Давайте с вами проверим. Перед вами стихотворение. Смотрит зайка косой, Как девочка с косой За речною косой Травы косит косой. Где здесь имя прилагательное? Косой, а какое именно? У нас здесь 4 слова косой. А какое именно? Первое. Как вы определили? Что помогает определить, какая это часть речи? Верно, вопрос. Мы задаем от имени существительного вопрос к имени прилагательному. Смотрит зайка какой? косой. Скажите, а второе слово косой, какой частью речи является. Именем существительным. Задайте вопрос. Как девчонка с чем? С косой. А какое значение имеет это слово в данном случае. Правильно, это прическа. За речною косой. Какая здесь часть речи. Что означает речная коса. Какой вопрос можно задать? За чем? За косой. Речная коса - это идущая от берега низкая и узкая полоса земли или песчаный речной полуостров. Итак, травы косит косой. Какая здесь часть речи. Задаем вопрос, косит чем? Косой. Что это такое? Инструмент для скашивания растений, верно. Хорошо, молодцы, вы справились. А как вы думаете, человеку, который изучает русский язык, например, иностранцу, легко ли было справиться с этим заданием. Конечно, сложно. Все-таки возникнут сложности с определением имени прилагательного как части речи. Давайте разберем второе стихотворение. В полях, не кошенных косой, Все утро дождик лил косой. А где здесь имя прилагательное? Косой. Докажите. Дождик какой? косой. Имя прилагательное с какой частью речи связано, с именем существительным . А какой значение имеет слово косой здесь? Что значит косой дождик? А первое слово косой, какая часть речи? Не кошенный чем? Косой. Это имя существительное. О какой косе идет речь? Об инструменте.
Давайте потренируемся в определении имен прилагательных в словосочетании. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Из двух словосочетаний вы должны выписать только то, где есть имя прилагательное. Итак, столовая ложка, школьная столовая. В каком словосочетании есть имя прилагательное? Докажите. Задаем вопрос. Ложка какая? Столовая. Определяем главное слово, задаем вопрос. Подписываем. Следующая пара. Дежурный врач, дежурный по классу. А здесь где имя прилагательное? Докажите. Слушайся взрослых, взрослый человек. Молодцы, вы справились с заданием.
Давайте с вами поиграем в игру «Угадай-ка». Сок из моркови. Какой он? (морковный). Записываем: морковный сок. Главное слово сок, помечаем крестиком. Задаем вопрос, сок какой? морковный. Ставим стрелочку. Сверху пишем вопрос. Варенье из земляники – (земляничное). Кисель из молока – (молочный). Торт с орехами – (ореховый). Пюре из картофеля – (картофельное). Печенье из овса – (овсяное). Хлеб из пшеницы – (пшеничный). Из каких частей речи состоят записанные слова? Верно, из имени существительного и имени прилагательного. Что они обозначают? Признаки предмета и предмет.
Скажите мне, пожалуйста, сможете ли вы найти имена прилагательные в предложении? Давайте проверим. Спишите предложения. Подчеркните имена прилагательные и существительные, к которым они относятся. Мохнатые ели стоят по обе стороны дороги. Они закутались в пушистый снег, чтобы не замерзнуть. Где здесь имена прилагательные и имена существительные, к которым они относятся? Мохнатые ели, пушистый снег. Верно. Давайте подчеркнем. Сверху подпишем части речи.
Ребята, я убедилась, что вы очень хорошо знаете такую часть речи, как имя прилагательное. Теперь я предлагаю выполнить небольшой тест. |