kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Правописание не с именами существительными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Не с именами существительными" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Правописание не с именами существительными"»


Тема: Правописание не с именами существительными

Класс: 6

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели:

1)образовательная: помочь учащимся усвоить правописание не с именами существительными;

2)развивающая: помочь учащимся развить познавательные процессы(речь, воображение, восприятие), творческие способности; умение применять логические операции(анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение);

3)воспитательная: развитие позитивного ценностно-ориентированного отношения к жизни, окружающему миру миру.

Оборудование: сигнальные карточки, раздаточный материал.

Технологии: элементы технологии развития критического мышления, элементы игровой технологии.

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.


Ход урока


I. Организационный момент. Цель этапа: организация внимания, создание благоприятной рабочей атмосферы.

Учитель читает стихотворение, выполняет физические упражнения, а учащиеся их повторяют.

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Все имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И готовы сей же миг изучать родной язык!


II. Повторение изученного материала и подготовка к восприятию нового.

Цель этапа: помочь учащимся осознать важность преодоления трудностей, умения ставить перед собой цели и достигать их; повторение правописания не с глаголами для более успешного изучения новой темы.

Учитель организует краткую беседу воспитательного характера, обращаясь к субъектному опыту учащихся, которая впоследствии переходит в этап повторения изученного о правописании не с глаголами.

-Не умею, не могу, не хочу – три главных врага человека. Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с ним?

-Какие слова в этой фразе являются ключевыми?( Не умею, не могу, не хочу)

-Какими частями речи они являются?(глаголами, частицами, существительными)

-А какая орфограмма нам встретилась в первой половине выражения?(Не с глаголами)

-Как пишется не с глаголами?


III. Целеполагание

Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельной формулировке цели урока

-Посмотрите на доску. Где ещё присутствует сегодня НЕ? (В теме урока)

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

-А что из темы нашего урока вы знаете?

(Не может быть частицей, приставкой; знаем, что такое существительное, постоянные и непостоянные признаки существительных, синтаксическую роль существительного в предложении)

- А что будем сегодня на уроке узнавать? (Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока: будем узнавать, как пишется не с существительными. )


IV. Усвоение новых знаний

Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельному пониманию, формулировке правила о написании не с именами существительными.

На доске существительные написаны в два столбика: слитно и раздельно. Ребятам предлагается подумать и предположить, почему в 1 случае существительные пишутся слитно, а в другом раздельно.

Слитно Раздельно

1)Невежа 1)Не правда, а ложь

2)Неправда 2)Не стол

Учащиеся самостоятельно формулируют правило, учитель прикрепляет под словами сигнальные карточки: «не употребляется без не», «можно заменить синонимом», «есть противопоставление», «нельзя заменить синонимом».


-Проверим, правильные ли выводы мы сделали? Чтение правила в учебнике. Открываем стр.145.Читаем правило. Есть вопросы?


А сейчас Аня проведёт с вами разминку для глаз «Стрекоза»:

Вот такая стрекоза, как горошины глаза(пальцами все делают очки)

Влево – вправо, назад -- вперёд (глазами смотрят влево – вправо)

Ну совсем как вертолёт (круговые движения глаз)

Мы летаем высоко ( смотрят вверх)

Мы летаем низко (смотрят вниз)

Мы летаем далеко (смотрят вперёд)

Мы летаем близко (смотрят вниз)


V. Мотивация к дальнейшему изучению и первичная проверка

-Теперь вы знаете, как пишется не с именами существительными. А зачем вам это нужно? Где эти знания вы примените? Как используете их в своей жизни? Иными словами, вы не хотите быть невежами или невеждами? А что означают эти слова?

Словарная работа.

Невежа – невоспитанный человек.

Невежда - несведущий в какой-либо области человек.

-Почему не с данными словами пишется слитно?(Без не не употребляется)


VI. Закрепление, применение изученного материала.

Цель этапа: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.

- Не будем невеждами, для этого учимся писать не с существительными.

1)Разработка алгоритма написания не с существительными совместно с учащимися.

Алгоритм написания не с существительными.

1.Определи, употребляется ли существительное без не:

А)если не употребляется, то пиши слитно;

Б)если употребляется, то

2)проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:

А)если есть противопоставление, пиши раздельно;

Б)если нет , то

3)замени существительное синонимом или близким по значению выражением:

А)если можно заменить, пиши слитно, б)если нельзя заменить, пиши раздельно.

2)Комментированное письмо. Каждый ученик «по цепочке» комментирует написание не с существительным, пользуясь алгоритмом.

Задание: перепишите, раскрывая скобки.

(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.

VI. Физкультминутка. А сейчас Катюша проведёт с вами физкультминутку, которую она придумала сама.

Хомка, хомка, хомячок,

Ты пушистенький бочок,

Хомка рано встаёт,

Людям спать не даёт,

Щёчки моет, глазки трёт,

Все полы в доме метёт,

А ну давай, быстрей вставай,

У нас сегодня много дел,

Смотри не прозевай!


3)Игра «Отгадай слово». Отгадка – существительное с не. Ответы записываем в тетради.

Низкий урожай- Отсутствие внимания-

Недостаток организованности- Отсутствие самостоятельности-

Несчастливое, неудачное стечение обстоятельств-

Слабое здоровье- Невоспитанный человек- невежа

Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков –

Недоучившийся, малограмотный человек- невежда


4)Творческое задание. Работаем в парах.

Вставьте в пословицу недостающее слово с не. Не забывайте о правильном написании не с существительными. Объясните смысл пословиц.

Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит.

Видно неряху по грязной рубахе

Не печь кормит, а руки

Один в поле не воин

Красна изба не углами, а пирогами


VII. Контроль, самоконтроль знаний

Цель этапа: выявление уровня усвоения материала.

5)Упр.295. Выпишите имена существительные в 2 столбика:1-часть корня;2-с приставкой не (неуспеваемость, небрежность, неосторожность, ненастье, невежа,неприятель,необразованность,немота,невнимательность,невежда,нелепость,неаккуратность,ненависть,нерешительность)

6)Упражнение «Верно-неверно». При верном утверждении учащиеся встают, при неверном нет.

Верно ли, что 1)имена существительные обозначают предмет;

2)не с существительными всегда пишется слитно;

3)не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление;

4)есть существительные, которые без не не употребляются;

5)не – это только приставка.

7) Работа в парах по карточкам


VШ. Подведение итогов.

Цель: анализ успешности достижения поставленной цели

Ребята, давайте ответим на вопрос: Что сегодня на уроке я узнал(а)?


Вернёмся к началу нашего урока. «Не умею, не могу, не хочу» - какие грустные слова. Давайте попробуем заменить ключевые слова на антонимичные. Что у нас получилось? Умею, могу, хочу – три главных приятеля человека. Пусть эти приятели будут с вами при выполнении домашнего задания.


IX. Выставление отметок (комментарий)


X. Домашнее задание: упражнение № 303.

XI. Рефлексия. Нарисуйте свое настроение.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Правописание не с именами существительными"

Автор: Абрамова Татьяна Петровна

Дата: 28.12.2018

Номер свидетельства: 493249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий" "
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-i-muzhskogho-roda-s-osnovoi-na-shipiashchii"
    ["file_id"] => string(6) "137073"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417266745"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "313194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440969"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока русского языка  на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "174453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125919"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Части речи" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "158781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421783179"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание  безударных  окончаний  имен  существительных  в  творительном  падеже" "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-v-tvoritiel-nom-padiezhie"
    ["file_id"] => string(6) "219062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434004305"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства