: формировать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при решении учебных задач

Р: действовать по плану и планировать свои учебные действия; вносить коррективы

Поз: определять способы решения задачи

- Как же нам узнать, где предлог, а где приставка? (ответы)

- Предлагаю вам побывать в роли исследователей.

- Может кто-нибудь из вас может предложить способ, как это сделать. (Попробуем между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово).

V. Реализация проекта

Л: формировать мотивы достижения целей

К: участвовать в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения

Р: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы

Поз: использовать знаково-символические средства

П: находить в словах приставки, понимать, как отличить приставку от предлога

(Коллективно рассуждаем и записываем на доске и в тетрадях)

из (чего?) духовки, из (горячей) духовки

прыг за (что?) печь, за (русскую) печь

решили запечь

- Что вы заметили? ( Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово).

- А между приставкой и словом можно вставить вопрос или другое слово? (Нет, приставка - часть слова)

- Какая часть речи решили запечь? (глагол)

- Вернемся к предыдущему заданию.

- Назовите слова с приставками.

- Какой частью речи они являются? (глаголом)

- Какой из этого можно сделать вывод? (Предлог с глаголом не употребляется.)

- Да, ребята, глагол дружит только с приставками.

- Запишите теперь это предложение в тетради. Выделите все орфограммы.

(проверка)

- Ребята, откроем толковый словарь и прочитаем значение слова предлог.

(В переводе с гр. яз. слово «предлог» означает «калька» - т.е. стоящий «перед словом».)

- Всего около 200 предлогов, они занимают 4 место по частоте употребления.

-  Давайте проверим, хорошо ли вы поработали исследователями. Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов? (К учебнику)

- Прочитайте правило стр. 107-108

- Правы ли вы были?

- Ребята, давайте продолжим кластер и составим схему - помощник, она вам поможет в работе.

(У каждого таблица со стрелками, коллективно заполняем)











предлог

приставка


Попробуйте вставить слово


Получилось?

да

нет

предлог

(не дружит с глаголом)

приставка

(дружит с глаголом)

раздельно

слитно





VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Л: формировать мотивы достижения целей

К: формировать умение сотрудничать со сверстниками при решении учебных задач

Поз; строить речевые высказывания в устной и письменной форме

Р: контролировать процесс и результаты деятельности

П: объяснять правописание приставок и предлогов.



- Ребята, поработаем в группах. Каждая группа выполняет задание. Работаем дружно и внимательно.

Задание 1. Спишите, раскрывая скобки.

Лодка (от)плыла (от)берега.

Котенок (с)прыгнул (с)дерева.

Подруги быстро (до)шли (до)школы.

Своего щенка Дарья (на)шла (на)улице.

Задание 2. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

(За) шёл (за) дом;

(на) резать (на) кусочки;

(за) лез (на) дерево

(по) ездка (по) стране

- Проверим вашу работу (ответы)

Физкультминутка

Я зачитываю слава, если слово с приставкой, вы хлопаете 1 раз, а если с предлогом - хлопаете 2 раза.

Долить, до школы, подводный, по дороге, забегу, вышел, в школу, подбежал, к дереву, на вершинах, приближается, от морей, до гор.



VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Л: способность к самооценке

Р: действовать по плану и планировать свои учебные действия; вносить коррективы

П: объяснять правописание приставок и предлогов.



- Ребята, теперь примените полученные знания на практике. Внимание и старание - ваши помощники.

Выполните упр. 188. (Взаимопроверка)

- Упр. 189 (Самопроверка)

(С учащимися, допустившими ошибки, постараться выявить их причины и дать возможность самостоятельно их исправить)

- Молодцы, ребята.

VII. Включение в систему знаний и повторения

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Поз: работать с информационными Интернет-ресурсами

П: объяснять правописание приставок и предлогов.



- Выполним задания на платформе Учу.ру. Починим предложения, вставим пропущенные слова.


- Умнички! Дома можете продолжить работу на платформах.

- Ребята, прочитайте стихотворение - шутку. Докажите, в каком слове от - приставка, а где - предлог.

(На слайде)

Веснушки.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б (от) мыла,

Веснушки  я б (от) мыла. 

 

(Я. Козловский)



VIII. Рефлексия учебной деятельности

Л: способность к самооценке

Р: адекватно оценивать свои достижения

- Ребята, о чем мы сегодня говорили?

- Что такое приставка?

- Что такое предлог?

- Как они пишутся?

- Вспомните, что вы знали по этой теме в начале урока и что знаете сейчас. Справились ли мы с поставленной целью?

- Ребята, прочитайте задание из упр. 190. Есть вопросы? Это упражнение выполните дома, повторите правило.

- Подчеркните, пожалуйста, фразы, которые вам больше всего подходят:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов "

Автор: Сычева Галина Владимировна

Дата: 24.04.2021

Номер свидетельства: 579172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока русского языка для 4 класса, "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "141632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418145138"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Правописание предлогов и приставок конспект урока русского языка"
    ["seo_title"] => string(63) "pravopisaniiepriedloghovipristavokkonspiekturokarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "331209"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464579260"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Буквы з-с в приставках" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-z-s-v-pristavkakh"
    ["file_id"] => string(6) "111861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408011296"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект и презентация урока русского языка в 5 классе "Приставка и предлог""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-pristavka-i-priedlogh"
    ["file_id"] => string(6) "260424"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448961549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства