kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока рассчитана на работу в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова"»

Конспект урока родного (русского языка) 7 класс

Устаревшие слова.

Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о понятиях историзмы и архаизмы и умения употреблять устаревшие слова в речи.

Задачи урока:

Образовательные :

1. опознавать устаревшие слова, объяснять их значение, различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять их в речи. 

2.   формировать у детей научное мировоззрение (умения видеть связь языка с жизнью народа, с развитием общества), формировать умение работать с текстом и строить устное высказывание.

3. формировать опыта коллективной деятельности

Развивающие: Развивать познавательный интерес учеников.


Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к родному языку; ценностное отношения к слову; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой работе: развивать уважение друг к другу.

Оборудование урока:. Презентация, ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал

Ход урока

Этап урока

Время

Работа учителя

Работа учащихся

I. Вводная часть




I.  Организационный момент

1 мин

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлые века, окунёмся в эпоху наших предков.

 Учащиеся приветствуют учителя.

II. Постановка цели урока




Актуализация знаний.







Повторение теоретического материала.

5 мин

Прочитайте текст (слайд№2) и выпишите слова, которые не употребляются в современном русском языке.

Как называются эти слова? (устаревшие)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об устаревших словах)

На какие группы делятся в русском языке все устаревшие слова? (историзмы и архаизмы).

Чем отличаются историзмы и архаизмы?(слайд №3)

Учащиеся выписывают в тетрадь устаревшие слова.

Учащиеся отвечают на вопросы

Мотивация на работу на уроке

5 мин

Укажите, какие из выписанных слов являются историзмами , а какие архаизмами. Попробуйте дать лексическое толкование этих слов.

Все ли слова вы смогли объяснить?

Где и для чего используется устаревшая лексика? ( в художественной литературе для воссоздания исторической обстановки в стране, передачи национально-культурных традиций русского народа) (слайд №4).




Учащиеся выполняют задание.



Учащиеся отвечают на вопросы

III. Основная часть




Объяснение нового материала, поиск, взаимодействие, диалог

5 мин


Работа в группах с текстами (приложение №1), содержащими устаревшие слова (выписать из текста устаревшие слова и распределить их на архаизмы и историзмы, дать толкование, используя ключ).


Обучающиеся работают в группах с текстами.








IV. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и взаимосвязях у учащихся.



Проведение работы, объяснения учителя.

 10 мин

Выступление каждой группы с результатами работы.

Проверка выписанных слов по ключам (слайд №5-8)











Работа в группах с текстами. ( а теперь замените в данных вам текстах архаизмы современными словами и прочитайте всему классу).



Вам понравились изменённые тексты?

А что с ними произошло? Давайте вспомним, для чего используются устаревшие слова. (слайд №4)

Выступают два человека от группы, один называет историзмы, другой архаизмы.

Остальные ученики проверяют ответ одноклассников по ключам на слайдах Обучающиеся работают с текстами, затем один читает переработанные текст.



Учащиеся перерабатывают текст и один человек от группы читает классу.





Учащиеся отвечают на вопросы

Оценка результатов


Поощрение, оценивание активности учащихся.


V. Краткий опрос (диагностика) учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и проведения первичного закрепления материала.



Опрос, тест, экспресс-диагностика

3 мин. Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом. ( слайд №9)

Проверьте свои ответы и оцените свою работу (слайд №10)

VI. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению




Выдача задания на дом по результатам проведенного урока

5 мин

Составьте текст (10-15 предложений), употребляя устаревшие слова на тему «Сольцы-купеческий город»

Учащиеся записывают домашнее задание

VII. Этап рефлексии





5 мин

Уважаемые ребята! Продолжите фразу: «Я считаю, что урок был для меня полезен, так как…»


Ученики проговаривают свой вариант ответа

VIII. Завершение урока




Подведение итогов.

1 мин

Ребята, я благодарю вас за работу на уроке. Надеюсь, что знания, полученные сегодня, вам помогут при чтении художественной литературы.


Приложение 1.


Группа №1

Прочитайте предложения, выпишите архаизмы и историзмы, попробуйте дать толкование этих слов.

1.На другой же день своей работы у бондаря Тимка привлек к себе общее внимание всех жителей хлебниковского дома.(М.Горький. «Тимка») 2. Версты за полторы впереди такая же отмель, как наша; ее было бы не видно в массе расплавленного, горячо сверкающего стекла, но по ней ходит темная фигура, будто плавая в воздухе. ( М.Горький.«Весельчак»). 3.Пред моим окном присел молодой скорняк с папиросой в зубах.

-Ты чего орешь?

Я объяснил ему, а он, выслушав меня сообщил публике:

-Это Смурыгиной постоялец, крючник, видно – пьяный, лается: чего, говорит, мальчишку не свезете в больницу!( М. Горький «Зрители»). 4.Выходит он под конец на поляну широкую, и посередь той поляны широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский или царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда тяжело на него глазам смотреть.( С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»). 5. В посуде золотой да серебряной яства стоят сахарные, и вина заморские, и питья медвяные. ( С. Т. Аксаков.«Аленький цветочек»). 6. После обеда, накушавшись, она опочивать легла; заиграла музыка потише и подальше - по той причине, чтоб ей спать не мешать. ( С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»)7.Побежала она на пригорок муравчатый, где рос, красовался ее любимый цветочек аленький.

Ключ:

мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки)

старая русская мера длины, равная 1,06 км

мастер, занимающийся производством меховых изделий, выделкой мехов

грузчик, переносящий тяжести на железном крюке на спине

пышное, великолепное помещение или здание, дворец

даже

еда, кушанье

имеющий вкус или запах меда, а также приготовленный на меду

спать

молодая трава

Группа №2 Прочитайте предложения, выпишите архаизмы и историзмы, попробуйте дать толкование этих слов.

В сей день, блаженная Россия,

Любезна небесам страна,

В сей день от высоты святыя

Елисавет тебе дана,

Воздвигнуть нам Петра по смерти,

Гордыню сопостатовстерти

И в ужас оных привести,

От грозных бед тебя избавить,

Судьей над царствами поставить

И выше облак вознести.

О дщерь гремящего над нами,

О мати всех племен земных,

Натура, чудная делами,

Как если таин ты своих

Меня достойным быть судила,

И если слаба мыслей сила

Проникнуть может в твой чертог,

Представь мне оную годину

И купно бег светил по чину,

Как вышний дал нам сей залог.


Сквозь тучи бывшия печали,

Что лютый рок на нас навел,

Как горы о Петре рыдали

И понт в брегах своих ревел,

Сквозь страшны россам перемены,

Сквозь прах, войнами возмущенный,

Я вижу тот пресветлый час:

Там круг младой Елисаветы

Сияют счастливы планеты,

Я слышу там натуры глас.

(М.В. Ломоносов. «Ода на день рождения ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, самодержицы всероссийския, 1746 года»)

Ключ:

этот

тот, тот самый, вышеупомянутый

противник, враг

дочь

великолепный дворец

вместе, совместно, совокупно

берегах

русским

земля

молодой

голос

Группа №3 Прочитайте предложения, выпишите архаизмы и историзмы, попробуйте дать толкование этих слов.

1.Все эти хитрые безделушки стояли в углу на поставце. (К.Г.Паустовский. «Стекольный мастер») 2. А то наши мужики только и знают, что пахать, да скородить, да косить, а этого для человека мало. (К.Г.Паустовский. «Стекольный мастер») 3. Перед кончиной она изъявила желание, чтобы одно из этих платий - розовое - было отдано Володе на халат или бешмет, другое - пюсовое, в клетках - мне, для того же употребления; а шаль - Любочке. (Л.Н.Толстой. «Детство») 4.На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, по словам Петровича, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей.(Н.В.Гоголь.«Шинель») 5. На нем была довольно опрятная суконная чуйка, вдетая на один рукав, высокая остроконечная шапка, прямо надвинутая на брови, придавала его круглому, пухлому лицу выражение лукавое и насмешливое. (И.С.Тургенев. «Певцы») 6.Уже не раз доходили до меня слухи об Яшке-Турке как о лучшем певце в околотке, и вдруг мне представился случай услышать его в состязании с другим мастером. ( И.С.Тургенев «Певцы») 7. На нем был новый тонкий армяк из серого сукна с плисовым воротником, от которого резко отделялся край алой рубахи, плотно застегнутой вокруг горла. ( И.С. Тургенев.«Певцы») 8. Яков зарылся у себя в карманах, достал грош и наметил его зубом. (И.С.Тургенев. «Певцы») 9. Начал давать бурмистру советы, как сажать картофель, как для скотины корм заготовлять. ( И.С. Тургенев «Бурмистр») 10. На заре ты ее не буди, на заре она сладко так спит; утро дышит у ней на груди, ярко пышет на ямках ланит. (А.А.Фет ) 11. Если его брил не сам хозяин Осип Абрамович, а кто-нибудь из подмастерьев, Прокопий или Михайла, то шепот становился громким и принимал форму неопределенной угрозы. (Л.Н.Андреев. «Петька на даче») 12. Впервой по чугунке едет - интересуется...(Л.Н.Андреев. «Петька на даче») 13. Тут выдался холмистой куртинкой частый осинник, и в нем стоял рогатый великан лось... (М.М.Пришвин. «Кладовая солнца») 14.Разбойник... командиров увещевал не сопротивляться, угрожая казнию в противном случае.(А.С.Пушкин.»Капитанская дочка»)15.»Иван Кузьмич, в животе и смерти бог волен: благослови Машу»(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

Ключ:

невысокий шкаф для посуды

боронить

красновато-коричневый

видный, красивый

окрестность

кафтан из толстого сукна

длинный, до колен, суконный кафтан

старинная медная монета в две копейки

староста, назначенный помещиком

щеки

помощник мастера

железная дорога

возвышением, островком

убеждал, советовал

в жизни и смерти

Группа №4 Прочитайте предложения, выпишите архаизмы и историзмы, попробуйте дать толкование этих слов.

1.Отъехав с версту, я уселся попокойнее и с упорным вниманием стал смотреть на ближайший предмет перед глазами – заднюю часть пристяжной, которая бежала с моей стороны. 2. Удовлетворив своему любопытству, папа передал ее протопопу, которому вещица эта, казалось, чрезвычайно понравилась: он покачивал головой и с любопытством посматривал то на коробочку, то на мастера, который мог сделать такую прекрасную штуку. 3. Вместо Ивиных за ливрейной рукой, отворившей дверь, показались две особы женского пола: одна – большая, в синем салопе с собольим воротником, другая – маленькая, вся закутанная в зеленую шаль... 4. Мы пошли в девичью... 5. ...Все как-то странно сливалось вместе: свет, парча, бархат, большие подсвечники... венчик, чепчик с лентами и еще что-то прозрачное, воскового цвета. 6. Брат ее, еще давно отпущенный на волю, проживал в какой-то дальней губернии... 7. Странно то, что я как теперь вижу все лица дворовых и мог бы нарисовать их со всеми мельчайшими подробностями.

Ключ:

мера длины, равная 1,06 км

лошадь, запряженная сбоку от оглобель в помощь коренной

старший священник

одежда с галунами для швейцаров, кучеров, лакеев

женское пальто широкого фасона

комната для горничных в помещичьих домах

женский головной убор

освобождение от крепостного ига

домашняя прислуга в помещичьем доме(при крепостном праве)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова"

Автор: Гончарова Елена Олеговна

Дата: 15.01.2024

Номер свидетельства: 643992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока по русскому языку тема "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "218738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433882931"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект и презентация для урока русского языка по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-i-priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "204012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429595641"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства