Технологии: элементы технологии развития критического мышления, элементы игровой технологии.
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
I. Организационный момент. Цель этапа: организация внимания, создание благоприятной рабочей атмосферы.
Учитель читает стихотворение, выполняет физические упражнения, а учащиеся их повторяют.
Руки, ноги, голова,
Плечи, пояс и спина-
Все имеет имена.
Повернулись, улыбнулись, прямо сели.
И готовы сей же миг изучать родной язык!
II. Повторение изученного материала и подготовка к восприятию нового.
Цель этапа: помочь учащимся осознать важность преодоления трудностей, умения ставить перед собой цели и достигать их; повторение правописания не с глаголами для более успешного изучения новой темы.
Учитель организует краткую беседу воспитательного характера, обращаясь к субъектному опыту учащихся, которая впоследствии переходит в этап повторения изученного о правописании не с глаголами.
-Не умею, не могу, не хочу – три главных врага человека. Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с ним?
-Какие слова в этой фразе являются ключевыми?( Не умею, не могу, не хочу)
-Какими частями речи они являются?(глаголами, частицами, существительными)
-А какая орфограмма нам встретилась в первой половине выражения?(Не с глаголами)
-Как пишется не с глаголами?
III. Целеполагание
Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельной формулировке цели урока
-Посмотрите на доску. Где ещё присутствует сегодня НЕ? (В теме урока)
Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.
-А что из темы нашего урока вы знаете?
(Не может быть частицей, приставкой; знаем, что такое существительное, постоянные и непостоянные признаки существительных, синтаксическую роль существительного в предложении)
- А что будем сегодня на уроке узнавать? (Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока: будем узнавать, как пишется не с существительными. )
IV. Усвоение новых знаний
Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельному пониманию, формулировке правила о написании не с именами существительными.
На доске существительные написаны в два столбика: слитно и раздельно. Ребятам предлагается подумать и предположить, почему в 1 случае существительные пишутся слитно, а в другом раздельно.
Слитно Раздельно
1)Невежа 1)Не правда, а ложь
2)Неправда 2)Не стол
Учащиеся самостоятельно формулируют правило, учитель прикрепляет под словами сигнальные карточки: «не употребляется без не», «можно заменить синонимом», «есть противопоставление», «нельзя заменить синонимом».
-Проверим, правильные ли выводы мы сделали? Чтение правила в учебнике. Открываем стр.145.Читаем правило. Есть вопросы?
А сейчас Аня проведёт с вами разминку для глаз «Стрекоза»:
Вот такая стрекоза, как горошины глаза(пальцами все делают очки)
V. Мотивация к дальнейшему изучению и первичная проверка
-Теперь вы знаете, как пишется не с именами существительными. А зачем вам это нужно? Где эти знания вы примените? Как используете их в своей жизни? Иными словами, вы не хотите быть невежами или невеждами? А что означают эти слова?
Словарная работа.
Невежа – невоспитанный человек.
Невежда - несведущий в какой-либо области человек.
-Почему не с данными словами пишется слитно?(Без не не употребляется)
VI. Закрепление, применение изученного материала.
Цель этапа: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.
- Не будем невеждами, для этого учимся писать не с существительными.
1)Разработка алгоритма написания не с существительными совместно с учащимися.
Алгоритм написания не с существительными.
1.Определи, употребляется ли существительное без не:
А)если не употребляется, то пиши слитно;
Б)если употребляется, то
2)проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:
А)если есть противопоставление, пиши раздельно;
Б)если нет , то
3)замени существительное синонимом или близким по значению выражением:
А)если можно заменить, пиши слитно, б)если нельзя заменить, пиши раздельно.
2)Комментированное письмо. Каждый ученик «по цепочке» комментирует написание не с существительным, пользуясь алгоритмом.
Задание: перепишите, раскрывая скобки.
(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.
VI. Физкультминутка. А сейчас Катюша проведёт с вами физкультминутку, которую она придумала сама.
Хомка, хомка, хомячок,
Ты пушистенький бочок,
Хомка рано встаёт,
Людям спать не даёт,
Щёчки моет, глазки трёт,
Все полы в доме метёт,
А ну давай, быстрей вставай,
У нас сегодня много дел,
Смотри не прозевай!
3)Игра «Отгадай слово». Отгадка – существительное с не. Ответы записываем в тетради.
Низкий урожай- Отсутствие внимания-
Недостаток организованности- Отсутствие самостоятельности-
Несчастливое, неудачное стечение обстоятельств-
Слабое здоровье- Невоспитанный человек- невежа
Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков –
Недоучившийся, малограмотный человек- невежда
4)Творческое задание. Работаем в парах.
Вставьте в пословицу недостающее слово с не. Не забывайте о правильном написании не с существительными. Объясните смысл пословиц.
Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит.
Видно неряху по грязной рубахе
Не печь кормит, а руки
Один в поле не воин
Красна изба не углами, а пирогами
VII. Контроль, самоконтроль знаний
Цель этапа: выявление уровня усвоения материала.
5)Упр.295. Выпишите имена существительные в 2 столбика:1-часть корня;2-с приставкой не (неуспеваемость, небрежность, неосторожность, ненастье, невежа,неприятель,необразованность,немота,невнимательность,невежда,нелепость,неаккуратность,ненависть,нерешительность)
6)Упражнение «Верно-неверно». При верном утверждении учащиеся встают, при неверном нет.
Верно ли, что 1)имена существительные обозначают предмет;
2)не с существительными всегда пишется слитно;
3)не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление;
4)есть существительные, которые без не не употребляются;
5)не – это только приставка.
7) Работа в парах по карточкам
VШ. Подведение итогов.
Цель: анализ успешности достижения поставленной цели
Ребята, давайте ответим на вопрос: Что сегодня на уроке я узнал(а)?
Вернёмся к началу нашего урока. «Не умею, не могу, не хочу» - какие грустные слова. Давайте попробуем заменить ключевые слова на антонимичные. Что у нас получилось? Умею, могу, хочу – три главных приятеля человека. Пусть эти приятели будут с вами при выполнении домашнего задания.